Оформление и оборудование урока.
1. На доске:
- тема урока, эпиграф:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса …
(А.С. Пушкин)
Словарь:
- пейзаж
- колорит
- гармония
- композиция
- олицетворение
2. репродукции картин И. Левитана “ Осень” ( 1890 ) “Золотая осень” ( 1894-1898), В. Поленова “Золотая осень” (1893).
3. выставка рисунков и иллюстраций учащихся к стихотворениям “ Родные просторы”
4. портрет П.И. Чайковского.
На уроке будут использованы отрывки из музыкального цикла “ Времена года” : “ Октябрь”, “Ноябрь”.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
( под музыку П.И. Чайковского)
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали свое отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.
Пушкина очаровывало каждое время года, но осень вызывала у него прилив сил и поэтического вдохновения .
( чтение эпиграфа)
Цель.
Учитель. Неравнодушным к осени был и писатель К.Г. Паустовский. “ Каждый любит природу по-своему и как может … Осень я изучал долго и упорно, - однажды признался он. – Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.
Прислушаемся же мудрому совету писателя и попробуем научиться по-настоящему видеть, слышать, понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны.
Учитель. Дома вы подготовили выразительное чтение стихотворений русских поэтов Х1Х века.
( Чтение стихов . Ф.И. Тютчев “Листья” и А.А. Фета “ Ель рукавом тропинку мне завесила”)
- К какому лирическому жанру относятся эти стихи? ( Пейзажная лирика)
- Что такое пейзаж? ( Картины природы)
- Что объединяет эти стихотворения? ( Перед нами картины осени, осеннего листопада)
- Давайте обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева “ Листья”. Что вы увидели, услышали в нем? ( Устное рисование)
- Каким настроением проникнуто это произведение? ( Грустным. Листья жалуются, что лето быстро прошло и хотят улететь вместе с ветром).
- Присутствуют ли в стихотворении изобразительно-выразительные средства, какова их роль? ( эпитеты – “легкое племя”, “красное лето”, “буйные ветры” - помогают создать точные образы; сравнение – “как иглы ежа”- подчеркивает отношение автора к изображаемому; олицетворение – “закутавшись, спят”, “ луга побледнели” - помогают создать психологический пейзаж, оживляют художественное пространство)
- Природа у Ф.И. Тютчева живая, одухотворенная. Мы слышим веселый лепет листьев, смену настроений в их говоре, резкие порывы ветра. Поэт стремится к вечной гармонии в природе, и порой трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинаются раздумья о человеке.
Учитель. Как пишет об осени А.А. Фет? ( чтение стихотворения “ Ель рукавом…”)
- Какой образ увидели вы в этом стихотворении? ( осенний безжизненный лес, опавшие на землю листья)
- Каково настроение лирического героя? ( Настроение изменчиво. Природа не только манит героя, но и пугает. Ему “ и шумно, и жутко, и грустно, и весело”).
- Уловили ли вы разницу в описании осени в стихах Тютчева и Фета? ( Картина осеннего листопада у Фета похожа на тютчевскую. Кругом ветер, листья кружатся, шелестят. Но у Фета листья “ мертвые”, а у Тютчева живые, говорящие, чувствующие)
- Как использует изобразительно-выразительные средства А.А. Фет в своем стихотворении? ( метафоры – “ ель рукавом мне тропинку завесила”, “листья кружатся у ног” - помогают понять душу природы; эпитеты – “ глашатай медный”, “тонко взывающий рог”, “ странник бедный” - делают текст выразительным, мелодичным).
- А какой осень увидели вы, сделав иллюстрации к стихам Тютчева и Фета?
( защита детских рисунков-иллюстраций)
- Теперь обратимся к репродукциям русского
художника Левитана. Какой видит осень он?
(она ближе к картине, созданной Пушкиным в
стихотворении “Осень”)
( чтение эпиграфа)
- Сравните репродукцию картины Левитана “Золотая осень” с пушкинской. Какие слова поэта художник словно перенес на полотно?
( читаются отрывки из стихотворения “ Осень”)
Рассказ ученика о художнике.
Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в московском Училище живописи у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до самого утра. Что бы художник ни изображал – деревенский мостик, Саввинскую слободку, одиноко стоящие у берега баржи, или шумящие в веселом хороводе березки, мы чувствуем его настроение, которым проникнуто каждое полотно. Среди лучших его пейзажей – пейзажи об осени.
Учитель. Попробуйте поделиться впечатлениями о картине В. Поленова.
(словесное рисование)
- Кто же он этот замечательный мастер кисти?
Рассказ ученика о художнике.
Василий Дмитриевич Поленов – выдающийся русский живописец. Родился в семье археолога и библиографа в Петербурге. В раннем возрасте у него проявились способности к рисованию. В 1863 году Поленов поступает в Академию художеств. В это время он берет частные уроки у художника И. Крамского. Уже в юности он проявляет живой интерес к старине, рисует соборы Московского Кремля. Но наиболее ярко его дарование раскрывается в пейзажных работах. Они отличаются поэтичностью восприятия русской природы, тонкой передачей света и воздуха, продуманностью композиции. Больших успехов достиг он в создании пейзажей – картин (“Осень в Абрамцеве” и “Золотая осень”).
- С каким стихотворением Тютчева есть поразительное сходство картин Левитана и Поленова? ( со стихотворением “ Есть в осени первоначальной…”)
( чтение стихотворения)
Учитель. Великие Тютчев и Фет, Левитан и Поленов не создали своих шедевров, если бы не любили родную природу, не стремились бы через ее образы выразить свои чувства и настроение.
( звучит музыка Чайковского)
- Родная природа вдохновляла и русских композиторов. Среди них Петр Ильич Чайковский. Какое время года вы угадали в его музыке? ( Осень)
- Итак, состоялась еще одна встреча с прекрасным временем года – осенью. А помогли нам в этом поэзия, живопись, музыка и, конечно, сама природа.
Домашнее задание.
Попробуйте рассказать о своем любимом времени года так же проникновенно, как Пушкин, Тютчев или Фет. Но при этом помните замечательные слова Пришвина о том, что “рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину”.