Пояснительная записка
Программа курса “Основы актёрского мастерства” рассчитана на 17 часов и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль. Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Актуальность программы определяется тем, что она способствует приобщению учащихся к мировой художественной культуре средствами жанра. Важное место в программе отводится знакомству с различными театральными школами, с отдельными выдающимися режиссерами, чьи имена вошли в историю русской и мировой культуры.
Материал подаётся достаточно сжато: на вводное занятие отводится 1 час, на сценическую речь – 3 часа, на работу над ролью – 6 часов, на создание образа спектакля – 7 часов. Но если есть возможность углубить ту или иную тему, учитель воспользуется рекомендованной литературой.
Основное содержание курса составляет работа над сценическим воплощением выбранной пьесы, инсценировки, отрывка из пьесы.
Работа по сценическому воплощению пьесы должна строиться на основе принципов театрального искусства.
Сценическое действие – главное выразительное средство драматического искусства. “В действии передаётся душа роли… По действиям и поступкам мы судим о людях, изображённых в пьесе, и понимаем кто они” (К.С. Станиславский).
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, т.к. прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия. “Говорить – значит действовать”. (К.С. Станиславский).
Основной целью курса является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, ассоциативного-образного мышления, эмоциональной отзывчивости), Обогащение его духовного опыта через знакомство с основами театрально-творческой деятельности.
В задачи курса входит:
- формирование представления о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области;
- обеспечение условий для воспитания и развития художественного вкуса посредством освоения различных компонентов человеческой культуры;
- развитие многомерного ощущения личности, формирование представления о театральном искусстве как области единой человеческой культуры.
Предполагается. Что в результате изучения курса его участники будут знать, как идёт работа над ролью; получат представление об основных этапах подготовки театрального действия;
Получат навыки анализа драматического произведения в единстве содержания и формы (на практическом уровне); получат базовые навыки для освоения театральных дисциплин.
Безусловно, что в процессе работы над спектаклем будет использоваться необходимое оборудование (реквизит, костюмы). И здесь мы не обойдёмся без детской фантазии и детского творчества.
Содержание программы
Введение (1 час). Театральное искусство и его особенности. Драматург, режиссер, актёр, художник в театре; музыка в спектакле. Театральные школы.
Сценическая речь. (3 часа)
Подготовка речевого аппарата к звучанию:
- гимнастика для губ, языка, выработка артикуляции и чёткого произношения звуков, скороговорки, тренировка дыхания.
Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
- особенности стихотворной формы и развитие навыка их использования для выявления содержания и главной мысли произведения;
- работа над мелодией стиха, его метром, ритмом, способом рифмовки. (Упражнения: ”Допиши строку”, “Сложи стихотворения по заданным четверостишиям”, “Узнай поэта”, поиск музыкальных ассоциаций, мелодия стиха в движении, танце).
- развитие навыка соблюдения пауз и их творческого оправдания.
- перенос полученных навыков в процесс работы над ролью.
Привлекаемые искусства: литература, музыка, танец.
Творчество
Работа над ролью и создание образа героя. (6 часов)
Освоение характера героя как социально-психологического типа в комедиях социально-бытового жанра.
- овладение характером через поиск внутренней характеристики образа;
- пластическая характеристика образа (пластика костюма, движений, манеры держаться);
- перенос на сцену жизненных наблюдений (узнаваемость образа), точное представление о том, зачем сегодня выхожу на сцену;
- формирование представления о перспективе актёро-роли (распределение сил внутри каждой сцены, акта, спектакля в целом).
Создание партитуры актёро-роли, её цветовая и ритмическая диаграмма.
- развитие умения заражать зрителя своими мыслями, представлениями и чувствами;
- формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями.
- формирование активно использовать полученные навыки над ролью.
Развитие потенциала возможностей ребёнка через выбор роли на “преодоление” индивидуальных недостатков.
Работа над пьесой и создание образа спектакля (7 часов)
Углубление навыка работы над драматургическим материалом:
- освоение особенностей жанра комедии (быстрое динамическое развитие действия, построение сюжета на случайных обстоятельствах, преобладание интриги);
- выбор пьесы, актуальной для сегодняшнего дня.
