Курс «Зарубежная литература» представляет собой интегрированную программу, включающую в себя элементы таких учебных дисциплин, как «Литература» и «Иностранный язык». Данный курс рассчитан на один год обучения в 9-11-x классах гуманитарного и филологического профиля для введения учащихся в западное культурное пространство Европы и США в соответствии с нормами и ценностями открытого общества.
Страноведческое содержание курса призвано завершить формирование у старшеклассников представления о всемирной литературе. Учащиеся знакомятся с фактическими сведениями о литературе иноязычных стран в разные исторические периоды.
Знакомство с культурой зарубежных стран основано на постоянном сравнении полученных знаний со знаниями о своей стране, себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям и традициям. Сравнение также требует от учащихся проявление собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний и о своей стране, и о других странах.
Главной задачей учебного аспекта программы «Зарубежная литература» является систематизация, обобщение и дальнейшее закрепление материала по учебным дисциплинам «Литература» и «Иностранный язык», а также подготовка учащихся к экзаменам в соответствии с требованиями государственного стандарта.
В области чтения ставится задача совершенствования трёх наиболее распространенных видов чтения: чтения с общим охватом содержания, чтения с детальным пониманием прочитанного, поискового чтения. Обучение чтению ведется на основе аутентичных текстов, соответствующих возрастным интересам учащихся.
В связи с тем, что обучение построено на переведенных и аутентичных текстах разного характера, большое значение придается самостоятельному обращению учащихся к лингвострановедческому справочнику, в задачи которого входит: во-первых, расширить общеобразовательный кругозор учащихся при ознакомлении их со страноведческими сведениями, во-вторых, сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой типа лексиконов, энциклопедических словарей, стимулируя тем самым познавательную активность учащихся.
Данный элективный курс предназначен для работы в 9-11 классах. Занятия проводятся один раз в неделю в течение одного года. Предполагается чтение лекций, проведение практических (семинарских) занятий и текущий контроль за чтением учащихся. Курс рассчитан на 32 часа и завершается зачетом.
Общие понятия, употребляемые при изучении курса
- Понятие о литературе как искусстве слова, закрепленном в письменной форме.
- Роды литературы. Эпос, лирика и драма. Их различия в зависимости от позиций автора по отношению к изображаемому материалу. Различные жанровые формы внутри родов. Роман, повесть, рассказ, новелла, эпическая поэма, басня, афоризм в эпосе. Комедия и трагедия в драме. Лирическая поэма, стихотворение в лирике.
- Художественный образ, троп – особая форма отражения действительности, «магический кристалл» (А.С. Пушкин), трансформирующий явление жизни. Понятие о метафоре и эпитете.
- Тема произведения как его концентрированное содержание. Идея – основная мысль произведения.
- Построение художественного произведения. Понятие о композиции, завязке, кульминации и развязке. Сюжет как «цепочка причин и следствий» (Б.В. Томашевский).
- Понятие о классицизме, барокко, романтизме, реализме, модернизме.
В ходе изучения курса «Зарубежная литература» учащиеся формируют краткий словарь основных литературоведческих терминов и дополняют его примерами в процессе слушания курса. Например, тема «Илиады» Гомера – Троянская война. «Гнев Ахиллеса» и последствия этого гнева. Идея – приоритет общественного над личным. Любовь к родине выше эгоистических интересов.
Программа курса
Тема | Занятия, ч | ||
---|---|---|---|
теория | практика | всего | |
1. Литература Античности | 1 | 2 | 3 |
2. Литература средних веков | 2 | 2 | 4 |
3. Переход от средневековья к Возрождению | 1 | 2 | 3 |
4. Возрождение | 2 | 3 | 5 |
5. Литература XVII века | 1 | 2 | 3 |
6. Литература XVIII века | 1 | 2 | 3 |
7. Романтизм в европейской и американской литературе | 1 | 3 | 4 |
8. Реализм в европейских литературах | 1 | 2 | 3 |
9. Модернизм в литературе XX века | 2 | 2 | 4 |
Всего | 12 | 20 | 32 |
Содержание занятий
1. 1) Литература как вид искусства. Тысячелетняя история письменной формы искусства слова. Древнейшие литературные памятники Востока и Запада. Понятие о мифе и эпосе. "Илиада" Гомера - классический образец эпоса . - 3 часа.
2) Средневековая литература Западной Европы. Героический эпос. Рыцарский роман. Городская литература - 3 часа.
