Программа спецкурса по духовно–нравственному воспитанию для учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы "Культура славянского народа. Обряды и обычаи"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить детей со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова и жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.

Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы – идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.

Современная система образования должна стать главным фактором реализации богатейшего духовно-нравственного потенциала русской традиционной культуры в целях воспитания лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.

В основе данной программы лежит воскрешенное сознание наших предков – славян, преподанное через фольклор, произведения отечественной художественной литературы. Постепенно выстраивается картина мира древних славян. Это наивное видение мира во многом мудро и благодатно совпадает с возрастными особенностями двенадцатилетних ребят. Следуя логике программы, дети начинают осознавать окружающий мир, законы его устройства, путь русского человечества и судьбу России. При этом школьники не испытывают трудностей, поскольку разговор о стихиях света и тьмы, воды, Матери – сырой земли, чтения сказаний, быличек, мифов, литературных произведений увлекательны. А за этим встает картина мира русского человека.

Автор программы стремилась изменить подход к изучению культуры русского народа, восстановить в учениках «живое чувство языка» (Ф. И. Буслаев), постепенное отмирание которого производит духовное опустошение человека, вызывает удручающее падение культуры.

Автор делает акцент на те ценности русской традиционной культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить:

  • ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;
  • ценность семьи и традиционных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании;
  • ценность Родины, родной земли;
  • ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;
  • ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.

Курс «Культура славянского народа. Обряды и обычаи» вводится в 5-м классе, так как дети к этому возрасту уже достаточно подготовлены. Данный курс интегрированный, так как программа тесно связана с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.

Из поколения в поколение передавались на Руси семейные традиции. А разве можно забыть о существующем в Русской православной церкви обычае поминовения? Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Программа также предполагает работу по изучению родословной, так как это способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.

Данная программа предполагает комплексный подход к изучению материала, так как он обширен, многогранен. Традиционные формы обучения должны сочетаться с нетрадиционными, большое внимание следует уделять исследовательской работе учащихся, а также изучению краеведческого материала. Программа реализуется через систему уроков, объединенных сквозной темой – сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого. Основной методической задачей данных уроков является развитие образно – эмоциональной сферы ребенка, что позволяет изложить материал в доступной для данного школьного возраста форме и одновременно придать урокам яркую эмоциональную окраску. В то же время форма урока – сказки, урока – путешествия позволяет использовать в качестве обучающих приемов различные игровые методики, адекватные среднему школьному возрасту.

Цель курса – раскрыть школьникам сущность и специфику фольклорных жанров, закономерности их исторического развития, познакомить с обрядами русского народа; повысить литературное образование учащихся, а также развивать их общие способности и познавательную самостоятельность. Занятия спецкурса направить на развитие духовной культуры детей, на формирование их убеждений, эстетического представления, на расширение их художественного и общекультурного кругозора, а также на развитие творческого воображения подростков.

Цели и задачи курса:

1. Сформировать у детей среднего школьного возраста понятие ценности и ценностного отношения к основам отечественной культуры. Дать представления о системе ценностей. Пробудить интерес к изучению культуры как социально-значимого фактора жизни.
2. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
3. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
4. Сформировать интерес к проблеме «диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и в межрегиональном пространстве.
5. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям, матери как хранительнице семейного очага. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.
6. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать фольклорный материал, прививать навыки библиографической работы.
7. Средствами спецкурса формировать нравственную, духовноразвитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.

Принцип работы при изучении материала предусматривает эмоциональное воздействие на личность учащихся, учет их интересов и склонностей, изучения теоретического материала, практические занятия, выполнение творческих проектов. Для успешного усвоения тем на занятиях используются различные формы и методы; используется исторический художественно-иллюстрированный материал, материал для слушания.

Прогнозируемый результат:

1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений, мифы древних славян, особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.
4. Желают и умеют проявлять сочувствие, сопереживать.
5. Ученики имеют представления о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направлено на благо человека.
6. Дети могут общаться со взрослыми, записывать воспоминания, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами; брать интервью; создавать творческие проекты; вести записи по фольклору, готовить викторины; разыгрывать обрядовые сцены; оформлять альбомы; создавать презентации.

Поиск и постановка вопросов:

– Зачем нужны духовно-нравственные ценности, зачем их знать и сохранять.
– Что есть ценностное отношение?
– Откуда можно почерпнуть знания о духовно-нравственных ценностях отечественной культуры?
– Семейные традиции. Зачем их сохранять?

