Пояснительная записка
Программа элективного курса «Русская художественная культура от Древней Руси до конца XIX века» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств и литературы.
В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации по конец XIX века.
Цель элективного курса – формирование у учащихся представления о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи элективного курса
- Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
- Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.
- На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русским мастеров.
Предназначение программы
Материал элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов.
Содержание элективного курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», касающейся изучения истории художественной культуры России, произведений искусства великих русских мастеров.
Основные функции элективного курса
Элективный курс может выполнять три основные функции:
- выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
- развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- быть направленным на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Актуальность элективного курса определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.
Новизна программы
Эвристическая направленность на формирование художественной культуры учащихся как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.
Основные умения и навыки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные эпохи в развитии русской художественной культуры
- основные стили и направления в русской художественной культуре
- роль древнерусского искусства для современности
- роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности
- выдающиеся памятники русского искусства и культуры
- основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской художественной культуры.
Учащиеся должны уметь:
- отличать и анализировать произведения русской художественной культуры
- давать самостоятельную оценку произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей
- объяснить роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека
- пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.
Учебно-тематический план
№ урока |
Количество часов |
Тема урока |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
Введение. Цели и задачи элективного курса. |
2 |
1 |
Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. |
3 |
1 |
Азбука архитектуры. Особенности древнерусской архитектуры. |
4 |
1 |
Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Древнерусские города. |
5 |
1 |
Древнерусская живопись. Русская икона. |
6 |
1 |
Письменность и книгопечатание. |
7 |
1 |
Искусство Москвы. |
8 |
1 |
Колокольные звоны. |
9 |
1 |
«Живое дерево ремесел». Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы. |
10 |
1 |
«Круглый год». Русские народные праздники. |
11 |
1 |
Искусство эпохи Просвещения. Искусство и культура Петровской эпохи. |
12 |
1 |
Изобразительное искусство Петровской эпохи. Станковый портрет. |
13 |
1 |
Портрет 18 века: Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский. |
14 |
1 |
Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга. |
15 |
1 |
Русские художники 19 века. Художники-передвижники. |
16 |
1 |
«Музыка - душа народа». Творчество великих русских композиторов 19 века: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского – «Могучая кучка». |
17 |
1 |
Итоговый контроль. |
Литература
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.: «Просвещение», 1987.
- Энциклопедический словарь юного историка. – РА: «Просвещение», 1990.
- История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1989.
- Рапацкая, Д.А., Русское искусство XVIII века. (Рассвет на Неве). – М.: 1995.
- Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: «Просвещение», 1993.
- Юдин В., Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов; Приволжское книжное издательство, 1992.
- Кузнецова, Э.В., Исторический и батальный жанр. – М.: «Просвещение», 1992.
- Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. – М.: «Просвещение», 1979.
- Рябцев, Ю.С. История русской культуры: рабочая тетрадь: 2 ч, -М.: Валдос, 2001.
- Беседы о живописи в школе. Искусство.- М.: 1996.
- Русская культура. В помощь школьнику. – М.: Конвес, 1997.
- Газета «Искусство» с 1996 г, приложение к газете «Первое сентября»
- Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура, X-XI классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2003.
- Русская художественная культура: учебник для 10 класса. – М.: «Просвещение», 2002.
- Моров, А.Г. Три века русской сцены. Кн. 1,2. – М.: «Просвещение», 1998.