2. Литература эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения. Данте Алигьери как последний поэт средневековья и первый поэт нового времени. Особенности Возрождения в Италии ("Декамерон" Дж. Боккаччо, сонеты Петрарки), Англии (творчество У. Шекспира), Франции (роман Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"), Испании (роман "Дон Кихот" М. де Сервантеса) - 5 часов.
3. Семнадцатый век в Европейских странах. Барокко и классицизм. Торжество абсолютизма во Франции. Французский театр 17 века. Комедии Мольера - 3 часа.
4. Общая характеристика эпохи Просвещения в странах Западной Европы и Северной Америки. Идеология Просвещения как реакция на феодальную систему. Просвещение как мировоззренческая основа Войны за независимость 1775-1783 годов. Революционный характер Просвещения во Франции. Английский просветительский роман Д. Дефо и Дж. Свифта. Философская повесть М.А. Вольтера Ж.Ж. Руссо и руссоизм. Движение "Бури и Натиска" в Германии. Творчество И.В. Гете и Ф. Шиллера - 3 часа.
5. Литература первой трети 19 века. Романтизм как художественный метод и стиль. Социально-методические предпосылки возникновения романтического направления и его национальные особенности Англии, Франции, Германии, Италии. Дж. Байрон и байронизм. Исторический роман В. Скотта и В. Гюго. Романтическая лирика и драма. Германия - классическая страна романтизма. Сказки Э.Т.А. Гофмана - 4 час.
6. Реалистическая обусловленность человека социальной средой в литературе 19 века. Понятие типического героя в типических обстоятельствах. Реалистические принципы сюжетосложения, изображение человека и условий жизни. О. де Бальзак - создатель "Человеческой комедии", отец социального романа. История молодого человека в романе "Отец Горио". - 3 часа.
7. Модернизм в литературе 20 века. Изображение разрыва духовного опыта личности и хода общественной жизни. Особенности постмодернизма. Английский роман 20 века - 1 час.
8. Творческий путь Б. Шоу. Понятие "интеллектуальной драмы". Дискуссия, парадокс, гротеск в "неприятных пьесах" Шоу - 1 час.
9. Творчество Г. Уэллса. Социально-философская фантастика. Основные темы романа "Человек-невидимка" - 1 час.
Социально-философский роман У. Голдинга. Символика и притчевое начало - 1 час.
10. Постмодернизм в английской литературе. Эстетические основы. Принцип игры. Художественное своеобразие романа "Женщина французского лейтенанта" Фаулза - 1 час.
11. Детектив в современной англоязычной литературе. Особенности жанра, композиции. Система образов - 1 час.
12. Основные тенденции развития англоязычной научной фантастики. Проблематика и художественное своеобразие. Характер психологизма в романе С. Кинга "Зеленая миля". Особенности жанра антиутопии. Творчество Р. Брэдбери - 2 часа.
Рекомендованная литература
- Васильев К.Б. The English Tutor. Английский наставник. Учебное пособие по английскому языку. Книга 2: Британская литература. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
- Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Книга для учителя. Нижний Новгород, 1997.
- Краткий словарь литературных терминов. Книга для учащихся. Любое издание.
- Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
- Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Том 15. Часть 1,2. – Москва.: Аванта +, 2001
Список литературы по курсу
- Легенды и мифы древней Греции.
- Гомер. Илиада.
- Песнь о Роланде.
- Песнь и Нибелунгах.
- Бедье Ж. Тристан и Изольда.
- Данте А. Божественная комедия. Ад.
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (кн. 1-2)
- Шекспир У. Ромео и Джульетта. Гамлет. Сонеты. Двенадцатая ночь.
- Боккаччо Дж. Декамерон. (выборочно)
- Сервантес М. Дон Кихот. (кн. 1)
- Корнель П. Сид.
- Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф.
- Вольтер М.А. Кандид.
- Свифт Дж. Путешествие Гулливера.
- Дефо Д. Робинзон Крузо.
- Гете И.-В. Фауст. Страдания юного Вертера.
- Шиллер Ф. Коварство и любовь.
- Гофман Э.Т.А. Золотой горшок.
- Гюго В. Собор Парижской Богоматери.
- Скотт В. Айвенго.
- Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда.
- Бальзак О.де. Гобсек. Отец Горио.
- Диккенс Ч. Оливер Твист.
- По Э.А. Ворон. Новеллы.
- Твен М. Приключения Тома Сойера. Новеллы.
- Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц.
- Кафка Ф. Превращение.
- Шоу Б. Пьесы.
- Уэллс Г. Человек-невидимка.
- Голдинг У. Повелитель мух.
- Кристи А. Детективы (выборочно).
- Фаулза. Женщина французского лейтенанта.
- Кинга С. Зеленая миля.