Форма "Суд над литературным героем" не является не только оригинальной, но и новой. В первые десятилетия после революции, когда шло создание советской школы и советские педагоги пытались уйти от классического урока, эта форма уже применялась. Достаточно вспомнить роман В.Каверина "Два капитана" и эпизод, где юные герои участвуют в ученическом суде над Онегиным с позиции коммунистических идей.
Но недаром говорят, что в дидактике нельзя изобрести ничего нового: все уже изобретено до нас. Значит, нам остается творчески применять давно известное.
Другое время - другие дети. В каком возрасте подобная, по сути игровая, форма наиболее актуальна? Что хочет получить учитель "на выходе"? На наш взгляд, это младшие подростки, которых необходимо готовить к чтению более серьезных и объемных произведений, формировать умение "следовать за мыслью великого человека", сразу читать произведение аналитически.
Исходя из вышесказанного, выбираем пушкинского "Дубровского"(6 класс) и формулируем тему - "Суд над разбойником Владимиром Дубровским".
Ролевая игра рассчитана на 2 урока и является контролем изучения программного материала.
Цель игры: на основании текста романа А.С.Пушкина “Дубровский” выявить 2 антагонистичные стороны личности (благородство и безрассудство) и 2 противоречивые жизненные позиции (помещик – крепостник и благородный мститель, возглавляющий крестьянскую массу) главного героя, а главное – выявить идею произведения и авторскую позицию самого Пушкина (что же он хотел сказать образом Дубровского?).
Задача учителя – не допустить на предшествующих уроках изучения романа прямого выхода на идею, сохранить интригу для игры.
Накануне 1-го урока происходит распределение ролей:
- обвиняемый Дубровский,
- прокурор (обвинитель),
- адвокат (защитник),
- свидетели со стороны защиты и обвинения.
Роль судьи, ведущего судебное заседание, исполняет сам учитель.
Обязательно дублирование ролей во избежание неприятностей, связанных с неожиданным отсутствием кого-либо из учеников, и для охвата работой всего класса.
В качестве домашнего задания учащиеся перечитывают эпизоды, где действуют их персонажи, делают необходимые пометки и выписки (например, указывают эпизод, главу, страницу).
1-й урок представляет собой работу в группах:
1) “прокуроры” готовят пункты обвинения (здесь реализуется позиция государства по отношению к преступной деятельности Дубровского) или, при качественной домашней подготовке, доводят их до сведения “адвокатов” в письменном виде;
2) те, в свою очередь, готовят постулаты защиты (здесь реализуются: индивидуальная нравственная позиция персонажей, народный взгляд на события, дворянское понятие о чести);
3) “Дубровские” пишут последнее слово обвиняемого;
4) “свидетели” в парах проверяют точность, совпадение отобранного ими материала, записывают тезисы своих выступлений на судебном заседании.
Учитель в целях качественного проведения самой игры должен как можно быстрее проверить весь письменный материал учащихся и вернуть им проверенное для доработки и корректировки (“советую обратить внимание на…”, “считаю лишним…”, “перечитай…”, “будь внимательнее к…” и т.п.). НО помощь он может оказывать уже во время групповой работы.
Сценарий 2-го урока таков:
- речь судьи,
- речь прокурора с выступлениями свидетелей обвинения,
- речь адвоката с выступлениями свидетелей защиты,
- последнее слово обвиняемого,
- приговор суда.
Рекомендации:
- в качестве свидетелей отобрать персонажей действительно значимых (не разбрасываться и не пытаться объять необъятное),
- можно в качестве свидетелей выбрать представителя от той или иной группы (от гостей Троекурова, от судейских, от крепостных Дубровского),
- продумать вместе с детьми форму презентации материалов игры (видео, слайд-шоу, печатные материалы и т.д.),
- вынести саму игру за рамки урока и провести командную игру с использованием 2-х классов в параллели (в идеале, когда оба класса у одного учителя),
- оценочную деятельность могут осуществлять зрители (например, учащиеся других параллелей, знакомые с романом, и учителя), а можно подготовить для самих шестиклассников оценочные листы с различными графами: “Кто лучше всех знает литературный материал?”, “ Чьи знания заслуживают особого внимания?”, “Лучше всех сыгранная роль” и прочее,
- не зацикливаться на антураже: опыт показывает, что детям и без него интересно,
- обязательно позднее, в начале следующего урока литературы, получить от детей обратную связь или о пользе такого урока, или о вынесенной идее (в устной или письменной форме),
- в зависимости от интеллектуального, артистического уровня, уровня межличностных отношений учащихся, а также от личных наклонностей и профессионального опыта учителя доводить предложенный вариант игры до соответствующего образа.