Программа элективного курса "Литературная гостиная"

Разделы: Литература


Искусство как определенный тип мышления, познание мира, как форма сознания составляет единую систему и требует системного подхода в изучении. Литература является одной из составных этой системы.

При изучении литературы в оценке произведения необходимо вдвинуть на первый план критерии, прежде всего эстетические, связанные с идеалами личности и эпохи. Из этого следует, что одной из важнейших проблем является формирование читательского опыта в оценке действительности, формирование художественной культуры учащихся. Этому способствует творческий процесс: чтение. Прослушивание, осмысление, проба собственных сил в художественном творчестве.

Для развития творческих способностей учащихся одним из основных условий является взаимоотношение и совместная деятельность учителя и ученика. Именно такой подход дает возможность развить в ребенке творческий потенциал, необходимый для самореализации личности в творческом процессе.

Данный элективный курс является одной из оптимальных форм работы, отвечающим данным запросам.

В основе его лежат различные формы деятельности: урок, литературная игра, внеклассная деятельность по предмету. Все составляющие связаны и подчинены единой задаче – формированию гармонично развитой личности, развитию творческих способностей учащихся.

Данный курс состоит из 3х блоков: теоретического, практического, творческого.

Панорама театральной жизни (10 класс –XVII и XIX в.в., 11 класс – новаторские идеи в театральном искусстве XX в.)

Орфоэпические умения и навыки.

Совершенствование дикции учащихся, устранение дефектов произношения дает возможность более успешно строить орфоэпическую работу. Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от определения необходимого круга умений и навыков, которые следуют систематически и целенаправленно формировать и развивать. Важно научить анализировать свою речь с позиции правильности – неправильности и оценки дикции, т.е. развития внимания к собственной речи, умение слышать себя как бы со стороны и оценивать с позиции орфоэпической грамотности, необходимость выработки речевого самоконтроля, обеспечивающего в конечном итоге результативность совершенствования культуры устной речи. На практических занятиях целесообразно уделять внимание произношению изолированных звуков, сочетаний. Хорошие результаты дает работа со скороговорками, пословицами при обязательном проговаривании звуков и соблюдении норм произношения и ударения.

Творческое воплощение.

Данный блок представлен рядом литературно-музыкальных композиций. Выстроен он в следующей последовательности:

  • чтение художественных текстов;
  • отбор материала для композиции;
  • составление сценария;
  • выразительное чтение;
  • постановка мизансцен.

Творческое самовыражение позволяет осознать и выразить себя и помогает другим увидеть за созданным личность творца в ее неповторимости, а также, сравнивая свои чувства и оценки с ощущениями других, углубить и выявить свою собственную самобытность и в тоже время свою общность, единство с другими.

Акцент в выборе театральных постановок сделан в сторону поэтического театра, так как, прежде всего в лирике закрепляются переживания души. Лирический элемент, по словам А. блока, тот самый могущественный. Лирика “преподносит в изящных и многообразных формах все богатство утонченных и разрозненных переживаний”. А ведь именно через чувственно воспринимаемые формы искусство стремится проникнуть в саму внутреннюю жизнь человека, через движение поэтической мысли – в движение самого переживания.

Образовательной цели:

  • формирование и развитие творческого потенциала, приводящего к осознанной читательской самостоятельности.

Основные задачи:

Познавательные:

  • дать основы знаний по истории русского театра;
  • информировать о современных тенденциях в театральном искусстве;
  • показать многообразие и богатство литературного процесса;
  • понять идейно-эстетический поиск и связь с духовными и художественными традициями в предложенных для ознакомления произведения художников слова;

предметно-деятельные:

  • формировать знания и глубину понимания художественных особенностей произведений;
  • ценностно-ориентационные;
  • формировать личностную оценку характеров героев произведений, событий, поступков с точки зрения общечеловеческих ценностей;

лингво-коммуникативные:

  • обогатить устную речь учащихся через выразительное чтение, заучивание наизусть и творческое самовыражение.

Воспитательные цели:

  • Воспитание духовно-развитой личности, чувствующей свою принадлежность к русской культуре посредством творческого самовыражения через восприятие художественного мира писателя.
  • Обозначенные особенности и задачи курса определили особый подход к выбору методик преподавания. На первом месте стоит педагогика сотрудничества с идеей формирования положительной Я – концепции, отказа от прямого принуждения как метода, не дающего положительных результатов в современных условиях
  • Личностный подход предполагает формирование положительной Я – концепции. Это устойчивая, в определенной степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение. Я – концепция определяет уровень притязаний личности, ее представления о том, какого “места” среди людей она заслуживает. Исходя из этого, данная технология предполагает:
  • рассмотрение содержания обучения как средства развития личности;
  • объединение, интеграцию дисциплин гуманитарного цикла;
  • вариативность и дифференциацию обучения;
  • использование положительной стимуляции учения.

Образовательные результаты

Предполагается, что к завершению курса учащиеся будут

знать:

  • основные этапы развития русского театра;
  • художественные особенности предложенных к ознакомлению художественных произведений;

уметь:

  • понимать эстетическую природу художественного творчества;
  • владеть необходимым минимумом актерского мастерства для творческого самовыражения;
  • владеть языковой и стилистической грамотностью;

применять:

  • составлять сценарий по предложенному плану;

анализировать:

  • выявлять авторское отношение к героям и событиям;

оценивать:

  • степень самовыражения и воплощение образа через творческую реализацию.

Формы и методы работы:

  • работа с художественными текстами;
  • беседы, лекции, индивидуальная работа, работа в творческих группах.

Методы деятельности учащихся:

  • коммуникативные, групповые, развивающие самостоятельность.

Предмет контроля со стороны учителя:

промежуточный:

  • выразительное чтение художественных текстов;

итоговый:

  • составление сценария литературно-музыкальной композиции.

Оценивание достижений:

  • зачет
  • незачет.

Курс “Литературная гостиная” проводится в старших классах (10-11)

Курс рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Литература для учителя:

  • Г. Гадамер Актуальность прекрасного. – М., 1991.
  • Блоковский вечер в школе. – М. “Детская литература” 1980.
  • Ю.Лотман. Статьи о А.С.Пушкине.
  • Н.В.Барковская. Поэзия Серебряного века. 1999.
  • В.В.Львов. Обучение произношение и ударение в средней школе. – М., “Просвещение” 1989.
  • В.Я.Дерягин. Беседы о русской стилистике. – М., “Знание” 1978.
  • Энциклопедический словарь. Театр.

Литература для учащихся:

  • Литературный энциклопедический словарь. М. 2001.
  • А.Блок. Лирика. “Балаганчик” – М. “Детская литература” 2005.
  • А.С.Пушкин, “Арап Петра Великого”, “Барышня-крестьянка”.
  • Ф.И.Тютчев. Лирика.
  • М.Ю.Лермонтов. “Маскарад”.
  • А.С.Грибоедов. “Горе от ума”.
  • Л.Н.Толстой “Война и мир”.
  • Серебряный век. Поэзия. – М. АСТ Олимп 1998.
  • М.Зощенко. Рассказы.
  • А.Аверченко. Рассказы.
  • В.Высоцкий. Лирика.

Содержание курса