Программа факультативного курса "Литература Древнего мира"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способной усвоить коды нескольких культур, готовой к самоопределению, саморазвитию на основе сотрудничества и диалога разных культур, заключающихся на опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды разных народов, понимание и уважение духовного наследия других народов.

Цель: духовно - нравственное эстетическое развитие подростка силой воздействия и средствами различных жанров литературы Древнего Мира.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с произведениями Древнего Мира, в которых отражены нравственные ценности человечества; научить видеть литературу как частицу единого мира, в котором живет человек;
  2. развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве;

Важным критерием отбора произведений являются их соответствие возрастным интересам учащихся и доступность по проблематике.
Данный курс рассчитан на 34 часа для 5-7 классов, но может быть применим и в любом другом классе.

Для 9-х классов эту программу можно использовать как элективный курс в рамках предпрофильной подготовки. В этом случае цель данного элективного курса - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора гуманитарного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства 9-классников с литературой Древнего Мира на материале достаточно простых и увлекательных занятий междисциплинарного содержания.

Систематизирующими принципами программы стали историзм и опора на различные жанры литературы и искусства.

Принцип историзма помогает ученику сквозь призму далекой истории понять динамику сегодняшней жизни, свое предназначение. Различные жанры литературы рассматриваются в программе, как система образов и представлений, в которых своеобразно воплощены сознания людей древнейших цивилизаций, их отношения с окружающим миром, с космосом, с другими людьми. В программе на материале памятников художественной литературы прослеживается, как и почему меняется интерпретация сюжетов и образов с движением истории человечества.

Данная программа также предполагает через знакомство и изучение литературы Древнего Мира расширять, прививать интерес и к культуре своего края, развивать навыки эстетического анализа текста, хотеть и уметь создавать свои интерпретации художественного текста. Данная программа предполагает изучение литературы Древнего Мира в единстве с историей, живописью, музыкой. Такой подход помогает воспринимать мир как единое целое.

Программа предполагает приемы сопоставления, сравнения на уроке по чтению и обсуждению художественных текстов, а также тесную связь с другими учебными предметами (рисование, музыка, история), с внеурочной и внеклассной работой, через которую проводятся обобщающие занятия в различных формах: концерт, спектакль, выставки работ по ИЗО.

Предполагается тесная связь с семьей - это не только домашнее чтение, но и совместное изготовление различных образцов культуры того или иного народа (костюмы, пластилиновые, глиняные поделки, панно). Развивать индуктивное, дедуктивное мышление.

Особенностью данной программы является то, что весь теоретический материал рассматривается на предметных уроках. А параллельно на факультативных занятиях данного курса проводятся практические занятия.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны усвоить:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы и искусства (худ.образы и др.);
  • понятия, связанные со структурой художественного произведения (тема, идея, композиция, сюжет, взаимосвязь героев и событий, средств изображения героев: портрет, речь, авторская характеристика);
  • понятия, характеризующие родожанровые особенности произведения.

Учащиеся должны понимать авторское отношение к изображаемому (писать отзыв о самостоятельно изученном произведении (литературном, изобразительном, музыкальном) с выражением собственного отношения к героям и событиям.)

Учащиеся должны уметь через частное видеть целое, и анализируя общее, делать частные выводы.

Учащиеся должны уметь создавать творческие работы на основе полученных знаний (сочинения, картины, танцы, костюмы и т.д.)

Формы подведения итогов реализации программы.

В связи с тем, что уроки по литературе Древнего Мира проводятся по мере прохождения определенных тем по другим предметам, в заключении обязателен урок ?0150; "отражение", на котором обобщаются полученные учащимися знания, представляются и обсуждаются творческие работы в различных направлениях. Такие уроки могут проходить в форме выставки, фестиваля, соревнования, концерта, спектакля и учебно-исследовательская конференция.

Литература Древнего Египта.

