Литература
-
Программа спецкурса для обучающихся 10–11-х классов «Курс подготовки к написанию сочинения по русскому языку и литературе» 2022
Спецкурс «Курс подготовки к написанию сочинения по русскому языку и литературе» предназначен для обучающихся 10–11-х классов, рассчитан на 34 часа. Актуальность спецкурса определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения обучающимися навыками связной речи.
-
Программа спецкурса по духовно–нравственному воспитанию для учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы "Культура славянского народа. Обряды и обычаи" 2009
В данной программе автор стремился выстроить картину мира древних славян, чтобы дети смогли осознать окружающий мир, законы его устройства, путь русского человека и судьбу России. Программа раскрывает школьникам сущность и специфику фольклорных жанров, закономерности их исторического развития, знакомит с обрядами и обычаями русского народа.
-
Программа спецкурса по литературе в 11-м классе "Малые прозаические жанры XX века. Рассказ" 2007
Главная задача курса - научить анализу художественного произведения, полнее представить творчество заявленных писателей и литературный процесс XX века в целом, узнать специфику и художественные особенности жанра рассказа. Материал программы строится на изучении малых прозаических жанров в историческом аспекте. Предлагаемые учащимся творческие работы с выбором жанров позволяют развить умения, связанные с художественной интерпретацией, литературоведческим анализом, критико-публицистической оценкой представленных произведений.
-
Программа спецкурса по теме: "ЛОТ № 1 "Золотое слово русской поэзии". 9-й класс 2007
Цель курса состоит в просветительской роли, в привитии школьникам чувства эстетического наслаждения от прекрасного слова русской поэзии, в формировании у них умений интерпретировать, глубоко осмысливать поэтический текст, видеть произведение как целостную картину в единстве формы и содержания. Курс рассчитан на 17 часов, делится на теоретическую и практическую части. Для достижения целей программы предусмотрены занятия по литературоведению, по изучению различных подходов (методик) к анализу поэтического текста в единстве формы и содержания, практикумы по анализу художественных текстов, самостоятельная творческая и исследовательская деятельность, создание собственных аналитических работ.
-
Программа театрального коллектива "ЛИК" при школьной библиотеке 2011
В статье представлена программа литературно-театрального клуба для учащихся общеобразовательных школ, которая позволит детям прикоснуться к миру литературы, научиться определять характер персонажа, тему и сюжет произведения, поможет развить творческие способности, научиться выражать свои эмоции, поставить голос, развить речь, раскрепоститься, получить основы стиля и этикета. Ребенок растет в глазах своих сверстников, получает заряд уверенности в своих силах.
-
Программа факультатива по русскому языку и литературе "Как написать сочинение на 5". 11-й класс 2015
Цель курса: помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся, эффективно организовать процесс обобщения, систематизации и углубления изученного литературного материала; выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме; подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения.
-
Программа факультативного курса "Литература Древнего мира" 2003
Задача курса: познакомить учащихся с произведениями Древнего Мира, в которых отражены нравственные ценности человечества; научить видеть литературу как частицу единого мира, в котором живет человек; развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве. Данный курс рассчитан на 34 часа для 5-7-х классов, но может быть применим и в любом другом классе.
-
Программа факультативного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров". 10-й класс 2005
Факультативный курс рассчитанный на 68 часов, предназначен для учащихся 10 класса. Он обеспечивает системное овладение знаниями по теории сочинения, способствует совершенствованию навыков написания сочинений разных жанров, необходим для подготовки учащихся к выпускному экзамену по литературе.
-
Программа факультативного курса по теме: "Русская литература в живописи, музыке, киноискусстве" для 9–11-х классов 2006
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей. Его цель – расширить рамки понимания изучаемого произведения художественной литературы, познакомиться с работами художников, композиторов, кинорежиссёров.
-
Программа школьного дискуссионного клуба "Литература и время". Разработки заседаний 2009
Формирование навыков самостоятельного чтения, совершенствование диалогических отношений на основе толерантности являются одними из важных целей преподавания русского языка и литературы в школе. Одной из форм внеклассной работы по литературе в этом направлении является клубная работа. Предлагаемая программа работы дискуссионного клуба помогает реализовать заявленные цели во внеклассной работе по предмету.
-
Программа элективнго курса по литературе "Литературный Усть-Илимск" 2007
Элективный курс "Литературный Усть-Илимск" предназначен для гимназий, лицеев, колледжей, а также школ с гуманитарным уклоном и рассчитан на 34 часа. Программа курса обладает новизной, так как в ней изучаются жизнь и произведения писателей города Усть-Илимска, творчество которых не входит в обычную школьную программу. При обучении используются технология концентрированного обучения, технология сотрудничества, а также всевозможные приёмы активных форм обучения: диспуты, коллективное решение проблемы и т.д. Теоретический аспект курса является хорошим дополнением к знаниям, полученным на уроках словесности.</p>
-
Программа элективного курса 2010
Систематическое изучение лирических произведений на лингвистической основе способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов общеобразовательной школы, желающих развить навыки анализа поэтического текста, подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
-
Программа элективного курса " Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе" 2009
Программа элективного курса ориентирована на освоение содержания мифов, на изучение особенностей мировоззрения пращуров, нашедшего отражение в жанрах фольклора и литературы. Программа включает тематическое планирование и виды домашних заданий. Отдельные темы курса могут быть изучены на уроках в классах гуманитарного профиля или на занятиях факультатива.
-
Программа элективного курса "Авторская (бардовская) и рок–поэзия" 2009
Гуманистическим противовесом негативным явлениям в современном обществе может стать изучение песенной лирики (бардовской и рок-поэзии). Взаимопроникновение поэтического слова, музыки, исполнительского мастерства многократно усиливают воздействие на интеллектуальный и нравственный мир человека.