Формы и методы работы:

– творческие встречи с интересными людьми, старожилами села, местным фольклорным коллективом;
– научно-практические конференции;
– творческие конкурсы, концерты, викторины; литературно-музыкальные композиции; создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды»;
– творческие работы;
– научно-исследовательские проекты;
– фотоматериал;
– видеорепортаж;
– выставки детских работ;
– экскурсии в музеи, библиотеки.

Диагностическая работа:

– анкеты;
– тесты;
– эссе;
– опросы;
– творческие работы;
– выставка детского рисунка;
– фоторепортажи.

Вопросы для анкетирования:

1. История России для меня…
2. Народные обычаи нужно знать, чтобы …
3. Когда надеваю народный костюм …
4. Славянские мифы мы изучаем …
5. Мы изучаем православную культуру, потому что …
6. Православные традиции для моей семьи …
7. Когда я держу в руках глиняную свистульку …
8. Когда звучит народная музыка …
9. Я хотел бы побывать …
10. Пословицы учат меня …

Предлагаемый спецкурс рассчитан на два года обучения для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательной школы в объеме 68 часов, но это не исключает свободного и творческого подхода учителя к решению данной проблемы. Программа помогает подготовить учащихся к восприятию древнерусской письменной литературы 10 – 12  в. в., охватывающей особо знаменательный период в истории и культуре нашего Отечества.

Программа курса

Введение.

Цели и задачи спецкурса. Особенности развития народной культуры. Родина – место, где мы родились и живем.

Раздел 1. О славянских племенах. Язычество древних славян.

1. Русские летописцы о славянах.

Следует познакомить учащихся с «Повестью временных лет» и «Никоновской летописью». Вопросы для освещения:

а) происхождение славянского племени;
б) расселение славян по земле и «прозвание именами своими, где кто сел на каком месте»;
в) пророчество св. Андрея;
г) легенда о Кие, Изеке, Хорире и сестре их Лыбеди;
д) город Киев;
е) нравы и образ жизни поляк, древлян, радимичей, вятичей, северян, кривичей и др.

В зависимости от характера занятых местностей отличалась культурное развитие славян. Лекция – беседа. Путешествие.

2. Н. М. Карамзин о славянах. Для того, чтобы обобщить знания учащихся о славянах в древний период их жизни, представляется необходимым обращение к историческому труду Н. М. Карамзина «История государства Российского» в той его части, где речь идет именно о славянских племенах, их расселении, о древних русских городах, о физическом и нравственном характере древних славян. Лекция – беседа.

3. Культ природы у славян. Культ предков. Объяснение язычниками таинственной связи окружающих явлений. Представление живым существами с человеческими мыслями и чувствами Света и Тьмы, Неба и Земли, Солнца, Грозы, Ветра, Огня, Воды и др. Обо всем этом рассказывает А. Н. Афанасьев в книгах «Древо жизни» (М., 1982), «Живая вода и вещее слово» (М., 1988). Конференция. Подготовка сообщений учащимися.

4. Пантеон славянских богов (Перун, Велес (Волос), Дажьбог, Сварог, Хорс, Ярила, Стрибог, Мокошь, Чур (Щур), Род и Рожаницы, Берегини). Боги, упоминаемые в древнерусских памятниках. Особые места молений и изображение богов в виде идолов, которым приносились жертвы.

оварь: язычество, многобожие, двоеверие, язычник, идолопоклонник, анимизм.

Раздел 2. Мифы и сказания древних славян.

1. Познание человеком мира постепенно и целостно. Для человека в древности вера, знания, поэзия сливались воедино.

2. Неведомая и нечистая сила (Домовой, Хлявник, Овинник, Банник, Леший, Водяной, Русалки, Кикимора, Полудница, Купала). Знакомство с материалами из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» (М.,1982). Суеверия и причины возникновения. Представление внешнего вида мифологических «хозяев», знание их особенностей, привычек, описание «образа жизни». Дискуссия. Встречи со старожилами села.

3. Мифы: небо, солнце, заря.

а) Небо – Сварог.
б) «Солнце – князь, луна – княгиня».
в) «Заря – зарница – красная девица». Из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» (М.,1982)
Знакомство с главными из романа П. И. Меленикова – Печерского «В лесах» (М., 1963):
а) Народный миф о солнце.
б) Рассказ о праздновании Купалы.
в) Цветок папоротника.
г) Добывание купального огня.
д) Купальские игры.

