Литература
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Судьба и стихи Марины Цветаевой" 2012
Цель урока: помочь учащимся представить личность и творческую судьбу М.И.Цветаевой, постичь истоки формирования поэтического дара Цветаевой, основных мотивов творчества в соответствии с драматическими страницами судьбы поэта. • Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения; воспитывать читательскую культуру школьников.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Талант любви в произведении А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2009
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный А.И. Куприным, посвящён одной из главных тем его творчества- любви. В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. Цель урока – показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе; формировать эстетическое восприятие учащихся, используя различные виды искусства: литературу, музыку, живопись.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: «Столкновение неоднородных мироощущений в пьесе М.Горького "На дне". Проблема гуманизма"» 2012
Урок способствует развитию критики и самокритики, культуры речи, логики мышления. Анализ и интерпретация художественного текста основывается на глубоком личностном восприятии, понимании, исследовании. Пьеса «На дне» осознаётся как литературное произведение, влияющее на современного читателя, зрителя, способствующее правильному нравственному выбору.
-
Урок литературы в 11-м классе. Урок-композиция "Тема любви в лирики А.Блока" 2008
Урок проводится с целью высветить личность поэта, чтобы лучше и глубже понять его творчество.
-
Урок литературы в 11-м классе. Урок-мастерская "Модель мира В. Маяковского" 2009
Урок нацелен на создание целостной концепции изучения творчества Маяковского в аспекте Нового времени. Обращение к авангардистской живописи ХХ столетия – интеграция литературы и МХК, что поможет выпускникам глубже постичь сложные явления российской культуры ХХ века. Эстетика авангардизма позволяет взглянуть на творчество поэта целостно, модель мира, построенная в его творчестве, позволяет увидеть истоки многих болезней века, сориентировать учащихся среди осколков ценностей уходящей культуры.
-
Урок литературы в 11-м классе. Устный журнал "Русь моя, светлая Родина" (по поэзии Н.И. Тряпкина) 2006
Разработка урока в форме устного журнала, урока приобщения к поэзии, которому предшествовала большая подготовительная работа, проведенная учащимися.
-
Урок литературы в 11-м классе. Человек на переломе истории (по рассказу Е.Замятина «Пещера») 2019
Цели урока: выявить трагедию человеческой личности в рассказе Е.Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора; акцентировать внимание на нравственных аспектах, поставленных Е.И.Замятиным в своем произведении; учиться строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь.
-
Урок литературы в 12-м классе вечерней школы по теме «Анализ художественного произведения. Красота спасёт мир?" По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный» 2010
Урок входит в систему уроков внеклассного чтения. В работе приводится подробный конспект урока с постановкой проблемного вопроса: спасёт ли красота мир? Литература всегда отражала проблемы, которые ставила жизнь. В своём рассказе В.Маканин через призму войны решает многие жизненные вопросы.
-
Урок литературы в 3-м классе. Тема: "Глухая пора листопада" 2012
Возможность сравнить пейзаж за окном с авторскими поэтическими строками описания осенней поры обеспечивает системно-деятельностный подход: мысленное сравнение детьми увиденных в окружающей жизни пейзажей с описанием их поэтами способствует развитию образного мышления, памяти, воображения. А передача сравнительных характеристик – развитию речи и обогащению словарного запаса. Работа в группах дает возможность получить новую информацию в интерпретации сверстников.
-
Урок литературы в 4-м классе по теме "Ритм, рифма и звук как средства выразительности" (по отрывку из поэмы "Граф Нулин" А.С. Пушкина "Три утки полоскались в луже…") 2008
Урок литературы в начальной школе – это реальность. Работа над выразительным чтением поэтического произведения невозможна без детального анализа текста, без знания особенностей стихотворной формы. Творческая находка учителя – поэтический цветок – помогает сделать теорию понятнее и доступнее, а создание детьми собственного цветка к стихотворению настраивает на вдумчивое чтение и выражение личной точки зрения. «Не мог уснуть. Почитал Пушкина. Здорово! Потом я написал свои стихи. Прочитайте!» (ученик 4-го класса) Такое продолжение урока – вот награда для учителя!
-
Урок литературы в 5 классе по творчеству Антония Погорельского 2020
Цели урока: развивать и формировать мыслительные способности учащихся для лучшего усвоения темы, обобщение и систематизация материала для дальнейшего усвоения знаний; повторить виды сказок, уметь различать литературную сказку и фольклорную, знать их отличительные черты; Знакомство с русским писателем А. Погорельским и его сказкой «Чёрная курица, или Подземные жители»; Знакомство с определением слова «псевдоним».
-
Урок литературы в 5 классе с применением технологии блочно-событийного погружения "За кулисами театра" (изучение басни "Свинья под дубом" И.А. Крылова) 2020
Занятие направлено на формирование у обучающихся представления о басне как лиро-эпическом жанре, осмеивающем пороки людей, служит развитию способности практического использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала, формированию у обучающихся оценивающего восприятия поведения людей, умению способствовать искоренению отрицательных качеств человека, формулировать собственное мнение и позицию.
-
Урок литературы в 5-м классе 2009
Вводное занятие по литературе в 5-м классе - знакомство с книгой, текстом. На уроке школьники учатся читать текст с пониманием, слушать, выделять главную мысль, извлекать информацию, высказывать свое мнение, а также работать в группе.
