Пояснительная записка
Цель курса состоит в просветительской роли, в привитии у школьников чувства эстетического наслаждения от прекрасного слова русской поэзии, в формировании у них умений интерпретировать, глубоко осмысливать поэтический текст, видеть произведение как целостную картину в единстве формы и содержания.
Ученики, которые пройдут этот курс, станут “экспертами, проводниками золотого русского слова”, смогут донести до других бесценные сокровища россыпей художественной литературы.
Данный курс подготовит учащихся не только к просветительской деятельности в деле популяризации поэзии, чтения книг (это особенно актуально в век компьютеризации и гиподинамии), но и сформирует чувство бережного отношения к русскому поэтическому слову. Значительно расширит кругозор, разовьёт ассоциативное мышление; научит видеть в обычном - необычное, в привычном - удивительное, научит образной и эмоциональной речи. Кроме того, воспитает эстетический вкус, сделает выпускников основной школы духовно богаче, а в итоге приведёт к успешной сдаче экзамена и правильному выбору профессии.
Данный курс обеспечен учебной и специальной литературой, самостоятельно подобранным, разработанным дидактическим материалом.
В соответствии с целью программы ставятся основные задачи:
- способствовать развитию художественного мышления учащихся;
- формировать умение самостоятельно и критично мыслить;
- выявлять у школьников уровень владения литературным словом, способствовать его успешному повышению и развитию;
- включить учащихся в процесс творческой деятельности;
- способствовать освоению эстетических способов общения человека с литературой как искусством слова.
Курс рассчитан на 17 часов, делится на теоретическую и практическую части. Для достижения целей программы предусмотрены занятия по литературоведению, по изучению различных подходов(методик) к анализу поэтического текста в единстве формы и содержания, практикумы по анализу художественных текстов, самостоятельная творческая и исследовательская деятельность, создание собственных аналитических работ.
Дидактические методы, используемые при проведении занятий спецкурса: поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный с высокой степенью мотивации.
Активные методы: дискуссия, эвристическая беседа, самостоятельная творческая деятельность, создание проектов, проблемная лекция, исследование, интерпретация художественных текстов.
Итогом работы являются самостоятельно выполненные аналитические, исследовательские работы учащихся: сочинения, литературно-критические статьи, эссе. По окончании спецкурса выпускники получат “сертификат” “эксперта русского поэтического слова”.
Тематическое планирование спецкурса
“Лот № 1 “Золотое слово русской поэзии”
№ п.п. | Название темы | Количество часов | Форма занятия | Образовательный продукт | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Виды литературного творчества при изучении поэтического текста | 2 | 2 | - | Лекция | Тезисы основных положений лекции |
2. | Типы анализа художественного поэтического текста | 1 | 1 | Лекции с элементами беседы | Конспект | |
3. | Структурный анализ текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция проблемная | Тезисы главных положений лекции |
4. | Анализ текста “сверху вниз” | 1 | 1 | Проблемная беседа, лекция | Выводы, схемы анализа текста | |
5. | Анализ текста “снизу вверх” | 2 | 1 | 1 | Проблемная беседа | Анализ стихотворения |
6. | Формальный анализ текста | 1,5 | 0,5 | 1 | Практическая работа | Самостоятельный анализ |
7. | Содержательный анализ | 1,5 | 0,5 | 1 | Практическая работа | Выводы по итогам наблюдений, анализ |
8. | Эстетический анализ | 1,5 | 0,5 | 1 | Практическая работа | Выводы учащихся по итогам наблюдений |
9. | Психологический подход к анализу поэтического текста | 1,5 | 0,5 | 1 | Практическая Работа, лекция |
Тезисы лекции, выводы по исследованиям |
10. | Различные стиховые формы
|
1 | 1 | Лекция с элементами эвристической беседы | Самостоятельные ответы на вопросы | |
11. | Подготовка и выполнение проектов (создание творческой работы) | 3 | - | 3 | Практикум | Создание творческих проектов |
Содержание программы
- Творчество как один из видов учебной
деятельности. Творчество как процесс создания
нового. Творчество как путь формирования
художественного мышления.
Стихотворение по метафоре, сочинение-компиляция, интерпретация и анализ текста- виды литературного творчества. - Особенность анализа художественного текста. Анализ поэтического текста как целостное представление о нём на основе частного и общего. Анализ в единстве формы и содержания (анализ и синтез одновременно). Типы анализа художественного текста.
- Уровни поэтического текста: фонетический, морфемный, лексический, грамматический, пунктуационный, эйдологический - как основы структурного анализа. Анализ произведений.
- Тема, идея художественного произведения, поэтические средства их раскрытия. Эстетическое восприятие текста. Характер заданий при анализе текста “сверху вниз”.
- Анализ художественного текста как научный подход, позволяющий познать явление (поэтический текст) в его главных ,существенных чертах. Статья А.Белого “Пушкин, Тютчев, Баратынский в зрительном восприятии природы” как образец анализа “снизу вверх”.
- Текст- самый нижний уровень первоначального восприятия, набор слов, расставленных в определённом порядке. Анализ текста как описание особенностей формы художественного произведения. Стихотворение В.Некрасова “Сотри случайные черту”, А. Дельвига “Слёзы любви” и др. Цели формального анализа (лингвистического анализа).
- Авторский замысел. Содержательный анализ художественного текста. Анализ стихов Н. Заболоцкого.
- “Совокупность факторов художественного впечатления”. Эмоциональный отклик читателя. Поэтический текст как произведение подлинного искусства. Подборка стихов А.Фета, Ф.Тютчева, М.Юдалевича, Н.Некрасова, Н.Рубцова и др. Подборка стихов местных авторов.
- Два направления психологического подхода к анализу текста. Обобщённые человеческие типы (романтик, благородный разбойник, “чудик”, “лишний человек”). Эйдологический (“образный”) уровень поэтического текста.
Список литературы
- Воронцов В.Д., Маслов А.П. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа (под редакцией А.И. Докусова.) М.,1973 г.
- Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. Развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. Дрофа, Москва, 2006 г.
- Коротеяв Б.И. Учение – процесс творческий. Москва, 1980 г.
- Шаповалов С.А. Анализ художественного произведения “Русское энциклопедическое товарищество” Москва, 2004 г.
- Шелковникова Л.Ф, Резяпкина Н.А и др. Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в средней школе в условиях обновления содержания образования. Барнаул, 2001 г.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе “Директор школы” Москва, 1996 г., выпуск № 2.