Сила русской народной поэзии, образность, мелодика языка. Аналитическая работа с текстом. Сообщения учащихся.

4. «Начинается с зачина сказка»… Нравственный мир сказок.

Цель: показать, что сказки – это отношение людей к добру и злу в их жизни. Показать, что сказки учат видеть доброе и злое (плохое и хорошее) в людях. Сказки – это своеобразные «рецепты поведения» в разных ситуациях. Раскрыть нравственный мир сказок народов Кавказа. Показать, чему они учат и что сказки – это отношение к добру и злу в разных странах и у разных народов. Литературно – музыкальная композиция «От сказки – к науке».

Словарь: словесность, синкретизм.

Раздел 3. Календарные обряды и фольклор.

1. Знакомство со славянским календарем, особенностями русского народного календаря. Сообщение общих сведений о христианском календаре. Связь календарных обрядов и обрядовой поэзии с бытом и трудовой деятельностью человека. Обзорная лекция. Практикум.

2. Календарные обряды – неотъемлемая часть народного празднества. Магический смысл обрядов, сознание таинственной связи человека с природой. Лекция – беседа. Встреча со старожилами села.

Осенние календарные обряды:

1). Оспожинки – праздник урожая. Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством.
2). Наталья – овсяница. Косари подносили хозяину овсяной сноп и получали от него подарки и угощения.
3). Осенний Петр – Павел – рябинник. После первых заморозков рябина становилась более сладкой и ее собирали для еды.
4). Покров. Первозимье. Заканчиваются расчеты по работам, вносятся платежи по арендам, оживляются осенние торги, бабьи работы в избе, крестьяне переходят на зимнее житье в избах, начало свадеб. Встреча с фольклорным коллективом. Сбор и обработка фольклорного материала. Сообщения учащихся.

Зимние календарные обряды:

1). Коляда – праздник в честь нарастания силы Солнца, Центральные магические действа, производимые в период святок:

а) Колядование.
б) Гадание, его виды.
в) Поминовение усопших предков.
г) Принятие ритуальной еды (блинов, кутьи).
д) Традиционные игры, сопровождавшиеся ряжеными в звериные, птичьи образы, в стариков, старух.
е) Посиделки.

Знакомство учащихся с колядками разного содержания и формы с подблюдными песнями, игровыми, святочными песнями. Разыгрывание обрядовых сцен.
Обучение умению различать характер обрядовой песни: величальные, корильные, заклинательные, ритуальные, игровые, лирические.

2). Масленица. Сочетание в масленице элементов зимней и весенней обрядности, это праздник проводов Зимы и встречи Весны. Символический смысл того или итого обряда: масляничные костры. Сжигание соломы, Масленицы – соломенного чучела, куклы в женском образе. Определенная последовательность в смене забав и веселье закрепилась в названиях дней масленицы:

Понедельник – встреча;
Вторник – заигрыш;
Среда – ломка;
Четверг – разгул, перелом;
Пятница – тещины вечера;
Суббота – золовкины посиделки;
Воскресенье – проводы, целовник, прощенный день.

Разыгрывание обрядовых сцен. Встречи с фольклорным коллективом.

Весенние календарные обряды:

1). Благовещение. Древний языческий праздник наступления весны, возрождения природы, начала весеннего сева. Соблюдение обряда «отпущения птиц на волю».
2). Вербная неделя, вербное воскресенье. Вербе, первому из зацветающих деревьев, издавна приписывалось магическое свойство: охранение от злых духов, от разных бед и напастей, передача здоровья, силы, красоты человеку или животному.
3). Егорьев (Юрьев) день. Народ свято верил, что первый раз выгонять скотину в поле нужно на Егория, и при этом обязательно хлестать скот вербой  от вербного воскресенья – это и здоровьем наделит, и от несчастий убережет. Егорьевские обряды включали различного рода песенки, которые очень напоминают святочные колядки. Молодежь ходила по дворам, желала достатка. Веснянки. Переклички. Обработка собранного материала обрядовых песен, разыгрывание обрядовых сцен. Встреча с фольклорным коллективом.

Летние календарные обряды:

1). Праздник Ивана Купалы, олицетворяет наивысший расцвет природы. В основе обряда лежит культ Солнца, воды и огня, связанный с мифами о Яриле. Самый разгульный праздник, требующий активного участия в обрядах.
2). Похороны Костромы, Петров день и другие праздники. Целый ряд различных примет, поверий, обычаев представляют собой древние мифологические воззрения славян. Сообщения учащихся. Встреча с фольклорным коллективом. Разучивание песен. Вождение хоровода.

