Родная природа в изображении русских поэтов и художников

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Оформление и оборудование урока.

1. На доске:

- тема урока, эпиграф:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса …
(А.С. Пушкин)

Словарь:

  • пейзаж
  • колорит
  • гармония
  • композиция
  • олицетворение

2. репродукции картин И. Левитана “ Осень” ( 1890 ) “Золотая осень” ( 1894-1898), В. Поленова “Золотая осень” (1893).

3. выставка рисунков и иллюстраций учащихся к стихотворениям “ Родные просторы”

4. портрет П.И. Чайковского.

На уроке будут использованы отрывки из музыкального цикла “ Времена года” :  “ Октябрь”, “Ноябрь”.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

( под музыку П.И. Чайковского)

Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали свое отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.

Пушкина очаровывало каждое время года, но осень вызывала у него прилив сил и поэтического вдохновения .

( чтение эпиграфа)

Цель.

Учитель. Неравнодушным к осени был и писатель К.Г. Паустовский. “ Каждый любит природу по-своему и как может … Осень я изучал долго и упорно, - однажды признался он. – Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.

Прислушаемся же мудрому совету писателя и попробуем научиться по-настоящему видеть, слышать, понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны.

Учитель. Дома вы подготовили выразительное чтение стихотворений русских поэтов Х1Х века.

( Чтение стихов . Ф.И. Тютчев “Листья” и А.А. Фета “ Ель рукавом тропинку мне завесила”)

- К какому лирическому жанру относятся эти стихи? ( Пейзажная лирика)

- Что такое пейзаж? ( Картины природы)

- Что объединяет эти стихотворения? ( Перед нами картины осени, осеннего листопада)

- Давайте обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева “ Листья”. Что вы увидели, услышали в нем? ( Устное рисование)

- Каким настроением проникнуто это произведение? ( Грустным. Листья жалуются, что лето быстро прошло и хотят улететь вместе с ветром).

- Присутствуют ли в стихотворении изобразительно-выразительные средства, какова их роль? ( эпитеты – “легкое племя”, “красное лето”, “буйные ветры” - помогают создать точные образы; сравнение – “как иглы ежа”- подчеркивает отношение автора к изображаемому; олицетворение – “закутавшись, спят”, “ луга побледнели” - помогают создать психологический пейзаж, оживляют художественное пространство)

 - Природа у Ф.И. Тютчева живая, одухотворенная. Мы слышим веселый лепет листьев, смену настроений в их говоре, резкие порывы ветра. Поэт стремится к вечной гармонии в природе, и порой трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинаются раздумья о человеке.

Учитель. Как пишет об осени А.А. Фет? ( чтение стихотворения “ Ель рукавом…”)

- Какой образ увидели вы в этом стихотворении? ( осенний безжизненный лес, опавшие на землю листья)

- Каково настроение лирического героя? ( Настроение изменчиво. Природа не только манит героя, но и пугает. Ему “ и шумно, и жутко, и грустно, и весело”).

- Уловили ли вы разницу в описании осени в стихах Тютчева и Фета? ( Картина осеннего листопада у Фета похожа на тютчевскую. Кругом ветер, листья кружатся, шелестят. Но у Фета листья “ мертвые”, а у Тютчева живые, говорящие, чувствующие)

- Как использует изобразительно-выразительные средства А.А. Фет в своем стихотворении? ( метафоры – “ ель рукавом мне тропинку завесила”, “листья кружатся у ног” - помогают понять душу природы; эпитеты – “ глашатай медный”, “тонко взывающий рог”, “ странник бедный” - делают текст выразительным, мелодичным).

- А какой осень увидели вы, сделав иллюстрации к стихам Тютчева и Фета?

( защита детских рисунков-иллюстраций)

- Теперь обратимся к репродукциям русского художника Левитана. Какой видит осень он?
(она ближе к картине, созданной Пушкиным в стихотворении “Осень”)

( чтение эпиграфа)

- Сравните репродукцию картины Левитана “Золотая осень” с пушкинской. Какие слова поэта художник словно перенес на полотно?

( читаются отрывки из стихотворения “ Осень”)

Рассказ ученика о художнике.

Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в московском Училище живописи у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до самого утра. Что бы художник ни изображал – деревенский мостик, Саввинскую слободку, одиноко стоящие у берега баржи, или шумящие в веселом хороводе березки, мы чувствуем его настроение, которым проникнуто каждое полотно. Среди лучших его пейзажей – пейзажи об осени.

Учитель. Попробуйте поделиться впечатлениями о картине В. Поленова.

(словесное рисование)

- Кто же он этот замечательный мастер кисти?

Рассказ ученика о художнике.

Василий Дмитриевич Поленов – выдающийся русский живописец. Родился в семье археолога и библиографа в Петербурге. В раннем возрасте у него проявились способности к рисованию. В 1863 году Поленов поступает в Академию художеств. В это время он берет частные уроки у художника И. Крамского. Уже в юности он проявляет живой интерес к старине, рисует соборы Московского Кремля. Но наиболее ярко его дарование раскрывается в пейзажных работах. Они отличаются поэтичностью восприятия русской природы, тонкой передачей света и воздуха, продуманностью композиции. Больших успехов достиг он в создании пейзажей – картин (“Осень в Абрамцеве” и “Золотая осень”).

- С каким стихотворением Тютчева есть поразительное сходство картин Левитана и Поленова? ( со стихотворением “ Есть в осени первоначальной…”)

( чтение стихотворения)

Учитель. Великие Тютчев и Фет, Левитан и Поленов не создали своих шедевров, если бы не любили родную природу, не стремились бы через ее образы выразить свои чувства и настроение.

( звучит музыка Чайковского)

- Родная природа вдохновляла и русских композиторов. Среди них Петр Ильич Чайковский. Какое время года вы угадали в его музыке? ( Осень)

- Итак, состоялась еще одна встреча с прекрасным временем года – осенью. А помогли нам в этом поэзия, живопись, музыка и, конечно, сама природа.

Домашнее задание.

Попробуйте рассказать о своем любимом времени года так же проникновенно, как Пушкин, Тютчев или Фет. Но при этом помните замечательные слова Пришвина о том, что “рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину”.