Пояснительная записка.
“Музейная педагогика” (термин впервые ввел в 1934 году в научный оборот К. Фризен, Германия) - область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Цели: способность пробуждать интерес к познанию отечественной литературы и культуры через литературные музеи и их коллекции; воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры.
Используя деятельностный подход в обучении, можно попытаться сформировать у учащихся способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность; развить способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; привить навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; на примере творчества крупнейших художников слова сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.
Виртуальный музей должен помочь ребенку стать творческой личностью и сформировать у него такую систему ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или в виртуальной. Виртуальный музей, рекламируя музей-прародитель в глобальных сетях, представляет нам справочную информацию о музее, его работе, выставках и коллекциях. Режим коллективных экскурсий по литературным музеям дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернет, к виртуальным музейным представительствам, а, следовательно, и к самим музеям. Открытый для каждого пользователя компьютера виртуальный музей, и не один, а десятки и сотни - сегодняшняя реальность.
Учитывая педагогические цели и задачи, обозначенные выше, данный элективный курс “Виртуальный литературный музей”, на занятиях которого предполагается знакомство с Интернет-коллекциями знаменитых литературных музеев мира, позволит учащимся ощутить как “живут” экспонаты и даст возможность почувствовать себя зрителем в музее. А слова Д.С. Лихачева: “Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла”, являются знаковыми для данного элективного курса.
Не нужно думать, что ученики все узнают о писателе “посетив” музей его имени, или все поймут в живописи, “сходив” в картинную галерею или на художественную выставку. Процесс познания растягивается на всю жизнь и то не всегда бывает совершенным. Важно выработать в человеке любознательность, желание делать себя как личность, совершенствовать свой духовный мир. И это не только на школьные годы, это – навсегда.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 10-11 классов филологического профиля.
Основные цели и задачи курса:
- формировать художественную культуру учащихся, их эстетическую позицию;
- развивать индивидуально-творческие задатки учащихся;
- развивать самостоятельность и формировать исследовательские способности учащихся;
- развивать устную речь учащихся, воображение;
- воспитывать любовь к литературному наследию.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
По окончании курса учащиеся должны знать структуру литературного музея, уметь подобрать для такого виртуального музея экспонаты, дать им оценку, проникнуть в глубину художественно-образного замысла писателя, художника или композитора. Применять полученные знания и умения в разработке различных творческих проектов, в организации праздников, конкурсов, в создании презентаций.
Программа элективного курса
“Виртуальный литературный музей”
(34 часа)
1. Литературный музей. (2часа)
Литературный музей как центр изучения жизни и творчества писателей. Известные пушкинские и другие литературные музеи. Интернет-коллекции знаменитых литературных музеев мира. Постоянные экспозиции, систематизация материала. Подбор информации для литературного музея. Составление тем экскурсий.
2. Музей истории русской литературы. (3 часа).
Понятие о мировом литературном процессе. Стадиальное развитие литературы. Понятие национального своеобразия литературы. Русский фольклор. Возникновение русской литературы. Русское “Предвозрождение”. Эпоха Возрождения в русской литературе. Становление русского классицизма. Романтизм и реализм: взаимодействие художественных систем. Развитие литературы критического реализма. Пути развития литературы в ХХ столетии. Русская литература на современном этапе.
3. “Выставка” жанрового многообразия литературы. (3 часа)
Тип поэтической структуры, выражающий собой ту или иную сторону социальной психоидеологии на определенной стадии ее исторического развития и обнимающий собой более или менее значительное количество литературных произведений. Разнообразие жанров.
4. Музей литературного героя. (7 часов)
Образы литературных героев как возможность художественного отображения эпохи. Подбор и систематизация материала по составлению “Музея “Лишних людей”, “Маленького человека”, вернисажа женских образов, галереи “Героев своего времени”, музея фантастических литературных персонажей и т. п.
5. “Бюро находок” в виртуальном литературном музее. (3 часа)
Предметный мир в литературе. Роль художественной детали в литературном произведении, в раскрытии характера. Анализ авторского замысла. Символическое значение детали.
6. В концертном зале литературного музея. (3 часа)
Лучшие образцы музыкального, актерского и авторского исполнения литературных произведений как возможность полнее осознать литературное произведение. Характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства.
7. Мастерская художника-иллюстратора. (3 часа)
Ведущие художники-иллюстраторы. Литературный портрет в произведении.
