Программа школьного дискуссионного клуба "Литература и время". Разработки заседаний

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Модернизация системы образования предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленного на расширение сфер самореализации обучающихся, формирование у школьников осмысленной культурной и гражданской позиции.

Культурный уровень детей находится в связи не только с культурным уровнем семьи, но и с культурным уровнем школьной среды. Поэтому очень важно создавать в школе такие условия, в которых бы формировались, возникали и реализовывались культурные потребности школьников. Предметами, в процессе освоения которых происходит «возникновение» таких потребностей, в первую очередь являются русский язык и литература.

Первой потребностью, способной сформировать культурный уровень, является потребность в самостоятельном чтении. Еще одна, очень важная потребность выстраивание диалогических отношений, на основании которых развиваются и совершенствуются коммуникативные способности обучающихся – требует активного социального вмешательства школы с целью формирования таких способностей и самой потребности в общении в культурном поле. «Введение» коммуникативных способностей школьников в сферу культуры невозможно без освоения ими понятия толерантности. Поэтому формирование навыков самостоятельного чтения, совершенствование диалогических отношений на основе толерантности являются одними из важных целей преподавания языка и литературы в школе.

Эти цели реализуются не только при освоении школьниками стандарта образования, но и во внеклассной деятельности по предмету, значение которой в настоящее время, на наш взгляд, возрастает. Именно в процессе внеклассной работы выработанные у обучающихся компетенции стойко переходят в общую компетентность, способствуют формированию осмысленной культурной и гражданской позиции.

Одной из форм внеклассной работы по литературе в этом направлении является клубная работа. Она позволяет дать школьникам свободу в выборе форм и тем деятельности и в то же время организовать руководство этой деятельностью в форме сотрудничества. Кроме того, такая форма отвечает требованиям возрастных особенностей старших школьников, на которых и ориентируются внеклассные занятия по предмету в этом направлении.

Предлагаемая программа работы дискуссионного клуба «Литература и время» помогает реализовать заявленные выше цели во внеклассной работе по предмету, а также:

  • расширить сферы самореализации обучающихся, способствовать их социализации;
  • помочь в определении культурной идентичности (самоидентификации);
  • помочь в выстраивании диалогических отношений с социумом на основе толерантности.

В определении целей работы клуба авторы программы опирались на следующие основные понятия:

«Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях,, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Немов Р.С. Психология: Уеб. для студ. высш. пед. уеб. заведений: В 3 кн., кн. 1 -М.: ВЛАДОС, 2001. ; стр. 336).

«Культурная идентичность личности» – «...осознание себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом.» (Дворникова Е.Н. ст. «Проблемы воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности» в сб. Толерантное сознание и формироание толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч-метод. ст. -М,:Изд-во Моковского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002; стр. 51);

«Диалог» - (от греч. dialogos - беседа) – вид речи в форме разговора между непосредственно общающимися двумя или несколькими лицами, обусловленный данной конкретной обстановкой взаимного восприятия, воздействия друг на друга, связью с ранее выказанными участниками диалога мыслями и отличающийся преобладанием кратких предложений, использованием жестов и мимики, как правило, известной степенью неорганизованности, ненаправленности, наличием вопросительных предложений и частых повторов. (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник - М.: Наука, 2000)

«Диалогические отношения» – это понятие осмысливается авторами программы как понятие диалога в искусстве и одного из обязательных факторов толерантного сознания, реализуемого в сфере культуры и общения.

В искусстве в основе художественного образа лежит древнейшая культурная активность человека, направленная на Другого: объятия, поцелуй, осенение. Такой эмоционально-чувственный контакт, имеющий символическое значение, очерчивает границы Другого и одновременно формирует образ себя. Этот элементарный язык культурной жестикуляции позволяет человеку осваивать и испытывать окружающий мир, получать взаимные, подтверждающие действия от Другого в общении. Тем самым через испытание и общение происходит воспитание, точнее, самовоспитание личности. «Важнейшие акты, конституирующие личность, определяются отношением к другому...Само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Быть - значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе» (М.М. Бахтин. «Роман воспитания и его значение в истории реализма»).

Понятия «культурный диалог», «диалог культур» авторы программы формулируют на основе взглядов и идей выдающихся ученых-философов и литературоведов М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана. Исходя из их взглядов, само понятие «культура» невозможно без идеи диалога.

