Литература
-
Проблема трагической любви в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2014
Цели урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина, книгой «Темные аллеи»; проанализировать рассказ «Чистый понедельник»: раскрыть проблему любви, выяснить причины трагической судьбы героев; познакомить с духовным наследием России; развить навыки аналитического чтения эпического произведения.
-
Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 2015
Цель урока: рассмотреть проблему, заложенную в названии комедии, проследить противостояние двух противоположных по нравственным убеждениям миров – косного и отсталого (фамусовского) и передового, деятельного (Чацкий); выяснить, почему умный человек отвергнут обществом и любимой девушкой? На урока использованы средства разных видов искусства: музыкальные отрывки, художественные иллюстрации для более полной характеристики литературных образов.
-
Проблема уничтожения деревни в повести Романа Сенчина "Чернушка" 2016
Урок литературы в 11-м классе поднимает проблему уничтожения деревни на примере повести Романа Сенчина "Чернушка". На уроке используются такие методические приемы, как исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа. Ученики овладевают навыками анализа текста как единого целого, при этом развивается устная речь учащихся, образное и логическое мышление. Воспитывается эстетический вкус и формируется внутренняя культура.
-
Проблема чувства и долга в рассказе «Человек на часах» Н.С.Лескова 2022
Цели урока: помочь выявить основную идею произведения; показать, как нелегко сделать нравственный выбор «в борьбе между служебным долгом и состраданием»; подвести учащихся к тому, чтобы они самостоятельно могли сделать выводы о мотивах поступков героев; показать, что мотивы поведения героев могут быть обусловлены не только особенностями характера, но и реалиями жизни, нормами общества, принятыми в конкретное историческое время.
-
Проблематика рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой. Речь героев. 6-й класс 2019
Цель урока: прояснить мотивы поведения героев рассказа, выяснить его нравственный смысл; развить навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему, анализа речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе.
-
Проблематика рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой". Речь героев. 6-й класс 2019
Читая некоторые литературные произведения, не только с интересом следишь за сюжетом, но и полностью погружаешься в описываемую эпоху, растворяешься в повествовании. Именно таков рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Во многом этот эффект достигается благодаря тому, что автор сумел передать своеобразную колоритную речь героев.
-
"Проблематика романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе" 2009
Цели урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности; роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения; различие художественного произведения и богословского; выяснить, что такое истина.
-
Проблемное изучение повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) 2010
«Тарас Бульба» – лироэпическое произведение. Этим обусловлены его содержание и художественные особенности. Центральный вопрос, которому подчинена вся система уроков по повести: почему Н.В. Гоголь приводит своего любимого героя и его сыновей к гибели?
-
Проблемное изучение романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Тема: "Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…" ("Тамань") 2013
Урок литературы по теме Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» изучается в 9 классе. По программе рассчитан на 6 часов. Урок изучается по технологии проблемного изучения, где выдвигается концепция, основная мысль и учебные проблемные ситуации. Предложенные уроки изучаются по 3 и 4 главам.
-
Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности обучающихся 2021
Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных классов, а также при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.
-
Проблемное обучение как средство развития творческой самостоятельности учащихся старших классов на уроках литературы в адаптивной школе 2010
Этапы урока выстроены так, чтобы ученики смогли ответить на проблемный вопрос урока: Кто же прав: те, кто считает, что Зощенко писал для забавы или Маяковский, который назвал писателя «самым большим и самым популярным»? Для этого необходимо: проанализировать произведения Зощенко, определить языковое своеобразие рассказов, сформулировать темы сатирических произведений Зощенко.
-
Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования человека культуры 2009
Постепенное введение в процесс изучения литературы в 5-11-х классах методов и приемов проблемного обучения будет способствовать формированию человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, самостоятельностью, толерантностью, способностью ориентироваться в мире духовных ценностей.
-
Проблемный урок "Истоки преступления Раскольникова" 2010
Урок посвящен теме анализа истоков преступления Раскольникова с использованием инновационных технологий.
-
Проблемный урок по повести М.Горького "Фома Гордеев": "Надо знать, для чего живете…". 11-й класс 2014
Проблемный урок для учащихся 11-го класса по повести М.Горького «Фома Гордеев». Основная цель урока: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев». В ходе урока ученики делятся на группы и проводят свои исследования. Урок развивает интерес к исследовательской работе, учит сравнивать, самостоятельно делать выводы, обобщения.
-
Проблемы добра и зла в романе-житии Светланы Василенко "Дурочка" на уроке по современной литературе 2010
Урок знакомит с произведением современной литературы, развивает умение анализа прозаического произведения, воспитывает интерес к современной литературе. Обращает внимание на особенности поэтики писателя.