5 класс

Предметные уроки Факультатив
Уроки истории по изучению истории Древнего Египта. Египет - родина тотемизма (вера в родство людей и их животных, растений, явлений природы, которые служили объектом религиозного поклонения. 2 часа.
Уроки литературы. Изучение древних мифов (уроки проводятся за другим, метод погружения). Боги Египта. Одежда и символика богов. 3 часа.
  Архитектура Древнего Египта. Наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы. 2 часа.
Основные литературные жанры: гимны, дидактические произведения, мифы, сказки. Безызвестность автора. 3 часа.
Театр Древнего Египта. Театр как массовое действие. 3 часа.

Отражение:

Интегрированное занятие( игра) - 3ч (история, литература).

Литература Древней Индии

6 класс

Предметные уроки Факультатив
Уроки истории по изучению Др.Индии “Махабхарата” и “Рамаяна” - великий древнеиндийский эпос, энциклопедия жизни, обычаев, нравов, эстетических и этических воззрений народов Древней Индии. 24 часа.
Русские народные сказки. Сказки о животных. Басни (иносказания). Сказки Индии. “Пять книг”, “Сказка попугая”. “Щука - саптати”. Прием обрамления. 2 часа.
Пословицы и поговорки. Шлоки - поговорки или пословицы, выражающие мудрость индийского народа. 2 часа.
Уроки музыки (единство пения, инструментальной музыки). Древнеиндийская музыка: связь пения, музыки и танца. 2 часа.
Народная музыка. Особенности ритма индийской народной музыки, взаимосвязь с бытовыми традициями. 2 часа.

Отражение:

Постановка отдельных глав из “Махабхараты”. 3 ч

Обсуждение сказки с обрамлением. 2 ч

Литература Древнего Китая.

7 класс

Предметные уроки Факультатив
Уроки истории по изучению Др.Китая “Книга песен” - “шицзин”. Сборник народных песен и ритуальных гимнов разных времен . 3 часа.
Конфуций и его учение. Пять совершенств природы: человечность (жень), чувство долга (и), Благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). 2 часа.
Уроки ИЗО (символика в изобразительном искусстве). Иероглифика: синтез поэзии, живописей и каллиграфии в китайской культуре. 3 часа.
Музыка. Народные инструменты. Китайские народные музыкальные инструменты. Музыкальный театр в Др.Китае. 2 часа.

Отражение - 3ч:

Творчество детей, отражающее духовное значение китайской литературы “Цветы и птицы”(выставка).

Все, что ты ни видишь - цветок,

Все, о чем ни думаешь - луна.

(Картины, стихи, танцы, написанные детьми).

Японская классическая литература:

    1. “Летопись древних дел” - первый памятник японской прозы. 2 часа.
    2. “Сказание о роде Тайра”. Красота, мощь, трагизм народного эпоса. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка. 3 часа.
    3. Танка - короткая песня. Особенности этого жанра. 2 часа.
    4. Поэты Бусон, Есса - создатели трехстишья - хокку. 2 часа.
    5. Театр “Но” - одноактовое лирическая драма и фарсы народного характера. 2 часа.
    6. Искусство составления букета. Культ гор и камней, цветов и деревьев. 2 часа.

Отражение:

Написание учащимися танка и хокку. 2 ч

Обыгрывание. 2 ч

Составление икебаны. 2 ч

Заключительная конференция "Диалог культур"

Творческие и учебно-исследовательские работы каждого учащегося. 3 часа.

 Список использованной литературы:

  1. Афоризмы Старого Китая. Пер.В.Малявина - М:Лениздат, 1980-130с.
  2. Волшебные сказки Китая. Пер.В.Махоничева - М:Дет.лит., 1979-189с.
  3. Индийские народные сказки “Страна чудес” - М:Дет.лит., 1982-201с.
  4. Китайская классическая поэзия. Пер.Эл.Эйдлина - М:Дет.лит., 1984-216с.
  5. Классическая восточная поэзия. Пер.Х.Короглы - М:Лениздат, 1983-105с.
  6. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М:Худ.лит., 1987-130с.
  7. “Махабхарата” и “Рамаяа” - великий древнеиндийский эпос // Энциклопедия для детей. - М:Аванта, 2000-с.105-110
  8. Светлый источник (средневековая поэзия Китая и Корея) - М:Наука, 1979-165с.