Ю.М. Лотман пишет: «...диалог - это смысловой генератор. Не только коммуникация, но и мышление диалогично по своей природе Поэтому любое сознание моделирует себе «другого», собеседника, включенного в систему понимания - непонимания, коммуникативного сотрудничества - борьбы. При этом такие семиотические механизмы, как искусство и - шире - культура, являясь смыслопорождающими генераторами, выполняют для социального тела функцию, аналогичную мозгу отдельной личности. ...Диалог есть сведение двух к одному и раздвоение единого... Игра своей и чужой точки зрения, установление относительных эквивалентностей между взаимно непереводимыми текстами...» По М.М. Бахтину, культура представляет собой постоянно развивающийся механизм, условием развития которого является диалог. Само человеческое бытие у М.М. Бахтина рассматривается как «со-бытие в мире с другим», то есть как диалог моего «Я» с Другим. Причем онтологическая природа Другого принципиально отличается от моего «Я». Но эта инаковость не мешает вступить в контакт и достичь взаимопонимания.

Идеальная цель диалога - появление новой формы, чего-то не похожего ни на одного из его участников, но вобравшего в себя характерные и, возможно, лучшие качества и того, и другого. Гносеологический аспект отношений «Я-Другой» предполагает обретение Истины. Онтологический - объяснение причины мироздания, самого бытия. Характерно, что язык, культура и личность могут развиваться только в связке «Я-Другой». И понимание Другого в этой связке - суть толерантного сознания.

Как видим, понятия «толерантность» и «толерантное сознание» тесно связаны с понятием «культурного диалога».

«Толерантность» понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность, соответствующее понимание. Толерантность от латинского tolero - «нести, держать, терпеть какую-либо вещь» (отсюда библейское «нести свой крест»), причем подразумевалось, что для держания этой вещи человек должен прилагать определенные усилия: страдать, терпеть. Понятие оформилось в Европе в 17 веке, в эпоху религиозных войн между католиками и протестантами.

В современной общественной науке термин «толерантность» трактуется в основном в английской версии перевода с латинского - «нести, держать, допускать». Авторы данной программы склонны трактовать термин «толерантность» в латинском варианте, так как он ближе русской культурной традиции.

В научной литературе дается такое определение: «Толерантность – уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения».

Говоря о понятии «толерантные отношения», авторы программы опираются на критерии толерантности и, принятые в научной литературе (даются по материалам сборника «Толерантное сознание и формирование толерантных отношений» - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 г.).

Критерии толерантности (актуальные для данной программы):

  • взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
  • равные возможности для участия в общественной жизни всех членов общества;
  • гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
  • реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных данном обществе;
  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий (кроме тоталитарных сект);
  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  • отказ от негативных стереотипов в области межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности (нетерпимости). Основные формы проявления нетерпимости:

  • оскорбление, насмешки, пренебрежение;
  • предрассудки;
  • этноцентризм;
  • поиск врага;
  • дискриминация по признаку пола и других различий;
  • расизм, национализм, фашизм.

В связи с определением основных форм нетерпимости толерантность понимается как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Однако проблема заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить степень толерантности и не утратить при этом индивидуальности. Для этого существует понятие «границ толерантности». Это понятие носит субъективный характер для каждой личности и зависит от уровня культуры личности, ее способности на «культурный диалог». Таким образом, становится очевидной прямая взаимосвязь между «толерантностью» и «культурной идентичностью», которая позволит сохранит личности индивидуальность и в то же время взаимодействовать с другой личностью в рамках диалога.

Воспитание в духе толерантности не огранивается усвоением содержания понятия. Оно состоит в том, чтобы обучить школьников способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека.

Данный понятийный аппарат в полной мере описывает те основы, на которых строится взаимодействие между обучающимися и преподавателями в процессе прохождения предлагаемой программы. Реализация ее предусматривает решение следующих задач.

  1. Формировать и развивать читательские интересы.
  2. Учить выявлять идейную и художественную ценность литературного произведения через обсуждение, дискуссию.
  3. Учить вести диалог, дискуссию, полемику.
  4. Формировать понятие культурной идентичности, способствовать формированию креативности.
  5. Развивать речь, воспитывать бережное отношение к языку.
  6. Формировать понятие толерантного и интолерантного поведения в связи с нравственной позицией человека.
  7. Внедрять информационные технологии в воспитательный и образовательный процесс.