-
Урок литературы в 5-м классе "Андерсен – великий сказочник" 2008
Урок знакомит учащихся с одним из самым известных сказочников Г.Х. Андерсеном и героями его сказок при помощи технологического приема "ЗХУ".
-
Урок литературы в 5-м классе "Басни И.А. Крылова и их исторические корни" 2011
Цель урока: знакомство с литературоведческим определением жанра басни и притчи, их особенностями; сравнение сюжетов басен Эзопа, Лафонтена, Крылова на примере басни «Лисица и виноград»; знакомство со старославянской притчей «О лисице и о винограде»; выявление общих черт и различий; соотнесение морали в басне и поучения в притче.
-
Урок литературы в 5-м классе "Басня – подруга жизни" 2009
Цели урока: развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования; обобщить знания по теме "Басня", вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" 2011
Урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится с использованием различных современных технологий. Цель – познакомиться с личностью и творчеством П.Бажова, с особенностями сказов "Медной горы Хозяйка", "Синюшкин колодец" и др. Во время урока предлагаются разнообразные задания, в том числе игровые. Домашнее задание носит дифференцированный характер.
-
Урок литературы в 5-м классе "Встреча с дедушкой Крыловым" 2013
Урок для учащихся 5-х классов разработан в интересной, нестандартной форме и решает ряд педагогических задач, а именно знакомит с жизнью и творчеством писателя; развивает эмоциональный отклик на произведения И.А. Крылова и интерес к чтению басен. В конспекте используются материалы, помогающие сделать урок познавательным – иллюстрации, репродукции, портреты и сборники произведений И.А. Крылова, а также задания разного характера на данную тему.
-
Урок литературы в 5-м классе "Дети и война. Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста" 2020
Цели урока: изучить стихотворение А.Т.Твардовского, посвящённое теме военного детства; повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение; способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
-
Урок литературы в 5-м классе "Дивная сила искусства" (по сказке Х.К. Андерсена "Соловей") 2008
Урок посвящен анализу сказки Андерсена. «Соловей» – новая для ребят сказка – сказка об искусстве. Она учит видеть за серенькой неприметною внешностью соловья дивную силу искусства пения. В ходе урока ребята поймут, что подлинное искусство бессмертно и невозможно заменить его механизмом. Соловей – образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит языком самой природы.
-
Урок литературы в 5-м классе "Загадки" 2007
ное занятие - один из уроков, разработанных для учащихся пятых классов в цикле "Фольклор", формирующий эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру. Данная форма проведения урока литературы способствует развитию таких качеств личности, которые обеспечивают ее самоопределение и самореализацию в современном обществе.
-
Урок литературы в 5-м классе "Иван Алексеевич Бунин. Судьба и творчество писателя" 2010
На занятии учащиеся знакомятся с фактами биографии И.А. Бунина, а также теоретическими понятиями, необходимыми для аналитического осознанного чтения лирического произведения, как лирический герой, анафора, актуализируются знания об изученных художественных изобразительных средствах, отрабатывается умение выразительно читать стихотворное произведение.
-
Урок литературы в 5-м классе "Как Васютка выжил в тайге" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2009
Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Большое внимание уделяется работе по развитию речи учащихся: краткий пересказ текста, чтение наизусть отрывков из рассказа, сочинение-миниатюра. На уроке работает справочное бюро: учащиеся, используя толковые словари, объясняют значение непонятных слов. Звучит запись с пением птиц, что делает урок живым и эмоциональным.
-
Урок литературы в 5-м классе "Кто хочет на загадки отгадки находить" 2009
Данный урок является занимательным дополнением к основному программному материалу по литературе в 5-м классе в разделе "Фольклор" и способствует расширению представлений об устном народном творчестве, в частности - о загадках и их разновидностях.
-
Урок литературы в 5-м классе "О Волга! Колыбель моя" 2012
Урок в 5-м классе расширяет представление учащихся о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, о роли Волги в его судьбе ; формирует у учащихся коммуникативные навыки, развивает речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова, высокое гражданское чувство, любовь к родине, сострадание к угнетенным, ощущение прелести русской природы.
-
Урок литературы в 5-м классе "Пословицы и поговорки" 2020
Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
-
Урок литературы в 5-м классе "Посмеемся вместе с Чеховым" 2022
Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П.Чехова и рассмотреть обзорно героев его ранних рассказов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэзия — прекрасная страна" 2008
Одна из важнейших задач уроков литературы - знакомство с теорией литературы. Литературоведческие знания, необходимые в старших классах, начинаю преподавать с 5-го класса. Даю понятия "рифма" и "ритм", объясняю, как применять их в практической деятельности.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэтический мир природы" (по творчеству И.С. Никитина) 2008
Данный урок разработан на материале творчества И.С. Никитина и направлен на развитие навыков анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания, а также на воспитание пристального внимания к окружающему миру, чуткого отношения к природе, стремления понять и любить окружающую человека красоту, беречь ее. На уроке отводится место и для развития творческих способностей детей. Урок предназначен для учащихся 5-х классов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Причуды матушки-зимы" (Зима в изображении поэтов, художников, композиторов) 2010
Данный урок по литературе рекомендуется провести в 5-м классе как интегрированный с привлечением картин русских художников и произведений композиторов о зиме. Урок воспитывает чувство прекрасного. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихотворений.