Программа факультатива по русскому языку и литературе "Как написать сочинение на 5". 11-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всё наше достоинство заключено в мысли.
Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить.

Б.Паскаль

Чтобы быть на высоте, чтобы достойно отвечать требованиям времени, необходимо учиться.

Навык мастера ставит.

Русская пословица

Каждый выпускник независимо от целей и склонностей хоть один раз в жизни оказывается в роли писателя, чтобы проявить свои творческие способности в освоении одного-единственного литературного жанра – сочинения. А это творческий процесс, неотъемлемой частью которого является вдохновение. Но экзаменационная обстановка не очень-то способствует его приходу, тем более, что время, отведённое для творчества, строго регламентировано. В течение отведённого времени необходимо сконцентрироваться и написать стройное, логичное целое – законченный текст сочинения…Как доказать, что ты умеешь самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы, гибко пользуясь материалом художественных произведений, владеешь навыками письменной литературной речи? Как продемонстрировать свою блестящую эрудицию? Убедить, что ты имеешь все данные, чтобы пополнить славную армию студенчества? Над этим задумывается каждый выпускник и начинает целеноправленно готовиться к экзамену.

Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь – дисциплин гуманитарного цикла).

Сочинение – это творческая работа. Качественное более или менее развёрнутое письменное высказывание по литературной проблематике всегда свидетельствует о развитости ума чувств человека. Владение речью, законами построения логичного и убедительного текста, необходимое в работе над сочинением, пригодится в любом ином деле.

Промежуточная аттестация в форме сочинения – написание итогового сочинения-рассуждения различного объёма с опорой на прочитанное и осмысленное художественное произведение –   является заданием повышенной сложности. Оно нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных программой умений, в числе которых – научиться работать с литературным текстом:

– проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы;
– выражать информацию в виде кратких записей;
– формулировать проблему;
– выстраивать систему аргументов, убедительно, этически корректно доказывать собственное мнение;
– создавать собственный текст;
– композиционно оформлять текст;
– выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистота и др.

Требование подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения в 11-х классе выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определённых культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и  познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости  компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём ёё реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.

Готовы ли выпускники создать текст-рассуждение? Сформированы ли у одиннадцатиклассников умения выстраивать суждения, которые соответствуют их  личным представлениям о «правильности», жизненному опыту, объективным законам природы, научному и общественному знаниям, отражённым в художественной, публицистической, научной литературе? Умеют ли выпускники  соглашаться или не соглашаться с  позицией автора текста? Насколько они это делают этично, доказательно, правильно?

Поиски ответа на эти вопросы  легли в основу данного курса.

Цель курса:

– помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся, эффективно организовать процесс обобщения, систематизации и углубления изученного литературного материала;
– выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме;
– способствовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.
– подготовить ученика к промежуточной аттестации  в форме сочинения, уделить особое внимание формированию умения создавать связный текст на заданную тему;
– регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объёма на основе художественного произведения (или его фрагмента);
научить логически, доказательно писать сочинения, используя не шпаргалку, а полученные на уроках литературы навыки и знания.
– обучающимся 10-11 классов освоить методику написания сочинения-рассуждения, целенаправленно подготовиться к промежуточной аттестации в форме сочинения;
– привести в систему имеющийся опыт работы с литературным текстом и проверить свою готовность к выполнению творческого задания на экзамене – написанию итогового сочинения;
– помочь организовать упорную, постоянную, систематическую, самостоятельную работу: способствовать чтению и анализу художественных текстов, учебной и научной литературы
– помочь разобраться в том, что же такое сочинение, понять, что это не тяжкий бесполезный труд, определённое количество страниц, которое нужно «вымучить» после изучения очередного  прогаммного произведения, а интересная и порой захватывающая работа.

Содержание курса:

1. О новой форме  промежуточной государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по литературе – 1 ч.
2. Основные требования к сочинению – 1 ч.
3. Классификация ошибок, встречающихся в сочинениях – 6 ч.
4. Основные типы сочинений. Жанр эссе – 1 ч.
5. Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания – 7 ч.
6. Последовательность работы над сочинением – 3 ч.
7. Правила игры. Советы экзаменующемуся. «7 правил успеха на экзамене» – 1 ч.
8. Ещё раз о терминах и понятиях. Повторение теоретико-литературных понятий, изучаемых в курсе основной школы – 1 ч.
9. Итоговое сочинение. «Любимые» экзаменационные темы. (Особенности формулировок тем итогового сочинения. Тематическое направление. Комментарий) – 1 ч.
10. Модель выпускного сочинения (примеры сочинений) – 1 ч.
11. Анализ сочинений по критериям – 5 ч.
12. Полные тексты сочинений, написанные выпускниками в ходе апробации. Развёрнутый комментарий к ним на основе критериев оценивания итогового сочинения – 2 ч.
13. Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику – 4 ч.
Курс дополнительных занятий рассчитан на 34 часа, 1 занятие в неделю.