Названные задачи реализуются в процессе рассмотрения материала художественных произведений русской и зарубежной литературы (от античности до современной литературы). При анализе идейного содержания произведений, фактов биографии писателей, их мировоззрения, рассмотрении особенностей литературного процесса и его эпохи возможна формулировка проблем, разрешение которых школьниками в процессе дискуссии способно влиять на формирование их ценностных ориентации. Организация таких дискуссий и обучение их ведению - задача педагогов, которую они должны разрешить, опираясь на приемы сотрудничества с обучающимися. Прохождение программы предполагает следующую систему работы.

  1. Программа рассчитана на 2 года работы (9-10 или 10-11 класс) по 68 (70) часов.
  2. В первый год прохождения программы темы дискуссий предлагаются в основном руководителями клуба. В дальнейшем темы определяются на специальных, «планирующих» занятиях всеми членами клуба. По форме это может быть «круглый стол», «презентация» и т. д.
  3. Подготовка дискуссии ведется с использованием приемов проектной деятельности. Формируются временные творческие группы на основе личных интересов школьников. В группах проходит обсуждение сценария заседания, подбираются и редактируются материалы, музыка, репетируются инсценировки, планируется реклама клубного проекта и т. д. Дискуссионные вопросы готовятся как руководителями клуба, так и участниками и не разглашаются до заседания. Непосредственно перед заседанием возможно проведение социологических опросов, мини-сочинений по теме дискуссии. Обобщенные результаты опросов, интересные выдержки из сочинений оглашаются на заседании клуба.
  4. Планируются также занятия, где члены клуба обучаются выразительному чтению, приемам ораторской и сценической речи, обучаются ведению дискуссии.
  5. На заседание клуба приглашаются все желающие старшеклассники, а также учителя. Желательно приглашение гостей: преподавателей вузов (филологические специальности), писателей, журналистов, деятелей культуры, артистов, общественных деятелей
  6. После каждого заседания обязательно занятие, где будет проведена рефлексия по поводу прошедшего мероприятия, как групповая, так и индивидуальная. Материалы этого занятия включаются в проект заседания. Причем материалы эти могут носить и творческий (литературный) характер.
  7. Заседание проводится раз в два месяца (или чаще, в зависимости от активности ребят). Материалы заседаний по итогам года могут составить творческий сборник клуба.
  8. В подготовке заседаний могут быть активно использованы компьютерные технологии для создания презентаций творчества писателей, для представления экранизаций, для создания собственных творческих проектов на литературные темы.

В результате прохождения программы предполагается получить:

  1. Сборник сценариев заседаний клуба и подборку их тематики.
  2. Инструментарий для социологических опросов и тематику сочинений по темам дискуссий.
  3. Сборник творческих работ учащихся (рефлексия после заседаний клуба).
  4. Сборник компьютерных материалов для заседаний клуба и личных творческих наработок участников на цифровых носителях, а также видео и фотоматериалы. Анализ данного продукта позволит сделать выводы об уровнях сформированности навыков толерантного поведения, креативности, культурной самоидентификации, а также поможет подготовить инструментарий для их отслеживания.

Предлагается календарно-тематическое планирование 1-го года занятий (см. Приложение), где темы дискуссий предлагают руководители. По этой форме может быть спланирован и второй год прохождения программы, после обсуждения тематики заседаний с членами клуба.

Сценарии заседаний дискуссионного клуба

Заседание дискуссионного клуба «Литература и время»

Под музыку из кинофильма «Шерлок Холмс» на сцену выходят джентльмены белых шарфах и выстраиваются в шеренгу лицом к залу.

На мультимедиа высвечивается надпись:

«Немногим избранным понятен язык поэтов и богов» Е. Баратынский.

Один из джентльменов спрашивает: Кому это понятен язык поэтов и богов?

Другой отвечает: Членам дискуссионного клуба «Любители словесности», сэр.

- Кто же является членом этого клуба?

Джентльмены начинают представляться: Лорд Байрон (при этом говорящий надевает соответствующую образу деталь костюма и с достоинством делает поклон головой).

Бернард Шоу, сэр (зонтик).

- Михаил Юрьевич Лермонтов.

- Достоевский Федор Михайлович.

Пушкин! Александр Сергеевич. Пушкин! (приподнято).

- Граф Толстой, Лев Николаевич.

Далее джентльмены снимают элементы костюмов и в обратном порядке представляются: А так же: Репин Юрий, Ердяков Александр и т.д.

Интересующийся джентльмен задает следующий вопрос: И какие же проблемы решают многоуважаемые члены клуба?

