Пояснительная записка
В современном литературоведении особое внимание уделяется мифологическому контексту произведения, раскрывающему мотивную структуру текста. Такой подход к изучению произведений школьной программы позволяет учителю отойти от привычной проблемной и образной трактовки текста и рассматривать произведение литературы как факт искусства во всей его сложности в рамках национальной культуры в целом.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 12 часов аудиторных занятий, ориентирован на учащихся 7-8-х классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин и может быть включен в блоки “ Факультативные занятия”, “ Элективные курсы”.
Интегрированный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного и лингвистического материалов и дает старшеклассникам возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ фольклорных и литературных произведений позволяет учащимся определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить читательский кругозор, повысить культуру чтения.
В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования данный курс способствует формированию устойчивого интереса к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры. Освоение материала создает прочную базу для дальнейшего усвоения учащимися программы по литературе, помогает глубже осмыслить своеобразие авторской поэтики в произведениях разных жанров.
Основная цель курса - дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе.
В процессе работы учителя и учащихся решаются следующие задачи:
- формируется представление о славянах, об
истоках и эволюции верований древних, о попытках
человека объяснить явления окружающего мира и
вписать себя в систему мироздания;
- определяется своеобразие образной системы
мифов древних славян и специфика связанных с
мифологическими воззрениями жанров фольклора;
- продолжается работа по повышению речевой
культуры учащихся;
- на основе анализа содержания и языкового строя
произведений фольклора и литературы;
- формируется устойчивый интерес к языку и
культуре русского народа;
- воспитывается чувство сопричастности к
духовным традициям предков и уважение к наследию
прошлого.
Выделяются следующие этапы работы:
- знакомство с основными мифологическими
представлениями древних славян и эволюцией
языческих воззрений;
- составление характеристик отдельных
мифологических персонажей (этимология имени,
внешний облик, функции и характер поведения,
отношения с человеком, жанры фольклора,
связанные с указанным персонажем)
- анализ содержания и композиции образов,
своеобразия языка и художественных особенностей
произведений фольклора и литературы, связанных с
мифологией славян;
- творческая работа по темам занятий;
- индивидуальная и коллективная
исследовательская работа по темам курса;
- подготовка проекта “ Пантеон славянских
богов”.
Этим этапам обучения соответствуют разделы программы курса и построение отдельных занятий.
Методические принципы построения курса:
- линейность (каждая последующая тема логически
связана с предыдущей);
- интегративность курса (объединение нескольких
дисциплин: истории, лингвистики,
литературоведения);
- разнообразие видов деятельности учителя и
учащихся;
- насыщенность предлагаемого для изучения
фольклорного и литературного материала,
дополняющего базовый литературный компонент;
- интерактивность в сочетании с высокой степенью
автономности отдельных групп учащихся на
занятии - проекте;
- минимализация репродуктивной деятельности,
реализация творческих способностей учащихся;
Структура курса определяется его целями и задачами, методологическими и методическими принципами. Последовательное изучение тем завершается итоговой проектной работой, выполняя которую, учащиеся должны продемонстрировать достаточно высокий уровень интеллектуальной и творческой деятельности.
Отбор фольклорного и литературного материала осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания и соотнесен с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для практической работы выбраны произведения русских классиков XIX и XX века: Н.В. Гоголя, О. М.Сомова, В. И. Даля, А. Н. Островского, А. М. Ремизова, А. А. Блока, С.А. Есенина, А. Н. Толстого, В. П. Распутина.
Курс не ставит задачу полного анализа художественного текста, акцент делается на характеристике образов и особенностей языка, авторской идее. Произведения авторов, включенных в программу курса, помогают расширить читательский кругозор учащихся, совершенствовать навыки анализа художественного текста, формировать устойчивый интерес к словесной структуре текста.
В программе четко определен круг теоретических понятий, освоение которых повышает уровень усвоения материала. Так, характеристика мифологических персонажей и их функций позволяет учителю подвести учащихся к пониманию литературоведческой категории “ вечные” образы в искусстве и сформировать представления об индивидуальной творческой манере писателя, авторском замысле.