Углубление представления об образе спектакля:
- поиск деталей, несущих в себе идейно-смысловую нагрузку;
- поиск музыкального оформления, костюмов героев, поиск контраста в решении декорации;
- освоение временного пространства спектакля (“малое время”);
- освоение поэтического пространства спектакля.
Этика творчества
Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины.
Общеэстетическое развитие:
- взаимосвязь слова, действия, пластики, музыки.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Всего часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
1. |
Введение |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Зачёт по материалу лекции |
2. 2.1. |
Сценическая речь Подготовка речевого аппарата к звучанию |
1 |
Урок-тренинг | Конкурс “Кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку” |
2.2. |
Техника сценической речи и художественное слово | 2 |
1) Урок “Проба пера” | “Сложи стихотворение по заданным рифмам” (буриме) |
2) Урок-сценка | Чтение басен от лица различных героев или в различных жанрах (комедия, трагедия, сказка, детектив) | |||
3. 3.1. |
Работа над ролью и созданием образа героя: Чтение пьесы и распределение ролей | 1 |
Урок-обсуждение постановочного плана | Чтение по ролям |
3.2. |
Обсуждение характеров образов. Определение идеи, темы и сквозного действия пьесы | 2 |
Урок-беседа | “Эскиз” образа (своё “видение образа героя”) |
3.3. |
Биография образа | 1 |
Урок-представление | “Защита” образа героя |
3.4. | Условный грим. История театральной массы | 1 |
Практическое занятие | Эскиз грима в стиле той или иной эпохи (Эскиз грима героя) |
3.5. |
Работа в спектакле от имени героя | 1 |
Практическое занятие | Анализ своей работы и работы партнёров. |
4. 4.1. |
Работа над пьесой и создание образа спектакля: Особенности жанра комедии | 1 |
Семинар | Участие в семинаре |
4.2. |
Деталь как выражение идеи пьесы | 1 |
Урок-практикум | “Комикс на тему спектакля” |
4.3. |
Освоение временного и поэтического пространства спектакля. | 1 |
Урок-этюд | Придумывание и разыгрывание этюдов на заданную тему. |
4.4. |
Репетиция спектакля по картинам, актам, установкам мизансцен, пластического и речевого поведения образов. | 2 |
Урок-рецензия. |
|
4.5. |
Монтировочная репетиция и прогон. | 1 |
Репетиция | |
4.6. |
Генеральная репетиция. | 1 |
Репетиция | Показ спектакля. |
Методические рекомендации
Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведением вводного занятия. На котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием.
Данный курс предполагает углубление знаний по предметам культурологического профиля и имеет практическую направленность. Он нацелен на освоение театральных дисциплин.
Кто не мечтал в детстве стать актёром? А почему не дать ребёнку возможность осуществить свою мечту (хотя бы на школьной сцене).
Начинать практическое знакомство учащихся с основами актёрского мастерства целесообразно на упражнениях-играх и этюдах – импровизациях.
Действие, связанное со словом, требует умения и способности отчётливо представлять в своём воображении то, о чём говоришь, “заражать” своими представлениями партнёра, слушать его, добиваться воздействия своих слов на партнёра.
Нужно проводить обсуждение этюдов и упражнений, для того чтобы воспитывать у детей интерес к работе друг друга самокритичность, критерий оценки качества собственной работы и работы партнёра.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе её углублённого анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). она включает в себя : предварительный разбор пьесы, непосредственное воплощение в действии отдельных эпизодов, событий, а затем целых картин и, наконец, всей пьесы; подготовку оформления спектакля и его показа зрителям. Все названные разделы тесно связаны между собой и добавляют друг друга.
Действенный анализ пьесы – процесс живой, требующий от школьников не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия вымысла.
Показ спектакля – необходимый завершающий этап работы.
Литература
- Волконский С. Человек на сцене. – С.-Петербург, - 1999.
- Волошин М. Лики творчества. – Л., 1989.
- Градова К. Театральный костюм. – М., 1987.
- Михайлова А. Образ спектакля. – М., 1978.
- Основы театральной культуры в школе. – М., 1988.
- Сценическая речь – М., 1976.
- Уроки театра на уроке в школе/Сост. А.П. Ершова. – М., 1990.
- Чехов М. – Литературное наследие: В 2 т. – М., 1986.
- Шангина Е. Выявление и развитие актёрских и режиссерских способностей – М.. 1993.