8. Лаборатория поэтического мастерства. (3 часа)
Использование при анализе художественных произведений следующих основных понятий: средства художественной выразительности (эпитет, метафора, гипербола и т.д.), средства стилизации, пафос художественного произведения, факт и вымысел в художественном произведении, стихотворный ритм, стихотворная стопа, размер.
9. Презентация виртуального литературного музея. (3 часа для индивидуальных консультаций и 3 часа для защиты проекта).
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Содержание работы и деятельность учащихся |
1. | Вводное занятие. Программа курса. Литературные музеи в сети Интернет. | Лекция с элементами беседы. Презентация литературных музеев в Интернет (“музейный калейдоскоп”). | Знакомство с программой курса; выбор
тем для исследовательской работы, творческого
проекта. Составление опорной записи. |
2. | Презентация литературного музея из сети “Мировой паутины”. | Практическая работа. | Анализ материала, представление музея: адрес, основные экспозиции; творческая работа – написание отзыва о музее. |
3-4 | Музей истории русской литературы. | Информационно-литературное исследование. | Сообщения об основных этапах развития литературы; составление электронных опорных схем; наполнение слайда для презентации (индивидуальная и парная работа). |
5. | Защита проекта “Музей русской литературы” (презентация слайда) | “Виртуальная” панорама. | Представление слайдов, оформление презентации. |
6. | Жанровое многообразие литературы. | Лекция с элементами беседы. | Составление опорной схемы (электронный документ); подбор примеров для иллюстрирования выбранного литературного жанра. |
7-8. | “Выставка” жанрового многообразия литературы. | Информационно-литературное исследование. | Сообщения; создание и просмотр слайдов; рецензия на работу. |
9. | Образы литературных героев как возможность художественного отображения эпохи. | Литературная гостиная. | Защита творческих проектов с использованием различных форм активной деятельности учащихся: чтение наизусть, театрализованные представления. |
10-11. | “Мой” музей литературного героя. | Ролевая игра. | Подбор и систематизация материала (из
Интернет) по выбранному направлению; исследовательская работа с художественными текстами; представление проекта презентации. |
12-13 | “Час” творчества. (Самостоятельная работа по оформлению проекта: слайд, презентация, текст экскурсии и т.д.) | Практическое занятие. | Самостоятельная работа по оформлению проекта: слайд, презентация, текст экскурсии и т.д. |
14-15 | Выставка в музее литературного героя. | “Виртуальная” музейная панорама. | Защита представленных творческих проектов. |
16. | Предметный мир в литературе. | Семинар. | Сообщения; анализ текста художественных произведений; составление опорных записей. |
17. | Роль художественной детали в литературном произведении. | Литературоведческое исследование. | Подбор и систематизация материала; сочинение-миниатюра “Символическое значение детали в литературном произведении”. |
18. | “Бюро находок” в виртуальном литературном музее. | Слайд-шоу. | Презентация слайда о литературной детали. |
19-20. | В концертном зале литературного музея. | “Виртуальный” концерт. | Прослушивание лучших образцов музыкального, актерского и авторского исполнения литературных произведений; просмотр видеоэкскурсий. |
21. | Анонс концерта в литературном музее | Литературно-музыкальная гостиная. | Исполнение или презентация музыкальных
произведений; чтение поэтических текстов; использование Интернет-ресурсов. |
22. | Ведущие художники-иллюстраторы. | Презентация. | Сообщения о художниках-иллюстраторах;
знакомство сих работами; сочинение-отзыв. |
23. | Литературный портрет в произведении. | Литературная галерея. | Подбор материала; оформление
виртуальной выставки; Составление текста экскурсии по портрету. |
24. | Мастерская художника-иллюстратора. | Презентация. | |
25. | Лаборатория поэтического мастерства 1. | Лекция с элементами беседы. | Составление словаря-конспекта по основным средствам художественной выразительности (электронный документ). |
26. | Лаборатория поэтического мастерства 2. | Литературоведческое исследование. | Исследовательская работа с текстом; составление опорных схем; творческая работа – презентация-анализ стихотворения. |
27. | Лаборатория поэтического мастерства 3. | Ролевая игра. | Подбор и систематизация материала (из
Интернет) по выбранному направлению; исследовательская работа с художественными текстами; представление проекта презентации. |
28-30 | Индивидуальные консультации. | Самостоятельная работа. | Подготовка презентации проекта “Виртуального литературного музея”. |
31-34 | Защита проекта “Виртуальный литературный музей”. | Презентация. | Выступления, защита проектов. |