Цели урока:
- обобщить то, что узнали ребята о рассказах, посвящённых Новогодним и Рождественским праздникам;
- обратить внимание на своеобразие и неповторимость их, отметить то общее, что дало право объединить эти рассказы в единый цикл;
- поговорить о добре, милосердии, сострадании к ближним, внимании к окружающему миру;
- создать атмосферу праздника, вызвать стремление делать добро, помочь ощутить радость.
Тип урока: урок анализа текста.
Предварительная работа:
учащиеся самостоятельно прочитали предложенные тексты.Оформление класса: гирлянды, открытки, плакаты, ёлка с игрушками.
Оборудование:
интерактивная доска, презентация, церковная музыка, колокольный звон.Ход урока
1. Звучит церковная музыка.
2. Вступительное слово учителя.
Новый год, Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей.
И читать о них тоже очень интересно.
– С каким событием связано Рождество?
Ребята включаются в беседу: для них Рождество связано с ожиданием чуда, счастья, радости.
Да, рождение Христа – великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей и давшее им надежду на спасение души. Ребята, вы уже это знаете из Нового Завета. Вспомните, что в момент рождения Христа воссияла на небе Вифлеемская Звезда. И пришли на её свет волхвы и принесли дары младенцу Иисусу. Поэтому исстари принято на Рождество ходить со звездой и дарить подарки. А красавицу ёлку венчают звездой, и она сверкает под потолком, напоминая людям о Рождестве Христовом. Вот и мы украсили свой класс.
1 Слайд. Тема урока. Рождественские рассказы Бориса Ганаго.
2 Слайд. Эпиграф. Христос рождается! Славите!
Звон колоколов.
3 Слайд. Икона Рождество Христово.
О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, Богослужения, также из икон Рождества Христова. Перед вами одна из них.
Дети читают стихи: Т. Шелудякова – местная поэтесса.
Рождество.
На Святой Руси все знают:
Под метелицу порой
Праздник радостный встречают
Вместе с яркою звездой.Рождество Христово было
Много-много лет назад.
Всем Писание открыло,
А Преданье подтвердило –
Это знают стар и млад.Вифлеемом назывался
Палестины уголок.
И народ туда собрался,
Добирался, кто как мог.И Иосиф, и Мари
Шли на перепись сюда.
Засветилась в небе синем
Вифлеемская Звезда.Места не было под крышей.
Как устали! Путь далёк.
И в вертепе, как под нишей,
Засветился огонёкТам по милости хозяйской
а завесой, при зверях,
Царь и Бог не в кущах райских
Появился, в ясляхКак чиста была Мария,
Светел был Младенец-Бог.
В небе ангелы парили.
И светился весь Восток.Родился Христос! Спаситель!
Так Творец наш повелел.
С Рождеством теперь спешите
Всех поздравить на земле.
Рождественское С. Чёрный
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."
Учитель. Я сегодня хочу познакомить вас с рассказами современного православного писателя Б.А. Ганаго.
Рождественский рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал – хороший.
Беседа по рассказу “В Рождественскую ночь”
Слайды 4-5
Кому перед сном молились дети вместе со своей
мамой?
Давайте прочитаем конец рассказа
Беседа по рассказу“ Спасение от огня”
Слайды 6-8
- Перескажите эпизод ожидания отца из города.
- Расскажите о пожаре на хуторе.
- Почему работник, рискуя собой, спас Федю?
- Как раскрылась тайна разбойника Мишки Петрова?
- О чём он,умирая, попросил Федю?
Учитель. Вспомним о нашем настроении перед праздником. Детские впечатления незабываемы : праздничная суета, подготовка сюрпризов, новогодние игрушки, аромат свечей, сверкание мишуры, и ёлочных украшений, добрые , светлые лица родных и близких…Так хочется, чтобы это повторялось опять.
Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью существует горе, нужда и одиночество. Об этом наши следующие рассказы.
Беседа по рассказу “ Письмо Богу”.
Слайд 9.
- Как все готовятся к Празднику Рождества?
- Почему мальчик оказался на улице один?
- Почему старый писарь не торопился домой?
- Старик согласился написать письмо бесплатно? Почему?
- Что рассердило старого писаря?
- Как он узнал историю мальчика?
- Какой милосердный поступок совершил писарь? Чьи слова он вспомнил?
- Что такое милосердие?
Слайд 10. Рассказ “Машенька”
- Почему женщина вышла на улицу просить милостыню?
- Что поразило Машу в рассказе женщины?
- Перескажите разговор мамы и детей. Какое у детей было желание? Кого они ждали?
- Что говорят вам эти слова: “У Маши было удивительное сердце. Когда рядом радовались, и ей хотелось прыгать от счастья. Но если кому-то было больно, она не могла пройти мимо … И чужая боль проникала в её сердце…”
- Какими словами можно определить поступок Маши? “ Но ни мама, ни малыши не подозревали, что девочка отдала им свою ёлку и подарки.”
- Что для вас значат слова: любовь, добро, сострадание?
Итоги урока.
– Что объединяет эти рассказы?
– Как много в жизни значит доброта?
– Заставили ли вас рассказы волноваться, переживать, сочувствовать, быть добрее самим?
– Какие добрые поступки захотелось вам совершить?
Учитель: Дорогие мои! Мы сегодня много узнали о Рождестве. Какой это добрый праздник! Я хочу, чтобы вы после нашего сегодняшнего разговора стали чуть-чуть добрее, милосерднее, сердечнее относиться к родным, друг к другу и несли капельки доброты в ваши семьи.
Поздравляю вас с Рождеством и Новым годом! Успехов вам и всего наилучшего!
Слайды 11-12
Домашнее задание: прочитать рассказ А. Куприна “ Чудесный доктор”. Нарисовать Рождественские открытки.