Пояснительная записка
Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов и способностей.
Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.
Структура учебного плана по литературе позволяет осваивать содержание профильного обучения в следующей логике:
- базовый уровень, обязательный для всех обучающихся во всех профилях обучения, формирует систему знаний и умений;
- профильный уровень предполагает изучение предметов повышенного уровня, обязательных для обучающихся, выбравших тот или иной профиль, развивает опыт практической деятельности обучающихся на основе знаний и умений;
- уровень элективных курсов, обязательный для посещения курсов по выбору обучающихся на старшей ступени школы дает возможность сформировать не только культуру чтения обучающихся, но и развить опыт планирования и организации исследовательской деятельности по анализу художественного текста.
Актуальность программы элективного курса «Анализ художественного текста» определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям.
Содержание элективного курса «Анализ художественного текста», предлагаемого для изучения в 10 классе, состоит в том, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности.
Структурно элективный курс состоит из четырех разделов. Первый раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического» направлен на систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа поэтического текста» разделах совершенствуются навыки анализа текста. Четвертый: «Итоговая читательская конференция», на которой обучающиеся представляют исследовательские работы как результат реализации своих творческих возможностей.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
- знать пути анализа художественного текста;
- изучить под руководством учителя ряд произведений, выходящих за рамки программы;
- овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров;
- уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему;
- уметь презентовать свою исследовательскую работу.
Цель курса:
- расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста;
- развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.
Задачи курса:
- формировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
- развивать навыки анализа художественно текста;
- совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа художественного текста.
Образовательные результаты программы:
- умение выбирать необходимый литературоведческий инструментарий для анализа художественного текста;
- умение самостоятельно формулировать собственное мнение по поставленной проблеме;
- понимание специфики развития, проблематики и поэтики литературы.
Методологической базой данного курса являются:
- Программа по литературе 5-9 классы под ред. А.Г. Кутузова. – М., Дрофа, 2007;
- Программа по литературе Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцовойю. – М., 1991.
Формы организации занятий и контроля над знаниями обучающихся
Программа предусматривает такие формы организации учебных занятий как семинары и практикумы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по подготовке презентации результатов собственной исследовательской деятельности. Для анализа прочитанного обучающимися текста предлагается система вопросов, направленных на развитие литературоведческой наблюдательности. Освоение каждой темы заканчивается выполнением задания практикума, связанного с развитием творческих способностей обучающихся.
Список произведений, предложенных обучающимся для подготовки к практикуму, носят рекомендательный характер. Разделы завершаются тестом или зачетом, к которому ученик должен представить самостоятельно выполненный анализ художественного текста. Кроме этого формой контроля являются самостоятельно подготовленные сообщения (рефераты) исследовательского характера по анализу выбранного обучающимся художественного текста к итоговой читательской конференции. В ходе семинара обучающиеся должны продемонстрировать знания и умения анализа прозаического и поэтического текстов.
Результативность элективного курса будет достигнута только в том случае, если обучающийся осознанно выбрал данный курс, имел возможность заранее познакомиться с его содержанием.
Программа элективного курса «Анализ художественного текста» рассчитана на 34 часа, носит примерный характер, может быть рекомендована для обучающихся любого профиля, реализуется за счет школьного компонента учебного плана.
Темп изучения элективного курса может носить вариативный характер в зависимости от реально складывающейся ситуации. При анализе художественного текста можно использовать большее количество часов, потому что тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли трудности, какой-то материал следует рассмотреть бегло, от какого-то возможно отказаться.
Программа ориентирована на удовлетворение запросов конкретных групп обучающихся, поэтому учитель вправе осуществить корректировку предложенного материала, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей учебной группы.
Продолжением обучения по данной программе для обучающихся 11 классов может быть рекомендован курс, рассчитанный на 34 часа по теме: «Тайны творчества», который предусматривает большие возможности для самостоятельной проектной деятельности старшеклассников.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практикум |
Контроль |
||
Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста |
|
|
|
|
Тест |
1.1. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста |
1 |
1 |
|
|
|
1.1. Сущность стилистического анализа художественного текста |
1 |
1 |
|
|
|
Итого по разделу 1: |
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста. |
|
|
|
|
Зачет Семинар |
2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
2.2. Пространство и время литературного произведения |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
2.3. Структурные мотивы художественного произведения |
5 |
1 |
3 |
1 |
|
2.4. Субъектная организация литературного произведения |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.5. Приемы создания художественного образа человека |
3 |
1 |
2 |
|
|
2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город» |
2 |
|
|
2 |
|
Итого по разделу 2: |
20 |
5 |
10 |
5 |
|
Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста |
|
|
|
|
Семинар |
3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое |
2 |
|
2 |
|
|
3.2. Особенности лирического героя произведения, выраже |
1 |
|
1 |
|
|
3.3. Художественно-выразительные средства поэтической |
2 |
|
2 |
|
|
3.4. Поэтическая фонетика |
2 |
|
1 |
|
|
3.5. Лексические средства выразительности художествен |
1 |
|
1 |
|
|
3.6. Стихосложение |
2 |
|
1 |
1 |
|
Итого по разделу 3: |
9 |
|
8 |
1 |
|
Раздел 4 Итоговая читательская конференция |
|
|
|
|
Реферат |
4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация) |
3 |
1 |
2 |
|
|
Итого по разделу 4: |
3 |
1 |
2 |
|
|
Итого: |
34 |
8 |
20 |
6 |
Содержание программы
Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста (2 ч.)
1.1. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста: сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения.
1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.); звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа).
Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (20 ч.)
2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре»
2.2. Пространство и время литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор». Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»
2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти». Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр»
2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать хочется». В. Набоков «Нежить».
2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы». И. Бунин «Красавица».
2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»
Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (9 ч.)
3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец».
3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…»
3.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий».
3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь».
3.5. Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Боратынский «Весна»
3.6. Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество»
Раздел 4. Итоговая читательская конференция (3 ч.)
4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация)
Список литературы
Литература для учителя
- Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
- Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. – С. 9 – 20.
- Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001.
- Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]: Методическое пособие для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006. – 112 с.
- Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
- Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн . – М., 1994.
- Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. – СПб., 2000
- Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. [Текст]: метрика и ритмика. / О.И. Федотов. – М., 1997
Литература для учащихся
- Воробьева, Т.Л., Плохотнюк, Т.Г. Введение в литературоведение [Текст]: В –х частях. Учебно-методическое пособие. / Т.Л. Воробьева, Т.Г. Плохотнюк. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004. – 204 с.
- Горшков, А.И. Русская словесность 10-11 классы [Текст]: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А.И. Горшков. – М., Дрофа, 2003. – 304 с.
- Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст]: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. завед. / Д.М. Магомедова. – М., «Академия», 2004 – 192 с.
- Тексты художественной литературы
Перечень ключевых слов
Аллитерация |
конфлит |
ритм |
Приложения
Приложение 1 - Пространственно-временная организация произведения.
Приложение 2 - Хронотоп (по М. Бахтину).
Приложение 3 - Приемы создания художественного образа.
Приложение 4 - Алгоритмы анализа художественного текста.
Приложение 5 - Дифференцированные задания к урокам-практикумам.
Приложение 6 - Календарно-тематическое планирование.