-
Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы 2013
Учитель на уроке на примерах, в спорах подводит учащихся к выводу, что при любом выборе человек несет громадную ответственность не только перед самим собой, но и перед другими людьми, что жестокость аморальна и нельзя быть равнодушными к ее проявлениям.
-
Проблемы жанра и литературного направления в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2006
Данная работа представляет собой подробную разработку урока по теме «Проблемы жанра и литературного направления комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"». Урок проводится в классе гуманитарно-филологического профиля. Целями этого занятия являются знакомство с художественным своеобразием жанра комедии (комическое в речи героев, юмор характеров и положений), выделение черт трёх литературных направлений в комедии "Горе от ума" (принципы классицизма и отклонения от них, роль романтических мотивов, реализм Грибоедова), актуализирование содержания литературоведческих терминов: "гипербола", "алогизм", "пародия", продолжение формирования умений работы с текстом художественного произведения.
-
Проблемы и итоги изучения творчества А.И. Куприна 2009
Аналитическая статья о творчестве Куприна и его месте в русской литературе.
-
Проблемы изучения древнерусской литературы в современной школе 2011
Особым блоком при изучении литературы выделяется древнерусская литература. Без подробного ее изучения невозможно становление гармонически развитой личности, невозможно воспитать лучшие человеческие качества, которые присущи героям произведений этого периода. Малое количество часов, отведенных для изучения литературы вообще, заставляет учителей подвергать изменениям структуру курса и почти не трогать произведения, исторически удаленные от нашего времени. Именно этой и многим другим проблемам посвящена статья.
-
Проблемы нравственного характера в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2012
Прошло уже более 170 лет, но роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка" не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Формированию таких нравственных понятий у школьников поможет изучение этого произведения.
-
Проблемы нравственности и духовности в произведениях зауральских писателей (урок-размышление по повести И.П. Ягана "Рассветы над Байдановкой" и повести В.Ф. Потанина "Доченька") 2012
Литературное краеведение - региональный компонент учебных планов по литературе. Цель - воспитание патриотов родного края, осознание своеобразия литературы писателей - земляков. Урок-размышление проводится в 11-м классе после изучения творчества В.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина. Всех писателей объединяет не только любовь к родному краю, простому человеку, но и тревога за будущее русского народа, трагедия утраты человеческого в человеке.
-
Проблемы человеческого существования, человеческой нравственности в произведении Василя Быкова «Два рассказа» 2019
Урок посвящён проблемам человеческого существования, человеческой нравственности в произведении Василя Быкова «Два рассказа». Оно было написано в конце 20 века и является актуальным, на мой взгляд, по двум причинам: произошли изменения в государственном становлении, в наших классах появились дети из Украины и Белоруссии и важно поговорить о точке зрения В.Быкова к России.
-
Проблемы этико-правового компонента пособий "Вокруг тебя - Мир…" на уроках литературы 2007
Цель данного спецкурса - помочь учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права.
-
"Пробуждение души". 8–11-е классы 2013
Урок литературы показан как совместное творчество ученика и учителя. Отражает не только принцип гуманизации знаний, но и идеи развивающего обучения. Проводится всегда в конце октября (до 30). В День памяти жертв политических репрессий, которой отмечается в нашей стране с недавних пор.
-
Пробуждение у подростков интереса к чтению произведений классической литературы 2015
В последнее время десятилетия наблюдается падение интереса молодежи к чтению классической литературы. Учителя-словесники используют психологическую теорию установки для пробуждения интереса у подростков к чтению классики. Взаимодействие внешней и внутренней сторон установки стимулирует процесс чтения, пробуждает интерес у учащихся.
-
Проверочная работа по литературе. Л.Н.Толстой "Война и мир". 10-й класс 2019
Представлена проверочная работа по роману Л.Н.Толстой "Война и мир". Дано 13 вариантов проверочных вопросов.
-
Проверочная работа по произведению К.Г.Паустовского "Похождения жука-носорога" 2022
Представлены вопросы к проверочной работе по произведению К.Г.Паустовского "Похождения жука-носорога".
-
Проверочная работа по русской литературе 18–19 века (5-й класс, учебник под редакцией Коровина) 2022
Представлены два варианта проверочной работы по русской литературе 18–19 века в 5-м классе.
-
Проверочные карточки как одна из форм контроля на уроке литературы 2018
Цель письменной работы: проверка знания и понимания учащимися текста изучаемого произведения. Провожу её, как правило, на заключительном этапе изучения темы (например, «Фольклор», «Древнерусская литература») или крупного литературного произведения. В большей степени подобная форма контроля актуальна для учеников старших классов, так как в 5–6-х классах большинство произведений небольшие по объему, поэтому их обычно успеваем прочитать в классе вместе.
-
Проверочные работы по литературе 2005
Представлен один из способов контроля за самостоятельным чтением учащихся в10 классах. Проверочные задания составлены самими ребятами.