Пояснительная записка
Очерк всегда занимал особое место – промежуточное между художественной литературой и публицистикой. С этим связано и деление очерка на два вида: художественный и документальный. Многие критики считают непростительным грехом смешение “поэзии” и публицистики, что, по их мнению, снижает художественные достоинства произведения. При этом ссылаются на В. Г. Белинского, который утверждал: “Поэт мыслит образами; он не доказывает истину, а показывает ее”. Жанровые особенности очерка предполагают документальность в изображении жизни, но, тем не менее, многие выдающиеся писатели обращались к этому жанру, тесно связанному с общественной жизнью. Очерк развивался в разные периоды нашей истории очень неравномерно: то подъем, то затишье. Штормовое кипение и штилевые периоды в развитии очеркового жанра теснейшим образом связаны с особенностями общественно-политической жизни. Близкий к публицистике, очерк расцветал, когда общество не могло больше молчать. Современное переломное время тоже вызвало расцвет этого жанра, поэтому изучение очерка в рамках средней школы сегодня будет востребованным и актуальным.
Целью курса является знакомство учащихся с историей появления очерка в русской литературе и его развития, классификацией очерков, жанровой спецификой на примере произведений писателей от древнерусской литературы и до наших дней. Выбор имен и текстов ориентирован на школьную программу.
Задачами курса является чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений, на это отводится одно занятие в неделю. Курс рассчитан на учащихся 10-х классов.
В основу программы положен историко-тематический принцип. Это позволяет не только увидеть развитие жанра в ретроспективе, но и приобрести необходимые знания о жанровых принципах. Учащиеся получат представление о месте очерка в художественной литературе, познакомятся с особенностями портретного очерка, бытового очерка, проблемного очерка, путевого очерка. Последний берет свое начало еще в распространенных в древнерусской литературе “хождениях”. Жанровая многомерность очерка, сращение очерка с близкими ему видами и образование многочисленных сложных межвидовых разновидностей (очерк–рассказ, очерк–статья, новеллистический очерк, очерковые повесть и роман) вызывает определенные трудности у школьников. Элективный курс позволит избежать этих трудностей, познакомит как с разновидностями очерка, так и с его идейно-художественной структурой, обогатит учащихся знаниями литературоведческих понятий и терминов.
Весь курс разделен на два цикла. Первый знакомит с особенностями жанра, второй дает представление о развитии жанра в русской литературе.
Содержание программы
I. Жанровое своеобразие очерка.
Художественная литература и публицистика. Документализм как определяющая черта жанра. Документальный и художественный (беллетризованный) очерк.
Документальный очерк в русской литературе: “Хождение за три моря” А. Никитина, “Севастополь в августе” Л. Толстого, “Шаги по росе” В. Пескова.
Вымысел и достоверность в художественном очерке: “Власть земли” Г. Успенского, “Павловские очерки” В. Короленко, очерки в цикле “По Руси” М. Горького, “На среднем уровне” А. Калинина, “О людях без стельки” В. Овечкина. Смешение документального и вымышленного в очерке.
Проблематика и способы художественного исследования действительности в очерке.
Путевой очерк. И. Гончаров “Фрегат “Паллада”.
Портретный очерк. Очерк о Белинском в “Былом и думах” И. Герцена.
Бытовые очерки, или “очерки нравов”. Проблемы социальной этики. Н. Некрасов “Физиология Петербурга”
Проблемный очерк как самый надежный проводник прогрессивной общественно-политической мысли в русской литературе. Г. Успенский “Живые цифры”.
Социально-тематическое деление очерков: деревенский, городской (“производственный”), военный, этнографический, исторический и др.
Авторская позиция в очерке. Эпическая и лиро-эпическая структура очерка. Публицистические и лирические (лирико-публицистические, лирико-философские и др.) очерки. М. Пришвин – непревзойденный мастер очерка лирико-философского (цикл “В краю непуганых птиц”).
Сложные межвидовые разновидности очерка.
Отсутствие границ между рядами жанровых разновидностей очерка.
II. Хронология жанра в русской литературе.
Первые приметы жанра в летописных источниках. “Хождения” как жанр древнерусской литературы.
Усиление лирического начала в очерках Н. Карамзина и А. Радищева. “Путешествие из Петербурга в Москву”: сочетание смелой правды о русской общественной жизни XVIII века с ее философским осмыслением – одно из достижений в развитии жанра.
Декабристы и литература. А. Бестужев-Марлинский “Отрывки из рассказов о Сибири”.
