Искусство как определенный тип мышления, познание мира, как форма сознания составляет единую систему и требует системного подхода в изучении. Литература является одной из составных этой системы.
При изучении литературы в оценке произведения необходимо вдвинуть на первый план критерии, прежде всего эстетические, связанные с идеалами личности и эпохи. Из этого следует, что одной из важнейших проблем является формирование читательского опыта в оценке действительности, формирование художественной культуры учащихся. Этому способствует творческий процесс: чтение. Прослушивание, осмысление, проба собственных сил в художественном творчестве.
Для развития творческих способностей учащихся одним из основных условий является взаимоотношение и совместная деятельность учителя и ученика. Именно такой подход дает возможность развить в ребенке творческий потенциал, необходимый для самореализации личности в творческом процессе.
Данный элективный курс является одной из оптимальных форм работы, отвечающим данным запросам.
В основе его лежат различные формы деятельности: урок, литературная игра, внеклассная деятельность по предмету. Все составляющие связаны и подчинены единой задаче – формированию гармонично развитой личности, развитию творческих способностей учащихся.
Данный курс состоит из 3х блоков: теоретического, практического, творческого.
Панорама театральной жизни (10 класс –XVII и XIX в.в., 11 класс – новаторские идеи в театральном искусстве XX в.)
Орфоэпические умения и навыки.
Совершенствование дикции учащихся, устранение дефектов произношения дает возможность более успешно строить орфоэпическую работу. Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от определения необходимого круга умений и навыков, которые следуют систематически и целенаправленно формировать и развивать. Важно научить анализировать свою речь с позиции правильности – неправильности и оценки дикции, т.е. развития внимания к собственной речи, умение слышать себя как бы со стороны и оценивать с позиции орфоэпической грамотности, необходимость выработки речевого самоконтроля, обеспечивающего в конечном итоге результативность совершенствования культуры устной речи. На практических занятиях целесообразно уделять внимание произношению изолированных звуков, сочетаний. Хорошие результаты дает работа со скороговорками, пословицами при обязательном проговаривании звуков и соблюдении норм произношения и ударения.
Творческое воплощение.
Данный блок представлен рядом литературно-музыкальных композиций. Выстроен он в следующей последовательности:
- чтение художественных текстов;
- отбор материала для композиции;
- составление сценария;
- выразительное чтение;
- постановка мизансцен.
Творческое самовыражение позволяет осознать и выразить себя и помогает другим увидеть за созданным личность творца в ее неповторимости, а также, сравнивая свои чувства и оценки с ощущениями других, углубить и выявить свою собственную самобытность и в тоже время свою общность, единство с другими.
Акцент в выборе театральных постановок сделан в сторону поэтического театра, так как, прежде всего в лирике закрепляются переживания души. Лирический элемент, по словам А. блока, тот самый могущественный. Лирика “преподносит в изящных и многообразных формах все богатство утонченных и разрозненных переживаний”. А ведь именно через чувственно воспринимаемые формы искусство стремится проникнуть в саму внутреннюю жизнь человека, через движение поэтической мысли – в движение самого переживания.
Образовательной цели:
- формирование и развитие творческого потенциала, приводящего к осознанной читательской самостоятельности.
Основные задачи:
Познавательные:
- дать основы знаний по истории русского театра;
- информировать о современных тенденциях в театральном искусстве;
- показать многообразие и богатство литературного процесса;
- понять идейно-эстетический поиск и связь с духовными и художественными традициями в предложенных для ознакомления произведения художников слова;
предметно-деятельные:
- формировать знания и глубину понимания художественных особенностей произведений;
- ценностно-ориентационные;
- формировать личностную оценку характеров героев произведений, событий, поступков с точки зрения общечеловеческих ценностей;
лингво-коммуникативные:
- обогатить устную речь учащихся через выразительное чтение, заучивание наизусть и творческое самовыражение.
Воспитательные цели:
- Воспитание духовно-развитой личности, чувствующей свою принадлежность к русской культуре посредством творческого самовыражения через восприятие художественного мира писателя.
- Обозначенные особенности и задачи курса определили особый подход к выбору методик преподавания. На первом месте стоит педагогика сотрудничества с идеей формирования положительной Я – концепции, отказа от прямого принуждения как метода, не дающего положительных результатов в современных условиях
- Личностный подход предполагает формирование положительной Я – концепции. Это устойчивая, в определенной степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение. Я – концепция определяет уровень притязаний личности, ее представления о том, какого “места” среди людей она заслуживает. Исходя из этого, данная технология предполагает:
- рассмотрение содержания обучения как средства развития личности;
- объединение, интеграцию дисциплин гуманитарного цикла;
- вариативность и дифференциацию обучения;
- использование положительной стимуляции учения.
Образовательные результаты
Предполагается, что к завершению курса учащиеся будут
знать:
- основные этапы развития русского театра;
- художественные особенности предложенных к ознакомлению художественных произведений;
уметь:
- понимать эстетическую природу художественного творчества;
- владеть необходимым минимумом актерского мастерства для творческого самовыражения;
- владеть языковой и стилистической грамотностью;
применять:
- составлять сценарий по предложенному плану;
анализировать:
- выявлять авторское отношение к героям и событиям;
оценивать:
- степень самовыражения и воплощение образа через творческую реализацию.
Формы и методы работы:
- работа с художественными текстами;
- беседы, лекции, индивидуальная работа, работа в творческих группах.
Методы деятельности учащихся:
- коммуникативные, групповые, развивающие самостоятельность.
Предмет контроля со стороны учителя:
промежуточный:
- выразительное чтение художественных текстов;
итоговый:
составление сценария литературно-музыкальной композиции.
Оценивание достижений:
- зачет
- незачет.
Курс “Литературная гостиная” проводится в старших классах (10-11)
Курс рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Литература для учителя:
- Г. Гадамер Актуальность прекрасного. – М., 1991.
- Блоковский вечер в школе. – М. “Детская литература” 1980.
- Ю.Лотман. Статьи о А.С.Пушкине.
- Н.В.Барковская. Поэзия Серебряного века. 1999.
- В.В.Львов. Обучение произношение и ударение в средней школе. – М., “Просвещение” 1989.
- В.Я.Дерягин. Беседы о русской стилистике. – М., “Знание” 1978.
- Энциклопедический словарь. Театр.
Литература для учащихся:
- Литературный энциклопедический словарь. М. 2001.
- А.Блок. Лирика. “Балаганчик” – М. “Детская литература” 2005.
- А.С.Пушкин, “Арап Петра Великого”, “Барышня-крестьянка”.
- Ф.И.Тютчев. Лирика.
- М.Ю.Лермонтов. “Маскарад”.
- А.С.Грибоедов. “Горе от ума”.
- Л.Н.Толстой “Война и мир”.
- Серебряный век. Поэзия. – М. АСТ Олимп 1998.
- М.Зощенко. Рассказы.
- А.Аверченко. Рассказы.
- В.Высоцкий. Лирика.