Программа элективного курса "Литература и кино" для 5–11-х классов

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


I. Пояснительная записка

Претворение идей и образов одного искусства средствами другого издавна имело широкое распространение в истории искусств. Интенсивный обмен эстетическими ценностями, взаимопроникновение разных видов искусств происходят на всех этапах художественного развития человечества. Синтетическим и многоплановым искусством является и художественная литература. Замечательные литературные творения продолжают свою жизнь в других видах искусства - музыке, живописи, скульптуре, графике, театре и кино.

Экранизация классической художественной литературы - одна из относительно новейших форм взаимосвязи разных видов искусств. Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы; у зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику, чтобы заново пережить и глубже осмыслить увиденное на экране. Экранизация немало дает для понимания творчества писателя в целом, его мирового значения в развитии литературного процесса.

Кроме того, с помощью таких средств, как крупный план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра, кинематограф дает возможность увидеть и услышать выразительное слово писателя, т.е. переводит слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия. В этом и состоит специфическая выразительность кино: именно в искусстве прямого действия, прямых обобщений, прямого вторжения в жизнь. Поэтому экранный образ в силу своих звукозрительных черт, не застывших, а непосредственно развивающихся на глазах у зрителя во времени, обладает величайшей силой непосредственного воздействия.

Основные цели и задачи спецкурса "Литература и кино" поставлены в соответствии со стратегическими задачами развития современной школы (элитарность, открытость внутри социального строя, толерантность, дисциплина, качество образовательной программы, индивидуализация), а также направлены на получение общешкольных образовательных результатов (проведение открытых образовательных событий, выход учащихся во внешкольное пространство, реализация всех видов компетенции, формирование учебной деятельности, повышение качества результатов обучения, совершенствование внеучебных форм работы, применение новых образовательных форм, повышение мотивации к обучению, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся, индивидуализация и дифференциация учебного процесса, привлечение родителей к участию в образовательном процессе).

Главная цель спецкурса "Литература и кино" - просветительская, т.е. через обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений мировой классики на уроках-диспутах и уроках-конференциях, обращаясь к сердцу и уму школьников, пробудить в них интерес к чтению, размышлению и сопереживанию, повысить уровень творческого развития, а также способствовать совершенствованию человеческой личности учащихся.

Основными задачами спецкурса "Литература и кино" являются:

  • сопоставление фильмов-экранизаций и литературных первоисточников (соответствие замысла режиссера замыслу автора в раскрытии на экране тематики и проблематики, образов и характеров персонажей, жанровой структуры и особенностей поэтики произведения);
  • углубление знаний учащихся в области теории и истории мировой художественной литературы;
  • расширение понимания школьниками особенностей творческой манеры того или иного писателя, а также времени, событий, поступков и характеров героев экранизируемых литературных произведений;
  • развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
  • повышение общеэстетического уровня культуры чтения; развитие общей эрудиции и образного мышления учащихся.

Спецкурс "Литература и кино" предназначен для учащихся 5-11 классов и посвящен анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих в школьную программу по литературе (5-11 кл.). Прежде чем приступать к обсуждению и анализу тех или иных фильмов-экранизаций, учащиеся должны прочитать тексты литературных первоисточников. Разновозрастная группа для проведения спецкурса в составе не менее 5 человек формируется по желанию учащихся (5-11 кл.).

Спецкурс предусматривает 68 часов (2 часа в неделю) и включает в себя два этапа.

I этап - проведение в течение I и II триместров занятий лекционно-семинарского характера; II этап - проведение открытого образовательного события - постановка к концу учебного года (май, III триместр) фильма-экранизации, спектакля.

В постановке фильма-экранизации принимают участие не только слушатели спецкурса (основная творческая группа), но и учащиеся всех классов классов. Каждый участник проекта (основная творческая группа) может попробовать себя в роли сценариста, режиссера, оператора, художника, монтажера, звукооператора, рецензента и т.д.

По итогам предполагается проведение внешней экспертизы и пресс-конференции.