Календарно-тематическое планирование:

№ занятия

Кол-во
часов

Дата

Тема занятия

1

 

 

О новой форме промежуточной  государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по  литературе – итоговом сочинении. (Для чего нужен письменный экзамен по литературе?)
         2

 

 

Какие требования предъявляются к сочинению?

3

 

 

Распространённые ошибки, встречающиеся в сочинении. Как избежать их? Будьте умнее, не повторяйте чужих ошибок! (Классификация ошибок при проверке итоговых сочинений).

4

 

 

Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника. (Фактические ошибки. Логические ошибки).

5

 

 

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм. (Речевые ошибки).

6

 

 

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм. (Грамматические ошибки).

7

 

 

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм. (Орфографические ошибки).

8

 

 

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм. (Пунктуационные ошибки).

9

 

 

Основные типы сочинений (дневники, рецензии, очерки, литературно-критические статьи…). Жанр эссе.

10

 

 

Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания.

11

 

 

Критерии оценивания.  «Соответствие теме».

12

 

 

Критерии оценивания.  «Аргументация. Привлечение литературного материала».

13

 

 

Критерии оценивания «Композиция и логика рассуждения».

14

 

 

Критерии оценивания. «Качество письменной речи».

15

 

 

Критерии оценивания. «Грамотность».

16

 

 

Десятибалльная система оценивания сочинений (поступающим в вузы). Критерии экзаменационной работы.

17

 

 

Последовательность работы над сочинением. С чего начать? Вступление (виды вступлений).

18

 

 

Последовательность работы над сочинением. Главный тезис. Основная часть (аргументация).

19

 

 

Последовательность работы над сочинением. Конец – делу венец. Заключение (виды заключений).

20

 

 

Правила игры. Советы экзаменующемуся. «7 правил успеха на экзамене».

21

 

 

Ещё раз о терминах и понятиях. Повторение теоретико-литературных понятий, изучаемых в курсе основной школы.

22

 

 

Итоговое сочинение. «Любимые» экзаменационные темы. (Особенности формулировок тем итогового сочинения. Тематическое направление. Комментарий).

23

 

 

Рассмотрим модель выпускного сочинения (примеры сочинений).

24

 

 

Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме».

25

 

 

Анализ сочинений по критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

26

 

 

Анализ сочинений по критерию №3 «Композиция и логика рассуждения».

27

 

 

Анализ сочинений по критерию №4 «Правильность речи».

28

 

 

Анализ сочинений по критерию №5 «Грамотность».

29

 

 

Полные тексты сочинений, написанные выпускниками в ходе апробации. Развёрнутый комментарий к ним на основе критериев оценивания итогового сочинения.

30

 

 

Полные тексты сочинений, написанные выпускниками в ходе апробации. Развёрнутый комментарий к ним на основе критериев оценивания итогового сочинения.

31

 

 

Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.

32

 

 

Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.

33

 

 

Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.

34

 

 

Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.

Ожидаемые результат – научиться понимать литературные тексты и строить логичное целое  – законченный текст итогового  сочинения:

извлекать информацию;
– правильно вычленять и понимать сигналы, оставленные в тексте автором и передающие оттенки смысла, постигать авторский смысл;
– выражать свой собственный взгляд на проблему, давать оценку литературным образам, ставшим широким обобщением писателя, определять их роль для формирования нравственного облика человека современной эпохи;
– продуцировать собственное связное высказывание, научиться  делать понимание литературной проблемы глубоким, слог лёгким, мысль чёткой, логику изложения прозрачной, композицию работы стройной.

Использованная литература:

1. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах учебно- методическое пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева.– Ростов н/Д: Легион, 2011.
2. Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.: Изд-во  «Тускарора» совместно с фирмой  «РиД», 1997.
3. Симакова, Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сочинение»:9-й кл./Е.С.Симакова. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.– (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
4. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий/Е.А. Владавская, Н.И. Ломилина, В.К.Сигов. – М.: Интеллект-Центр, 2007 – 104 с.
5. В.Подгорная. Сочинение..? Это интересно! ( Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах). – Санкт-Петербург.: Издательство «КАРО», 2000.
6. В.И.Глазунов. Сочинение. Письменный экзамен по литературе и русскому языку для поступающих в вузы. – Москва.: Издательство  Российского университета дружбы народов,1997.
7. Домашний репетитор. Как писать сочинение? (Школа и вуз) – М.: Издательство «Айрис», 1996.
8. Т.В.Лимонад. С сочинением на «ТЫ». Пособие для старших. М.: Школьная Пресса, 2001 – (Серия ШАНС – «Школа Абитуриента: Научись Сам»).
9. Громов С.А.Сочинение. Практическое руководство. – М.: Издательство «Московский лицей»,1994.
10. Сидоренко Н.В. Сочинение по литературе. Методическое пособие для учащихся 11-го класса. – Волгоград: Издательство «Братья Гринины», 1997.
11. А.А.Егорова. Как написать сочинение на «5»? – Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1996.