“Загородная поездка” А. С. Грибоедова, “Путешествие в Арзрум” А. С. Пушкина, “Петербургские записки” Н. В. Гоголя – очерки, ярко рисующие жизнь России первой половины XIX века.
И. С. Тургенев “Записки охотника”. Новый тип малого эпического произведения, вобравший в себя элементы очерка и рассказа: соединение изображения противоречий крепостнической России с изображением внутреннего мира крестьян.
Революционно-демократическое движение второй половины XIX века и дальнейшее развитие жанра очерка: В. Слепцов “Письма об Осташкове”, Н. Помяловский “Очерки бурсы”.
“Могущество мысли” очерков А. И. Герцена “Письма из Франции и Италии”. Их историзм, социальная проблематика, политическая острота.
Сатирические очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Мелочи жизни”. Создание писателем крупной очерковой формы: монолитной (хроника-обозрение, роман-обозрение) и составной (цикла очерков).
Проблемные очерки Г. И. Успенского “Из деревенского дневника”. Соединение в них элементов рассказа и научного социального исследования. Страстная публицистичность и стремление очеркиста добиться решения поднятых им общественных проблем.
История развития русского очерка конца XIX и начала XX века. Вклад в развитие жанра В. Г. Короленко. А. М. Горький – ревностный пропагандист и теоретик жанра очерка. Очерк-памфлет (“По Америке”) и очерковая новелла (цикл “По Руси”).
Небывалый подъем русской очерковой прозы в 20 – 30 годы XX века. Зарождение новых разновидностей очерка: производственного (М. Шагинян), бытового (И. Жига), “зарубежного” (В. Маяковский). В. Овечкин “Прасковья Максимовна”, “Гости в Стукачах”, “Без роду, без племени”. Жизнеутверждающий и оптимистический характер очерков тех лет.
Очерк на переднем крае идеологической борьбы с фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. А. Н. Толстой “Родина”. Изображение массового героизма советских людей в лучших произведениях жанра: М. Шолохов “Наука ненависти”, Б. Горбатов “Письма к товарищу”, В. Гроссман “Сталинград”, М. Шагинян “На Урале”, В. Овечкин “С фронтовым приветом”. Очерки И. Эренбурга.
Перелом в развитии жанра в 50-е годы: критический очерк В. Овечкина “Районные будни”. Продолжение в новых условиях традиций русской литературы критического изображения жизни. Колхозная деревня и образ своенравного “хозяина района” Борзова, сложившийся в условиях культа личности.
Г. Троепольский “Записки агронома”, И. Антонов “Ухабы на дорогах”, С. Залыгин “Весной 1954 года”, Г. Бакланов “В Снегирях”. Боевитость жанра, проявившаяся в период “оттепели”, его способность быстро и активно вмешиваться в общественную жизнь.
Влияние цензуры на развитие жанра в 50-60-е годы.
Развитие жанра очерка в период “застоя”. Тема деревни и сохранения нравственных ценностей в очерках В. Белова, Ф. Абрамова, В. Астафьева. Экологические проблемы.
Перестройка и дальнейшее развитие жанра.
Интерес к жанру в новых условиях гласности: сенсационные факты и железные аргументы на основе недавно рассекреченных материалов. Использование в написании очерков ранее закрытых архивных материалов. Возрастающий интерес к отечественной истории и к вопросам экономики. Р. Медведев – автор цикла очерков о культе личности Сталина. Цикл очерков об афганской войне С. Алексиевич.
Новое видение проблемы нравственности в очерках И. Золотусского, И. Бестужева-Лады.
Разработка в новых общественных условиях темы экологии в очерках В. Астафьева, В. Белова. Новые имена. “Подземелья Лубянки” А. Хинштейна – книга, повествующая о сложном периоде в истории нашей страны. Возвращение в Россию А. Солженицына, его раздумья о будущем родины (“Как нам обустроить Россию”).
Основные тенденции в развитии жанра, наметившиеся в начале XXI века.
Использованная литература:
1. Бочаров А. “Человек и война” – М., 1973.
2. “Горький и его эпоха: Исследования и материалы” – М. 1989.
3. Гроссман В. “Годы войны” – М., 1989.
4. Золотусский И.П. “Исповедь Зоила”, – М. 1989 г.
5. “За алтари и очаги”: сб. статей – М. 1989.
6. “Избавление от миражей: соцреализм сегодня”\ Сост. Е. А. Добренко. – М. 1990.
7. Симонов К., Эренбург И. “В одной газете… Репортажи и статьи. 1941 – 1945” – М. 1979.
8. Курбатов В. “Михаил Пришвин: очерк творчества” – М., 1986.
9. Шешуков С.И. “Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов” – М., 1984.