Литература
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Особенности раннего творчества Осипа Мандельштама" 2008
Урок литературы в 11-м классе, на котором учащиеся знакомятся с особенностями раннего творчества Осипа Мандельштама. Урок ставит перед собой целью совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний, а также воспитывать уважение к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "По праву памяти" 2010
Цель урока: углубление знаний учащихся о жизни, творчестве поэтов и писателей ХХ века, подвергшихся репрессиям; воспитание у учеников патриотизма.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Поэзия, опаленная войной". (Урок-презентация с применением групповой формы работы) 2008
Цель урока - понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы. Это урок-презентация с применением групповой формы работы, на котором используются следующие технологии: информационно-коммуникационные, технология "Дебаты", развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, и такие методические приемы, как работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Приметы времени" (по поэме А.Ахматовой "Реквием") 2009
"Реквием" А.Ахматовой - это путеводитель по жизни того времени, по истории, точный, до мелочей, отразивший все самые страшные приметы времени.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Рок-поэзия. Константин Никольский" 2007
Урок проводится на заключительном этапе изучения синкретических направлений современной поэзии (авторская песня и рок-поэзия). Включение такой темы, как "Рок-поэзия", в программу 11-го класса вызывает недоумение у многих филологов. Но вот ученикам старших классов эта тема наиболее близка и понятна. Они сами активно готовят материалы о своих любимых рок-музыкантах, анализируя тексты песен.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Особенности композиции и проблематика" 2010
Урок является заключительным и ставит своей целью знакомство с особенностями композиции, жанровым своеобразием, проблематикой произведения, осмысление разноплановости, разноуровневости повествования; понимание авторской позиции по отношению к героям. В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства" 2009
Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства" способствует нравственному развитию учащихся, их умению выразительно читать. Школьникам прививается интерес к русской литературе, умение глубоко мыслить, чувствовать и сопереживать. Через знакомство с произведениями писателей учащиеся 11-х классов глубже знакомятся с историей страны.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Сопоставительный анализ стихотворения И.Бунина «Портрет» и фрагмента рассказа «Легкое дыхание»" 2009
Представлен проект работы над указанными текстами произведений И. Бунина, включающий предварительную домашнюю работу, работу на уроке и итоговую письменную домашнюю работу (сочинение). Опыт сопоставительного анализа художественных текстов реализует коммуникативный, лингвистический, языковой и культурологический подходы в обучении.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Спасет ли мир красота?" (по рассказу В.С. Маканина "Кавказский пленник") 2008
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.С. Маканина; помочь старшеклассникам увидеть за метафорическими картинами текста В.С. Маканина микромодель затяжной и привычной войны, которая калечит человеческие души. Уроки с использованием ИТК обеспечивают повышение качества учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают их умственные способности.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба личности в тоталитарном обществе" (по роману Е.Замятина "Мы") 2009
Цель урока: показать гуманистическую направленность произведения Евгения Замятина, утверждение писателем общечеловеческих ценностей.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба человека в годы Великой Отечественной войны" 2007
Урок разработан с использованием технологии диалога. Существует множество подходов к оценке уроков-диалогов. Мною представлен один из вариантов урока-диалога.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2009
Урок литературы в 11-м классе является продолжением изучения темы, которая раскрывается русскими писателями. Именно поэтому работа на занятии предполагает экскурс в русскую литературу XVII–XX веков – вспоминаем Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова, М.А. Булгакова. Анализируя «Тихий Дон», проводим параллели с современностью, с жизнью семей учеников, приходим к выводу о важности семьи, взаимоотношений «отцов и детей», учимся прощать и понимать…
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Только мы – лицо нашего времени" 2008
Вашему вниманию предлагается ход урока литературы в 11-м классе на тему "Русский футуризм".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П. Астафьева "Пролетный гусь" 2010
Данный конспект урока предлагается для использования в 11-м классе при изучении раздела «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» в одном ряду с такими произведениями, как «Реквием» А.Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М.Волошина и З.Гиппиус" 2010
Учащимся даётся возможность полно представить объективную картину как самих революционных событий, так и литературного процесса 20-х годов. Неоднозначный подход к творчеству разных писателей предполагает формирование у школьников своего мнения о художественном произведении.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Традиции русской литературы в поэзии А.Блока" 2010