Виды работы учителя и учащихся:
- лекция с элементами беседы;
- беседа
- работа со словарем (составление словаря к теме,
разработка понятийного аппарата,
этимологический анализ, морфемный анализ) и
справочной литературой;
- подготовка спецвопросов на заданную тему;
- подготовка развернутого устного высказывания
(составление характеристик мифологических
персонажей, устное словесное рисование);
- конспектирование;
- проектирование;
- инсценировка обрядов, ритуалов;
- выразительное чтение;
- оформление слайдов, создание слайд – программ;
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
Образовательный результат курса состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения в группе; в формировании у учащихся понятия о традициях и новаторстве в литературном процессе.
В программу включена таблица “ Планирование работы по освоению элективного курса “ Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе”, дающая полное представление о темах занятий, произведениях литературы, основных теоретических понятиях, видах мыслительной деятельности, приемах развития речи и творческих заданиях.
Тема занятия | Произведения фольклора и литературы |
Часы | Теоретические понятия |
Мыслительная деятельность и развитие речи |
Творческая мастерская |
Мифологизм мышления древних. Демонизм как мировосприятие. |
1.С. Есенин. “Береза”, “Клен ты мой
опавший…” 2.В.П. Распутин. “Прощание с Матерой”. 3. А.А. Блок. “ Дама розовой калитки и муравьиный царь”. 4. В.И. Даль. “ О повериях, суевериях и предрассудках русского народа” 5. А. Блок. “Сирин и алконост”. |
2 ч. | Миф, мифология, мировое древо, обряд, заговор, ритуал, фольклор, образ, одухотворение, дуализм, |
Составление словаря к теме, анализ
образов лирического текста, анализ авторской
стилистики, формулирование выводов, запись
тезисов, ответы на вопросы, сравнительный анализ. |
Иллюстрации к теме, устное словесное рисование, выразительное чтение, инсценировка обрядов. творческая работа “ Поэзия живого мира” |
Существа “ближнего” круга. | 1. А. Ремизов. “Кикимора”. Заговоры,
пословицы, поговорки, обряды; 2. А. Н. Толстой. “Кикимора” 3. О. М. Сомов. ”Кикимора” 4. А. Ремизов. “Домвой” |
2 ч. |
Портрет, тропы, авторский стиль, антропоморфизм, сказ, стилизация народной речи. | Образный и лингвистический анализ жанров фольклора, характеристика персонажей, этимологическая характеристика слова, речь персонажа | Выразительное чтение по ролям,
инсценировка обрядов. Иллюстрации к теме. Рецензирование сочинений. Презентации, творческая работа “ Поэзия живого мира” |
Существа, составляющие дальнее окружение человека. | .1. А. А Блок. “Болотные чертенятки” 2. А. Толстой. “Водяной” 3. А. Толстой. “ Полевик”, 4. А. Блок. “Болото - глубокая впадина…” |
2 ч. |
Предмет - символ, жертвоприношения, характер персонажа, нравственные запреты, рефрен, лирический герой. | Составление словесной характеристики, работа со словарем, вычленение фольклорных оборотов речи, сравнительный анализ, формулирование выводов по теме. | Рецензирование сочинений. |
Славянские праздники. | 1.А. Ремизов “Кострома” “Воробьиная
ночь”, “Купальские огни”. 2. Тэффи “Блин”. 3. Н.В. Гоголь “Ночь накануне Ивана Купалы”. 4. Эпизод из фильма Н Михалкова “Сибирский цирюльник” |
2 ч. |
Экранизация, фантастика в произведении, обрядовые песни, игровая природа, погребальный плач, образ - символ, | Анализ эпизода фильма, отзыв о фильме, формулирование тезисов для записи, конспектирование. | Инсценировка обрядов, ритуалов,
иллюстрирование. Рецензирование сочинений. Отзыв о фильме. Режиссерский план “ Древний праздник…” (по выбору учащихся) |
Пантеон славянских богов. | 1. А. Ремизовю “Корочун” 2. Песни, заговоры, обряды, загадки. |
2 ч. |
Пантеон, верховное божество, поклонение, сказочная фантастика, романтизация. | Исследовательская деятельность, анализ материала, вычленение главного, систематизация материала, оформление устного отчета о работе, подготовка презентации, оформление выводов, проектная деятельность. | Оформление слайдов |
- Программа сопровождается компьютерной презентацией и хрестоматийной подборкой произведений русских писателей XIX–XX веков и системой вопросов для анализа текстов.