Программа спецкурса по теме: "ЛОТ № 1 "Золотое слово русской поэзии". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Пояснительная записка

Цель курса состоит в просветительской роли, в привитии у школьников чувства эстетического наслаждения от прекрасного слова русской поэзии, в формировании у них умений интерпретировать, глубоко осмысливать поэтический текст, видеть произведение как целостную картину в единстве формы и содержания.

Ученики, которые пройдут этот курс, станут “экспертами, проводниками золотого русского слова”, смогут донести до других бесценные сокровища россыпей художественной литературы.

Данный курс подготовит учащихся не только к просветительской деятельности в деле популяризации поэзии, чтения книг (это особенно актуально в век компьютеризации и гиподинамии), но и сформирует чувство бережного отношения к русскому поэтическому слову. Значительно расширит кругозор, разовьёт ассоциативное мышление; научит видеть в обычном - необычное, в привычном - удивительное, научит образной и эмоциональной речи. Кроме того, воспитает эстетический вкус, сделает выпускников основной школы духовно богаче, а в итоге приведёт к успешной сдаче экзамена и правильному выбору профессии.

Данный курс обеспечен учебной и специальной литературой, самостоятельно подобранным, разработанным дидактическим материалом.

В соответствии с целью программы ставятся основные задачи:

  • способствовать развитию художественного мышления учащихся;
  • формировать умение самостоятельно и критично мыслить;
  • выявлять у школьников уровень владения литературным словом, способствовать его успешному повышению и развитию;
  • включить учащихся в процесс творческой деятельности;
  • способствовать освоению эстетических способов общения человека с литературой как искусством слова.

Курс рассчитан на 17 часов, делится на теоретическую и практическую части. Для достижения целей программы предусмотрены занятия по литературоведению, по изучению различных подходов(методик) к анализу поэтического текста в единстве формы и содержания, практикумы по анализу художественных текстов, самостоятельная творческая и исследовательская деятельность, создание собственных аналитических работ.

Дидактические методы, используемые при проведении занятий спецкурса: поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный с высокой степенью мотивации.

Активные методы: дискуссия, эвристическая беседа, самостоятельная творческая деятельность, создание проектов, проблемная лекция, исследование, интерпретация художественных текстов.

Итогом работы являются самостоятельно выполненные аналитические, исследовательские работы учащихся: сочинения, литературно-критические статьи, эссе. По окончании спецкурса выпускники получат “сертификат” “эксперта русского поэтического слова”.

Тематическое планирование спецкурса

“Лот № 1 “Золотое слово русской поэзии”

№ п.п. Название темы Количество часов Форма занятия Образовательный продукт
Всего Теория Практика
1. Виды литературного творчества при изучении поэтического текста 2 2 - Лекция Тезисы основных положений лекции
2. Типы анализа художественного поэтического текста 1 1   Лекции с элементами беседы Конспект
3. Структурный анализ текста 1 0,5 0,5 Лекция проблемная Тезисы главных положений лекции
4. Анализ текста “сверху вниз” 1 1   Проблемная беседа, лекция Выводы, схемы анализа текста
5. Анализ текста “снизу вверх” 2 1 1 Проблемная беседа Анализ стихотворения
6. Формальный анализ текста 1,5 0,5 1 Практическая работа Самостоятельный анализ
7. Содержательный анализ 1,5 0,5 1 Практическая работа Выводы по итогам наблюдений, анализ
8. Эстетический анализ 1,5 0,5 1 Практическая работа Выводы учащихся по итогам наблюдений
9. Психологический подход к анализу поэтического текста 1,5 0,5 1 Практическая

Работа, лекция

Тезисы лекции, выводы по исследованиям
10. Различные стиховые формы

 

1 1   Лекция с элементами эвристической беседы Самостоятельные ответы на вопросы
11. Подготовка и выполнение проектов (создание творческой работы) 3 - 3 Практикум Создание творческих проектов

Содержание программы

  1. Творчество как один из видов учебной деятельности. Творчество как процесс создания нового. Творчество как путь формирования художественного мышления.
    Стихотворение по метафоре, сочинение-компиляция, интерпретация и анализ текста- виды литературного творчества.
  2. Особенность анализа художественного текста. Анализ поэтического текста как целостное представление о нём на основе частного и общего. Анализ в единстве формы и содержания (анализ и синтез одновременно). Типы анализа художественного текста.
  3. Уровни поэтического текста: фонетический, морфемный, лексический, грамматический, пунктуационный, эйдологический - как основы структурного анализа. Анализ произведений.
  4. Тема, идея художественного произведения, поэтические средства их раскрытия. Эстетическое восприятие текста. Характер заданий при анализе текста “сверху вниз”.
  5. Анализ художественного текста как научный подход, позволяющий познать явление (поэтический текст) в его главных ,существенных чертах. Статья А.Белого “Пушкин, Тютчев, Баратынский в зрительном восприятии природы” как образец анализа “снизу вверх”.
  6. Текст- самый нижний уровень первоначального восприятия, набор слов, расставленных в определённом порядке. Анализ текста как описание особенностей формы художественного произведения. Стихотворение В.Некрасова “Сотри случайные черту”, А. Дельвига “Слёзы любви” и др. Цели формального анализа (лингвистического анализа).
  7. Авторский замысел. Содержательный анализ художественного текста. Анализ стихов Н. Заболоцкого.
  8. “Совокупность факторов художественного впечатления”. Эмоциональный отклик читателя. Поэтический текст как произведение подлинного искусства. Подборка стихов А.Фета, Ф.Тютчева, М.Юдалевича, Н.Некрасова, Н.Рубцова и др. Подборка стихов местных авторов.
  9. Два направления психологического подхода к анализу текста. Обобщённые человеческие типы (романтик, благородный разбойник, “чудик”, “лишний человек”). Эйдологический (“образный”) уровень поэтического текста.

Список литературы

  1. Воронцов В.Д., Маслов А.П. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа (под редакцией А.И. Докусова.)  М.,1973 г.
  2. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. Развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. Дрофа, Москва, 2006 г.
  3. Коротеяв Б.И. Учение – процесс творческий. Москва, 1980 г.
  4. Шаповалов С.А. Анализ художественного произведения “Русское энциклопедическое товарищество” Москва, 2004 г.
  5. Шелковникова Л.Ф, Резяпкина Н.А и др. Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в средней школе в условиях обновления содержания образования. Барнаул, 2001 г.
  6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе “Директор школы” Москва, 1996 г., выпуск № 2.