Форма семинара-практикума способствует выявлению традиции русской поэзии в процессе сравнительного анализа лирических произведений Александра Блока и поэтов XIX века.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я очень люблю Родину" 2009
В жизни и судьбе Есенина всё объяснимо и вместе с тем загадочно и таинственно. Цель данного урока заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством. Показать, что Есенин – это вечное.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я растил себя поэтом" (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу…") 2008
Урок по творчеству С.А. Есенина содержит материал для постижения своеобразия его поэтического мира на примере одного стихотворения. Анализ стихотворения ведётся на трёх уровнях, и исследовательская работа позволяет выполнить всесторонний анализ текста. На уроке использованы компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождается презентацией PowerPoint, включающей 14 слайдов с портретами, иллюстрациями, теоретическими сведениями.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я сердцем никогда не лгу" (по биографии С.А. Есенина) 2010
На уроке учитель знакомит учащихся с личностью и жизнью Сергея Есенина. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Урок предполагает просмотр видеофрагментов из кинофильма «Золотая голова на плахе» С. Рябикова. Урок построен так, что не только слово учителя, но и активное участие учащихся способствует глубокому проникновению в изучение личности поэта.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме «Поэзия периода "оттепели"» 2011
Урок, относящийся к нестандартным, проводится в форме путешествия. Уроку предшествует исследовательская работа по изучению биографий и творчества поэтов. Поэтическая форма изложения и музыкальное сопровождение формирует познавательный интерес и концентрирует внимание учащихся, а также развивает творческий потенциал учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Авторская песня". Литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого 2005
Данный материал предназначен для уроков по теме "Авторская песня," А также может быть использован как самостоятельное мероприятие, посвященное творчеству В.С. Высоцкого.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон") 2006
Задача учителя – помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В.И. Белов – "поэт жизни действительной". Нравственный потенциал романа "Кануны" 2006
Первый урок (из двух предполагаемых) по творчеству В.Белова завершает изучение творчества представителей "деревенской прозы" В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ф.Абрамова, Б.Можаева. Используемые формы и методы призваны развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать эпизоды текста и давать оценку поступкам героев, воспитывать высокие нравственные чувства в учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Вечно юный, как сон". Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта 2006
Урок знакомит с жизнью К.Бальмонта, пробуждает интерес к поэтической индивидуальности, нацеливает учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой" 2005
Урок литературы в 11-м классе "Диалоги поэзии М. Цветаевой" представлен в форме семинара, одного из ведущих видов работы в старших классах. Материалы урока развивают умение анализировать лирические произведения поэтов разных литературных направлений.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве Сергея Есенина" 2006
Задачи урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; углубить представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения; продолжить формирование навыков исследовательской работы; показать глубокое чувство родной природы и Родины в лирике Сергея Есенина; воспитывать интерес к чтению.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы") 2006
Урок литературы по теме "Мы" – от бога, "я" – от дьявола" рассматривает проблему взаимоотношения личности и госсударства в романе Е.И. Замятина "Мы".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Нашедший подкову" (о жизни и творчестве Осипа Мандельштама) 2004
Урок - размышление по литературе в 11-м классе посвящен жизни и творчеству Осипа Мандельштама, освещает эпоху и показывает трагедию мастера. Широко используются мемуары жены и друзей поэта, стихи о нем наших современников. Элементы театрализации удачно интегрируют с классическими музыкальными произведениями. Урок "Нашедший подкову" поможет учащимся углубить знания о мотивах лирики и личности О. Мандельштама.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой" 2005
Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, близкого к лирическому "Я", и показывает разнообразие тем и мотивов поэтических произведений Марины Цветаевой.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Роман Е.Замятина "Мы". Идейное содержание и жанровые особенности романа-антиутопии" 2006
В течение последнего десятилетия произошло существенное изменение программы литературы 11-го класса, так как в неё вошли произведения писателей, долгие годы находящиеся под запретом по тем или иным причинам. Этот пласт "возвращенной литературы" огромен. Роман Е.Замятина "Мы" интересен и злободневен до сих пор, хотя современное поколение далеко и от "талонной системы", и от "обязательных" парадов, что во многом и стало причиной запрета произведения. Однако нравственные и философские проблемы, поднятые автором, актуальны и сейчас.