II. Примерный перечень фильмов-экранизаций для анализа и обсуждения (5-8 класс)

№ п/п Фильм Литературный первоисточник
1 "Сказка о царе Салтане" По одноименной сказке А.С. Пушкина
2 "Вечера на хуторе близ Диканьки" По одноименной повести Н.В. Гоголя
3 "Метель" По одноименному рассказу А.С. Пушкина
4 "Повесть о настоящем человеке" По одноименному роману Б. Полевого
5 "Дети капитана Гранта" По одноименному роману Ж.Верна
6 "Ревизор" По одноименной комедии Н.В. Гоголя
7 "Капитанская дочка" По одноименной повести А.С. Пушкина
8 "Ася" По одноименной повести И.С. Тургенева
9 "Алые паруса" По одноименной повести А. Грина
10 "Двенадцатая ночь" По одноименной пьесе У. Шекспира
11 "Жизнь и приключения Робинзона Крузо" По одноименному роману Д. Дефо

III. Примерный перечень фильмов-экранизаций для анализа и обсуждения (9-11 класс)

№ п/п Фильм Литературный первоисточник
1 "Горе от ума" Фильм-спектакль Малого театра
2 "Евгений Онегин" По опере П.И. Чайковского и одноименному роману в стихах А.С. Пушкина
3 "Герой нашего времени" По одноименному роману М.Ю. Лермонтова
4 "Мертвые души" По одноименной поэме Н.В. Гоголя
5 "Князь Игорь" Фильм-опера по "Слову о полку Игореве"
6 "Без вины виноватые" По мотивам одноименной пьесы А.Н. Островского
7 "Анна на шее" По мотивам одноименного рассказа А.П Чехова
8 "Собачье сердце" По мотивам одноименного романа М.А. Булгакова
9 "Судьба человека" По мотивам одноименного рассказа М.А. Шолохова
10 "Жестокий романс" По мотивам пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"
11 "Несколько дней из жизни Обломова" По мотивам одноименного романа И.А. Гончарова
12 "Отцы и дети" По одноименному роману И.С. Тургенева
13 "Очарованный странник" По одноименной повести Н.С. Лескова
14 "Преступление и наказание" По одноименному роману Ф.М. Достоевского
15 "Анна Каренина" По одноименному роману Л.Н. Толстого
16 "Дама с собачкой" По одноименному рассказу А.П. Чехова
17 "Гранатовый браслет" По одноименному рассказу А.И. Куприна
18 "Темные аллеи" По мотивам одноименного рассказа И.А. Бунина
19 "Табор уходит в небо" По мотивам ранних рассказов М. Горького
20 "Юность Петра" По роману А.Н. Толстого "Петр I"
21 "Тихий Дон" По одноименному роману М.А. Шолохова
22 "А зори здесь тихие:" По одноименному роману Б. Васильева
23 "Ромео и Джульетта" По одноименной пьесе У. Шекспира

IV. План занятий и содержание программы спецкурса "Литература и кино"

Темы Количество часов
Лекции
(в часах)
Семинары
(в часах)
Итого
(часов)
Тема 1. Введение в спецкурс. Взаимодействие и синтез разных видов искусств. Соотношение литературы и кино. Цели и задачи экранизации произведений классической литературы. Недостатки и преимущества экранизации. 4 2 6
Тема 2. Фильмы, рожденные книгой. Отечественная и зарубежная классика на экране. Обзор фильмов-экранизаций художественных произведений мировой литературы, входящих в школьную программу. 2 1 3
Тема 3. Книга - фильм - ты. Автор - режиссер - зритель (читатель).

Творческие принципы экранизации - перевода текста литературного произведения на язык кинематографа (экранизация как интерпретация литературного текста и как самостоятельное произведение, созданное по законам другого искусства).

3 1 4
Тема 4. Средства создания образа персонажа в художественном произведении и в фильме-экранизации. В кино - общий, средний и крупный планы, монтаж, ракурс, музыкальные фрагменты, внутрикадровый и закадровый голос, субтитр, актерская игра, прием психологического осмысления пейзажа и др. В литературе - портретная зарисовка, пейзаж и интерьер, речевая характеристика, самохарактеристика героя, внутренний монолог, поступки и поведение персонажа, художественная деталь, авторский подтекст и др. Понимание смысла художественного произведения с помощью кинематографических приемов и средств. 9 2 11
Тема 5. Литературный киносценарий.

От литературного текста к киносценарию и от киносценария к фильму. Киносценарий как драматургическая основа художественного фильма и переходный жанр между литературой и кино.

3 1 4
Тема 6. Просмотр и анализ фильмов-экранизаций.

Сопоставление замысла режиссера кинематографической интерпретации замыслу автора литературного первоисточника (тематика и проблематика, образы и характеры персонажей, жанровая структура особенности поэтики и т.д.)

  40 40
Итого: 21 47 68