Программа факультативного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


1. Пояснительная записка

Факультативный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” предназначен для учащихся 10 класса.

Школьное преподавание литературы в целом и практика выпускных сочинений в частности показывают, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения на литературную тему. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного факультативного курса. Этот курс позволит систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории сочинения, творчески применить их на практике.

2. Цели курса

– Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

– Развитие творческих способностей учащихся.

3. Задачи курса

Основными задачами курса являются:

– изучение факультативного курса в соответствии с познавательными и учебными потребностями детей;

– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;

– развитие продуктивного мышления через анализ художественных произведений, творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

– сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;

– развитие способности к самостоятельной деятельности;

– привитие стремления к приобретению знаний.

4. Структура курса

Факультативный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” рассчитан на 68 часов и состоит из четырех разделов:

– введение (2 ч);

– теория сочинения (34 ч);

– практика сочинения (20 ч);

– рецензирование сочинений, редакторская правка (12 ч).

Программа курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров” (68 часов)

I. Введение (2 ч)

Введение. Цели и задачи факультативного курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров”.

Анализ тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам.

II. Теория сочинения (34 ч)

Сочинение как вид письменной работы по литературе. Требования к сочинению. Оценка сочинений.

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, “киношное”, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.

Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к творчеству писателя, поэта. Особенности подобного сочинения.

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы.

Способы выражения авторского отношения к персонажу.

Как анализировать стихотворный текст. (Примерная схема анализа.) Лексический материал для анализа стихотворного текста.

Комплексный анализ текста (отрывка из произведения, эпизода, небольшого по объему рассказа). Примерная схема анализа эпизода.

Тема, заданная цитатой. Особенности такого сочинения. Анализ подобных тем из перечня для выпускного экзамена.

Жанр рецензии. Структура сочинения-рецензии. Композиция. Вступление. Тема, идея, сюжет, композиция, проблематика. Система образов. Смысл названия произведения. Концовка рецензии.

Сочинение на свободную тему. Особенности такого вида сочинений. “Подводные” камни “легкой” темы.

III. Практика сочинения (20 ч)

Практическая работа № 1. Общий анализ формулировок сочинений, входящих в “пакет тем” для выпускного экзамена.

Практическая работа № 2. Отработка теоретического материала по теме “Сочинение-рассуждение”.

Практическая работа № 3. Отработка теоретического материала по теме “Выражение личного отношения к персонажу”.

Практическая работа № 4 по теме “Способы выражения авторской позиции и авторского отношения к персонажу”.

Практическая работа № 5, № 6. Написание сочинений на тему “Восприятие, истолкование, оценка стихотворения…” (На изученном материале.)

Практическая работа № 7. Отработка теоретического материала по теме “Комплексный анализ текста”.

Практическая работа № 8. Написание сочинения, тема которого задана цитатой. (На изученном материале.)

Практическая работа № 9. Отработка каждого элемента рецензии. Написание сочинения-рецензии.

Практическая работа № 10. Написание сочинения на свободную тему. (На изученном материале.)

IV. Рецензирование сочинений, редакторская правка (12 ч)

Виды ошибок в сочинении: речевые, грамматические, в содержании. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.

Как работать со словарями разных видов на выпускном экзамене: толковым, синонимов, антонимов, лексической сочетаемости слов, управления слов и проч.

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного факультативного курса учащийся

должен знать:

– как строится сочинение;

– виды вступлений и заключений;

– основные жанры сочинений;

– основы анализа поэтического текста;

– основы анализа прозаического текста;

– виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение на заданную тему;

– писать сочинения различных жанров;

– выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании сочинения;

– работать со словарями различных типов.

Литература

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2000.

2. Воронкевич А.С. Как писать вступительное сочинение. – М., 1993.

3. Областные олимпиады по русскому языку и литературе. Сборник методических материалов. – Пенза, 2003.

4. О творческом подходе к работе над сочинением в старших классах. Методические рекомендации. – Пенза, 1992.

5. Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика. – М., 1995.

6. Учимся писать сочинения. – Саратов: “Заволжье”, 1992.

7. Фогельсон И.А. Литература учит. – М.: Просвещение, 1990.