По очереди звучат ответы: - Что делать? - Кто виноват? - Что делать? - Быть и, не быть? - Вот в чем вопрос? - Что такое любовь? - В чем смысл жизни?

- А дамы в клубе есть? - интересуется любознательный господин.

Джентльмены отвечают хором с большим воодушевлением: А как же! Это шефы - учредители клуба Корнеева Марина Александровна и Столбова Наталья Борисовна! А так же у каждого члена нашего клуба есть своя муза.

Под звуки классической музыки выбегают музы с изящными крылышками, встают рядом с джентльменами, которые приветствуют своих муз. Между музами и джентльменами происходят короткие диалоги.

- Кто вы такая? Откуда вы? Ах, я смешной человек, просто вы дверь перепутали, улицу, город и век...

- Я вел себя как дурак. - Как герой!!! - Ах, это одно и то же!

Муза: «..не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с честью и умом.»

А. Пушкин: А все общественное мненье, пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир. Обращаясь к залу: Вы осуждаете моего героя? Но ведь «мы все глядим Наполеоны, двуногих тварей миллионы...»

Ф.М. Достоевский в образе Раскольникова:

Я же имею право на преступление! Я его искуплю множеством добрых дел.

Муза: А как ты будешь жить дальше, после того, как будешь скользить в липкой крови? Голос совести

не позволит тебе стать закоренелым преступником. И слава Богу.

Муза: Л.Н. - Толстому: Пахать; подано, ваша светлость!

Далее музы и джентльмены встают парами и под звуки вальса делают круг, после чего музы убегают, а джентльмены встают друг против друга и, скрещивая противоположные руки как некий символ противоборства.

Спрашивающий джентльмен восклицает: Дискуссии! Споры! Дуэли! Мне это подходит. К барьеру!

Раздается голос учителя: «Господа, не горячитесь, заседание клуба назначено на сегодня. Прошу занять свои места за столом »

Часть вторая

Итак, заседание начинается. Джентльмены садятся за столы, покрытые зеленым сукном, на которых находятся раритетные вещи. (Например: подсвечник, чернильница с гусиным пером, фолианты в кожаных переплетах)

За столом происходит разговор: - А что вы думаете, Александр Сергеевич, вас читают сегодня? Понимают? Любят? - А Вас, уважаемый лорд Байрон? А Вас? - спрашивают члены клуба друг у друга.

Председатель: То есть, другими словами, тема нашего заседания: «Современна ли классика?»

Реплика из зала: «И вообще: зачем нужна литература?»

Председатель: Желающие принять участие в дискуссии займите отдельный столик.

Получилось три группы дискутирующих.

Председатель: Сейчас вниманию «экспертов», гостей, которые могут принять участие в обсуждении

будут представлены отрывки из известных литературных произведений, относящихся к разным эпохам, литературным направлениям, но объединенных общим признаком - классические, то есть вечные. Попробуем увидеть в них, вечных, актуальное.

Часть третья

Разыгрываются инсценировки и представляются отрывки из экранизаций.

Ж. Б. Мольер «Тартюф». Сцена разоблачения Тартюфа. Вопросы после просмотра для обсуждения.

«Война и мир» (экранизация). Сцена прощания отца и сына Болконских. Вопросы для обсуждения.

Ф. Стендаль. « Красное и черное». Инсценировка первого объяснения Жюльена Сореля и графини де Ла-Моль (написана членами клуба по тексту романа). Вопросы для обсуждения.

«Несколько дней из жизни Обломова» (экранизация). Утро Обломова. Вопросы для обсуждения.

Часть четвертая

Рефлексия. Звучит тихая классическая музыка. Участникам предлагается осмыслить свои впечатления, оформить их в высказывания.

Сразу после музыкальной паузы предлагается назвать слово, первым пришедшее в голову.

Слова записываются и осмысливаются в ассоциативных связках. В это время члены клуба делают общий вывод по итогам дискуссии.

Председатель: До новых встреч.

Все расходятся под звуки музыки из кинофильма о Ш. Холмсе.

Сценарий заседания дискуссионного клуба «Литература и время»

«А был ли ШЕКСПИР?»

Оформление. Доска затянута черным полотном. В центре - ряд известных портретов Шекспира в черно-белом изображении (ксерокопии). На левой половине - газета, посвященная графу Ретленду; на правой - жителю Страдфорда, сыну перчаточника Шаксперу, актеру, совладельцу лондонского театра «Глобус».