Раздел 4. Семейно – бытовые обряды и обрядовый фольклор.

1. Жизненный круг. Семья. Знакомство учащихся с семейно – бытовыми обрядами, с жизненным кругом, который проходит человек незаметно для себя. Чтение комментирование глав в книге В. Белова «Лад»: «Жизненный круг, «Семья». Лекция – беседа. Аналитическая работа с текстом.

2. Семейно – бытовые обряды и обрядовый фольклор (общий обзор).

а) Родильные обряды (ритуальное омовение, «бабина каша»). Лекция – беседа. Сообщения учащихся.
б) Свадебные обряды и поэзия. Свадьбы играются. Это сложное состоящее из нескольких частей драматическое действо: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, богомолье, девичник – мальчишник, расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда во дворе жениха, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, большой, или княжий стол, послесвадебные обряды. Встречи со старожилами села, фольклорным коллективом. Разыгрывание обрядовых сцен.
в) Похоронные обряды и поэзия. Чтение главы «Похороны» из книги В. Белова «Лад», избранных страниц поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», «Плача Ярославны» («Слово о полку Игореве»).
г) Рекрутские обряды и поэзия. Чтение и разбор плача по рекруту. Историческая справка о рекрутской службе. Лекция – беседа. Анализ текстов произведений.

3. Семиотика жилища. Рассказ о мифологической сущности дома, самых простых вещей крестьянского обихода: красный угол, стол, печь, порог, окно. Виды русского бытового дома. Выбор места для постройки дома. Заготовка материалов. Понятия «краеугольный камень». Значение солярных символов в украшении дома. Виды кровли.

1). Знакомство с русской избой:

– окна – глаза дома;
– крыльцо – распахнутые руки дома;
– дверь в избу низкая, порог высокий;
– без печки изба – не изба;
– красный угол – самое почетное место в доме;
– бабий кут – царство хозяйки дома.

2). Мой дом – моя крепость.

– заселение животных по степени значимости (конь, корова, овца, поросенок, петух, кошка);
– вход в дом остальных членов семьи;
– перенос живой души дома – Домового. «Символы обжитости» – иконы, огонь очага, домовой сор;
– время заселения или переезда в новую избу;
– возжигание огня в печи;
– застолье, первый гость;
– колыбель, зыбка.

Лекция – беседа. Сообщение учащихся. Экскурсия в краеведческий музей г. Ставрополя, музей с. Донского. Творческие проекты учащихся.

4. Из истории русского крестьянского костюма.

Женская и мужская старинная одежда. Одежда будничная и праздничная. Значение пояса в одежде наших предков.

Словарь: сарафан, кокошник, понева, порты, косоворотка, зипун, кафтан, лапти.

5. Хозяйственные постройки, их назначение. Хозяйственная утварь.

Словарь: плуг, соха, серп, молот, цеп, гумно, амбар.

6. Русская баня. Ставили недалеко от избы, на берегу реки или озера. В ней мылись, парились, стирали белье и одежду.

Словарь: предбанник, камелек, чан, полок.

7. Пища наших предков. Русский самовар и чаепитие на Руси.

Быть крепкими и сильными помогала людям простая и полезная пища.
Что такое гостеприимство? Правила поведения за столом.

Словарь: каравай, калач, похлебка, полба, взвар.

8. Русская народная игрушка. Народные промыслы России.

Связь народной игрушки с древнеславянскими культовыми обрядами и верованиями. Символы в русской народной игрушке. Приемы резьбы, лепки, росписи и оформления игрушек.
Знакомство с народными промыслами России: гжельская керамика, хохломская роспись, вологодское кружево, городецкие игрушки.

Словарь: русская матрешка, тарарушки, тряпичные куклы, погремушки.

Творческие работы детей.

9. Как писали в старину. Старинный славянский алфавит. Кем и когда был изобретен. Берестяные грамоты и свитки. Как делала книги в старину.
Праздник славянской письменности.

10. Я и моя семья. Село, в котором я живу. Моя родословная. Кто я? Где живу? Тайна имени. Мир семейных увлечений. Семейные традиции. Генеалогическое древо. Конференция «Моя родословная».

Учебно-тематический план