Цель курса:
- Изучить поэзию Серебряного века, провести углублённый анализ стихотворений А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.А. Волошина, Н.С. Гумилёва и других поэтов;
- Привлечь к их творчеству максимальное внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова;
- Выработать навыки ведения учебно-исследовательской работы по тексту лирического произведения.
Задачи курса:
- Дать понятие об уровнях лингвостилистического анализа текста;
- Обучить системному анализу, в основе которого лежит наблюдение над лирическим произведением (обратиться к анализу звукописи, цветописи, стилистики, семантики, психологизма);
- Научить эмоциональному общению с текстом, совмещающему аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией;
- Повысить уровень творческого мышления и самостоятельности учащихся.
Учащиеся должны:
Уметь выполнять структурный анализ
поэтического текста;
Этапы исследовательской работы учащихся:
- Определение темы проекта, его типа, количества участников;
- Постановка проблемной ситуации;
- Распределение заданий по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации;
- Сбор и обработка материала;
- Презентация проектов;
- Коллективное обсуждение результатов.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся:
- Овладеют новыми средствами работы с поэтическим текстом;
- Совершенствуют умение вести самостоятельный научный поиск;
- Расширят и углубят знания как в области теории литературы, так и в области лингвистики.
Основные формы организации занятий
– лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения тех или других особенностей стихотворного текста.Форма контроля знаний:
проводится защита проектов (индивидуальных и групповых) по темам курса.Программа рассчитана на 17 часов (1час в неделю).
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Лекции | Практика | |||
I. | Введение. Цели и задачи курса. Лингвостилистический анализ текста лирического произведения. | 1 | 1 | Конспект | |
II. | Фонетический уровень анализа текста. | 1 | 1 | Анализ текста | |
III. | Лексический уровень анализа текста. Употребление слов в переносном значении. | 3 | 1 | 2 | Анализ текста |
IV. | Морфологический уровень анализа текста. | 2 | 1 | 1 | Тест |
V. | Синтаксический уровень анализа текста. | 2 | 1 | 1 | Анализ текста |
VI. | Ритмический уровень анализа текста. | 2 | 1 | 1 | Эссе |
VII. | Структурно-композиционный уровень анализа текста. | 2 | 1 | 1 | Анализ текста |
VIII. | Полный лингвостилистический анализ текста. | 2 | 1 | 1 | Эссе |
IX. | Заключительные занятия. | 2 | 2 | Защита проектов | |
ИТОГО: | 17 | 7 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение. Цели и задачи курса. Лингвостилистический анализ текста лирического произведения.
Задачи, возможности и уровни лингвостилистического анализа текста. Этапы лингвостилистического анализа текста.
Раздел 2.
Фонетический уровень анализа текста.Звуковой строй языка стихотворения: ассонанс, аллитерация, градация ударных звуков. Функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте.
Раздел 3. Лексический уровень анализа текста.
Поэтическая лексика, её средства: славянизмы, архаизмы, историзмы, варваризмы, диалектизмы, неологизмы. Однозначность или многозначность слова.
Употребление слов в переносном значении.
Роль эпитетов в создании образности языка. Метафора, её смысловая нагрузка. Сравнения, олицетворения. Метонимия, перифраза. Гипербола. Литота. Антитеза. Символы. Синекдоха. Эпитеты. Функциональная значимость и эстетическая функция тропов в тексте.
Раздел 4. Морфологический уровень анализа текста.
Семантика и функция именных и глагольных форм; группы существительных; прилагательные внешней характеристики; прилагательные внутренней характеристики или оценки; роль местоимений, союзов, частиц и т.д. Морфологические формы в переносном значении. Окказионализмы (слова, образованные автором).
Раздел 5.
Синтаксический уровень анализа текста.Синтаксические средства (интонация; обособленные, вводные, сравнительные конструкции; отношения между предложениями и т.д.).
Стилистические фигуры, их роль; анафора и эпифора; градация, инверсия; параллелизм, эллипсис, парцелляция, коннотация; оксюморон; риторический вопрос, риторическое обращение; бессоюзие и многосоюзие. Функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте.
Раздел 6.
Ритмический уровень анализа текста.Ритмика и строфика. Виды рифм. Ритмообразующие элементы. Типы строф: астрофические, простые, сложные. Силлабо-тоническое стихосложение. Размеры стиха двусложные: ямб, хорей; трёхсложные: дактиль, амфибрахий, анапест. Отражение идеи автора в ритмическом рисунке произведения.
Раздел 7.
Структурно-композиционный уровень анализа текста.Типы и виды композиции художественного произведения. Определение композиции художественного текста. Значение композиционного анализа стихотворения для понимания авторского замысла.
Раздел 8.
Полный лингвистический анализ текста.Обобщение всех этапов работы, переход от собственно языкового уровня анализа текста к теме, проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности, но на более высоком уровне.
Раздел 9.
Заключительные занятия. Защита проектов. (Презентация)Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | ||
План | Факт | План | Факт | ||
I. 1. II. 1. III. 1. IV. 1. V. 1. VI. 1. VII. 1. VIII. 1. IX. 1. |
Введение. Лингвостилистический
анализ текста лирического произведения (1 час). Этапы лингвостилистического анализа текста. Фонетический уровень анализа текста (1 час). Анализ фонетических особенностей стихотворений. Лексический уровень анализа текста (3 часа). Анализ лексики текста с точки зрения
происхождения, употребления,
экспрессивно-стилистической окраски. Морфологический уровень анализа текста (2 часа). Части речи и их роль в организации
лирического произведения. Синтаксический уровень анализа текста (2 часа). Типы предложений, употреблённых в тексте. Ритмический уровень анализа текста (2 часа). Определение способа рифмовки, вида рифмы,
стихотворного размера. Структурно-композиционный уровень анализа текста (2 часа). Типы и виды композиции художественного
произведения. Полный лингвостилистический анализ текста (2 часа). Собственно языковой анализ и анализ на
литературоведческом уровне. Заключительные занятия (2 часа). Подведение итогов. |
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
Список литературы:
Литература для учителя.
- Жирмунский, В.М. Теория литературы: Поэтика, Стилистика. [Текст] / В.М. Жирмунский. – Л.: Наука, 1977.
- Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. – 2000.
- Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология. / Сост. В.Е. Холщевников. – Л.: 1987.
- Поэзия норм и правил: Книга для учителя. / Под ред. В.Н. Ивлевой. – М.: Просвещение, 1989.
- Шанский, Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. [Текст] / Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 1987.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология”. /Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2004.
Литература для учащихся.
- Власенков, А.И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9-11 класс. [Текст] /А.И. Власенков. – М.: Просвещение,1997.
- Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. [Текст] / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2000.
- Серебряный век русской поэзии. /Авт.-сост. Н.В. Банникова. – М.: Просвещение, 1993.