Вступление. Музыкальное вступление и мелодекламация (отрывки из сонетов Шекспира в переводе С.Я. Маршака и отрывок из монолога Гамлета «Быть или не быть…» в переводе Б.Л. Пастернака).

Не хвастай, время, властью надо мной.
Те пирамиды, что возведены
Тобою вновь, не блещут новизной.
Они – перелицовка старины...

Да, это правда: где я ни бывал,
Пред кем шута ни корчил площадного,
Как дешево богатство продавал
И оскорблял любовь любовью новой!..
Все кончено...
Вблизи небес ты мне приют найди
На этой чистой, любящей груди.

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль ее судить
Должно не наше, а чужое мненье...
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера,
И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!

Кто гонится за внешней суетой,
Теряет все, не рассчитав расплаты,
И часто забывает вкус простой,
Избалован стряпней замысловатой...
Прочь, искуситель!
Чем душе трудней.
Тем менее ты властвуешь над ней!

Быть или не быть - таков вопрос;
Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?...

Ведущий: Шекспир!... И через четыре века он - самый популярный писатель в мире, а дилемма, разрешаемая его героем, Гамлетом, странным образом освещает и имя самого автора бессмертной трагедии: «Был или не был? Таков вопрос!»

«Как же не был?» - спросите вы и укажите на целую галерею якобы прижизненных изображений Шекспира. Вот они! (На доске, в центре, - ряд портретов Шекспира.) Но исследователи утверждают, что они - мнимые!

  • Так, кто же такой Шекспир?
  • Каким был Шекспир?
  • Почему никто из его великих современников, английских писателей, ни слова о нем не говорит?

Сегодня мы собрались, чтобы дать свою версию ответов на эти и многие другие возникающие вопросы. А начнем с того, что в мире существует две шекспирологии: страд фордианская (классическая) и нестрадфордианская. Каждая из них представляет своего Шекспира!

Оформление. Слева оформлен стол для Шекспира-Ретленда, справа - стол для Шекспира - Шакспера. К этим столам выходят ученики, их представляющие.

Сценарий дискуссионного клуба «Был или не был «Шекспир?» Разговор с двумя неизвестными.

На сцене появляется самодовольный мещанин. Он садится за столик, разваливается на стуле и представляется:

- Уильям Шекспир, уроженец Стратфорда-на-Эйвоне, пайщик актерской труппы «Глобус». Через 7 лет после (смущенно)...моей смерти было издано собрание моих пьес-Первое, или Великое, Фолио, а в родном городе установили настенный монумент. (Самодовольно продолжает) Ныне сюда приходят паломники со всего мира. Особенно много их в день моего рождения -23 апреля, который весь мир празднует как День книги. Ну, кто еще внес такой вклад в культуру, как Шекспир? (Расправляет плечи, поудобнее усаживается за столиком). Великое Фолио не зря называют второй Библией человечества.

Появляется другой герой. Он в «золотой маске», изысканно одет. Он останавливается недалеко от столика и говорит:

- Правда, есть и неувязочки...

- Какие неувязочки! Завистники! Бумагомараки!

- Скажем, если считать изображение Шекспира на надгробии, как и портрет на гравюре в Фолио, достоверными (оба ведь сделаны современниками), то почему они так убийственно не похожи! На гравюре из Фолио - застывшая маска лорда, каковым стратфордец не мог быть, на памятнике - толстый самодовольный колбасник с подкрученными усиками - таким вряд ли мог быть автор «Ромео и Джульетты» и «Гамлета».

В разговор вступает третий участник, « мировой судья»:

- Необъяснимое несоответствие, если считать стратфордца и автора шекспировских пьес одним и тем же лицом. А если не считать?

- Па-а-звольте! - восклицает Шекспир.

«Мировой судья» объявляет:

- Приглашается священник Джордж Грин.

Входит Джордж Грин: «Я обнаружил в 1747 году завещание некоего Шакспира. Есть и собственноручная подпись, и записанная с его слов последняя воля. Подсчитано в доме все до последней вилки, расписаны проценты с капитала, а вот о рукописях ни слова не сказано. Может, их и не было?»

- «Мировой судья»: «Я располагаю сведениями о ростовщичестве Шакспира, о преследованиях за долги соседа-кузнеца».

Шекспир: «А мне деньги были нужны! Что было делать?»

«Золотая маска»: «Как-то это мало сопрягается с характером человека, написавшего «Венецианского купца».