-
Программа элективного курса "Анализ литературного произведения" для учащихся 9–11-х классов 2008
Программа ставит своей главной задачей осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций и формирование основных теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения. В ней дан примерный перечень произведений, но их выбор зависит от программы, возраста учащихся, уровня подготовленности класса и желания учителя.
-
Программа элективного курса "Анализ поэтического текста" (7-й класс) 2009
Курс интересен тем, что на каждом занятии проводится комплексный анализ поэтического текста. Каждое занятие представляет собой законченное целое — не связано с предыдущим и последующим, что дает возможность включиться в работу на любом этапе данного курса.
-
Программа элективного курса "Анализ художественного текста" 2009
Программа элективного курса для 10-го класса направлена на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, развитие навыков исследовательской деятельности, желание реализовать творческие возможности личности. Программа будет полезна учителям, работающим на ступени среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровнях.
-
Программа элективного курса "Виртуальный литературный музей" 2007
Данный элективный курс "Виртуальный литературный музей", на занятиях которого предполагается знакомство с интернет-коллекциями знаменитых литературных музеев мира, позволит учащимся ощутить как "живут" экспонаты, и даст возможность почувствовать себя зрителем в музее. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 10–11-х классов филологического профиля. По окончании курса учащиеся должны знать структуру литературного музея, уметь подобрать для такого виртуального музея экспонаты, дать им оценку, проникнуть в глубину художественно-образного замысла писателя, художника или композитора; применять полученные знания и умения в разработке различных творческих проектов, в организации праздников, конкурсов, в создании презентаций.
-
Программа элективного курса "Духовно–нравственные ценности моей малой родины" 2009
Одним из аспектов программы курса является знакомство с литературно-художественным богатством родного села, с основами христианской нравственности и морали. Произведения писателей-земляков помогут открыть многие нравственные истины, духовно обогатят, тем самым помогут становлению и формированию личности.
-
Программа элективного курса "Зарубежная литература" 2009
Курс представляет собой интегрированную программу, включающую в себя элементы таких учебных дисциплин, как «Литература» и «Иностранный язык». Он рассчитан на один год обучения в 9—11-х классах гуманитарного и филологического профиля для введения учащихся в западное культурное пространство Европы и США в соответствии с нормами и ценностями открытого общества.
-
Программа элективного курса "Литература и кино" 2011
Программа элективного курса "Литература и кино", разработанная для учащихся 11-го класса, предполагает знакомство учеников с основами киноискусства на основе анализа фильмов – экранизаций литературных произведений, изучаемых в школьной программе.
-
Программа элективного курса "Литература и кино" для 5–11-х классов 2011
Элективный курс "Литература и кино" предназначен для учащихся 5–11-х классов и посвящен анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих в школьную программу по литературе.
-
Программа элективного курса "Литературная гостиная" 2008
Элективный курс "Литературная гостиная" является одной из оптимальных форм работы, развивающей творческие способности учащихся. Программа курса будет востребована педагогами, работающими в старшем звене школы, стремящихся к развитию литературных способностей обучающихся, их самореализации в области гуманитарных наук, что позволит достичь осознанной читательской самостоятельности.
-
Программа элективного курса "Литературный Борисоглебск" 2008
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки девятиклассников «Литературный Борисоглебск» призвана познакомить школьников с творчеством известных писателей (М.Горького, Ю.Ф. Третьякова, В. Кина), живших в Борисоглебске, а также малоизвестных местных поэтов и прозаиков. Автор предлагает пояснительную записку, развёрнутое содержание курса, материал для творческих работ, список литературы для учителя и учащихся.
-
Программа элективного курса "Основы актерского мастерства" 2010
Содержание программы элективного курса направлено на развитие творческих способностей учащихся и на углубление знаний по предметам гуманитарного профиля. Занятия носят интегрированный характер и способствуют формированию у школьников представления о театральном искусстве как области единой человеческой культуры.
-
Программа элективного курса "Очерк в русской литературе: жанровая специфика, история развития" 2007
Современное переломное время вызвало расцвет жанра очерка, поэтому его изучение сегодня является востребованным и актуальным. Данная программа знакомит учащихся с историей появления и развития очерка в русской литературе, классификацией очерков, жанровой спецификой на примере произведений авторов от древнерусской литературы и до наших дней. В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений жанра.
-
Программа элективного курса "Поэзия – прекрасная страна" 2009
Проблема интерпретации лирического произведения и собственно его анализа остается актуальной и волнует учителя. Одним из основных умений, которыми должны овладеть ученики в процессе изучения литературы, является интерпретация поэтического текста. Курс предназначен для учащихся 9-го класса средней общеобразовательной школы и рассчитан на 17 учебных часов.
-
Программа элективного курса "Русская художественная культура: от Древней Руси до конца XIX века" 2010
Программа элективного курса основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
-
Программа элективного курса "Семейная хроника в русской литературе XIX–XX веков" 2005
Данная программа нацелена на изображение истории семьи и ее традиций в русской литературе. Целью курса является знакомство учащихся с творческой биографией и отдельными произведениями русских писателей. В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений. Он рассчитан на учащихся 10-11 классов.
-
Программа элективного курса "Современное прочтение классики" 2005
Данная программа универсальна в использовании как спецкурс для учащихся 10,11 классов. Содержательная часть основана на обязательном минимуме содержания образования области "Филология". Принятая структура и содержание программы отвечает возрастным возможностям учащихся. Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в год). Определяющим компонентом программы является творческая деятельность ученика. Все предлагаемые задания условно можно разделить на аналитические и ориентированные на собственно литературное творчество ребенка. Такая работа позволяет ученику приблизиться к литературному тексту, войти в него, ощутить произведение писателя как часть своего собственного духовного опыта.