Шекспир: «Ангелами что ли были все творцы? Слабости человеческие обходили их стороной?»

«Золотая маска»: «А что же вы скажете на то, что словарный запас великого драматурга составляет 20 тысяч слов (ни у кого из европейских писателей не было такого запаса слов).»

Шекспир: «А вы, милейший, подсчитали мой словарный запас за 5 минут разговора?»

«Золотая маска»: «А ваши неграмотные дочери - не свидетельство ли того, что образовательный ценз в вашей семье был низким.»

Шекспир: «Ну и аргумент! Ха-ха-ха! Все это козни злопыхателей!»

«Мировой судья»: «К ним относятся Ч. Диккенс, Бисмарк, Анна Ахматова, В. Набоков, Зигмунд Фрейд.»

Давайте обратимся к почтеннейшей публике, находящейся в этой аудитории. Это члены дискуссионного клуба «Литература и время».

Высказывания по поводу полемики:

Только глупец может считать стратфордского Шекспира автором « Гамлета» и « Короля Лира». (Из одной старой книги о Шекспире).

Ведущий (вопросы для дискуссии): Почему же настоящий Шекспир отказался от славы? Кто же он такой?

Представляются доклады по «шекспировскому вопросу». Среди них - версия И. Гилилова о Шекспире-Ретленде.

Выводы. Знаменательно, что версию о Шекспире-Ретленде выдвинул российский исследователь, литературовед Илья Гилилов.

В основе мистификации - христианское отношение к славе, которое неоднократно выражалось и в сонетах, и в текстах трагедий и комедий. Автор стремился разыграть, проучить всех стяжателей литературной славы, критиков, журналистов - всю литературную и окололитературную братию; своих современников и далеких потомков. Ведь он прекрасно понимал, что существует суд божий, суд времени и молва людская, и вот последней доверять свое творчество и свое имя он не собирался. В этой игре отразился величайший кризис времени: противоречие между христианским восприятием мира и идеями возрожденческого гуманизма. Вот почему, творя миф о Шекспире, граф Ретленд мог бы сказать: « Я, величайший из поэтов, отрекаюсь от своей великой славы. Гонитесь, если хотите, за ее мишурой. Она - тщета. Мне хватит того, что вы повторяете мои строки, мои мысли, не ведая, кто дал их вам...»

Вопрос к гостям заседания (рефлексия): Как вы относитесь к представленной версии «шекспировского вопроса»? Что важнее: имя автора или содержание его творений? Кто прав: Шакспер или Шекспир-Ретленд?

Окончание заседания клуба.

Оформление. Звучит музыка. Мелодекламация (строки из произведений Шекспира).

- Какие же слова Шекспира мы повторяем?

Что человек, когда он занят только
Сном и едой? Животное, не больше... («Гамлет»)

Есть многое такое, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам... («Гамлет»)

И добродетель стать пороком может,
Когда ее неправильно приложат... («Ромео и Джульетта»)

... нас безрассудство
Иной раз выручает там, где гибнет
Глубокий замысел; то божество
Намерения наши довершает,
Хотя бы ум наметил и не так... («Гамлет»)

Природа, зрея, умножает в нас
Не только мощь и статность; с ростом храма
Растет служенье духа и ума... («Гамлет»)

Хотя бы Геруклес весь мир разнес,
А кот мяучит, и гуляет пес... («Гамлет»)

То, что во мне, правдивей, чем игра;
А это все - наряд и мишура... («Гамлет»)

Для клеветы ничто и добродетель... («Гамлет»)

...крупица зла
Все доброе проникнет подозреньем
И обесславит... («Гамлет»)

...изобличится зло,
Хотя б от глаз в подземный мрак ушло... («Гамлет»)

То участь всех: все жившее умрет
И сквозь природу в вечность перейдет... («Гамлет»)

Список использованной литературы:

  1. Гилилов И. Игра об Уильяме Шекспире, - М., 2000.
  2. Липков А. Ст. Игра великого ума // Вокруг света - №10,2003.
  3. Шенбаум С. Шекспир: Краткая документальная биография – М., 1985.
  4. Холлидей Ф. Е. Шекспир и его мир. – М., 1986.
  5. Шайтанов О.И. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения: Уеб. для уч. 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2000.
  6. Шекспир Уильям. Трагедии; Пер. с англ. / Вступ. ст. и комментарии А. Аникста – М, 1983.