Программа элективного курса "Анализ поэтического текста" (7-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

  1. Познавательная: познакомить с творчеством русских поэтов, формировать умение создавать тексты собственных высказываний, работать со словарем, повторить изученные орфограммы, постановку знаков препинания, формировать научное мировоззрение;
  2. Развивающая: развивать творческое воображение, умение логически мыслить (анализировать, сопоставлять, сравнивать);
  3. Воспитательная: прививать любовь к родной природе, поэзии, воспитывать прилежание, толерантность, умение работать во времени.

Оборудование: текст на доске, альбом, краски.

Ход урока

I. Работа над текстом.

На доске записан текст (выделенные буквы пропущены):

Осень.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуют(?)ся, там, на дне долин,
Кисти ярко (?) красные вянувших рябин.

(А.Толстой)

1. Беседа по вопросам:

  1. Как вы думаете, с чего следует начать работу над стихотворением? (Прочитать текст сначала “про себя”).
  2. Прочитайте “про себя” стихотворение.
  3. Понравилось вам стихотворение?
  4. Назовите слова, значение которых вам неясно. Найдите их толкование в словаре.
  5. Объясните написание слов с выделенными буквами; постановку знаков препинания.
  6. Прочитайте еще раз текст и попробуйте представить себе нарисованную поэтом картину.
  7. Какое время года описывается в данном стихотворении?
  8. Какие слова указывают на это?
  9. Какая картина предстает в нашем воображении? Расскажите, какие предметы вы представляете? Как они выглядят?
  10. Какого они цвета? Почему? Найдите подтверждение вашим словам в тексте).
  11. Что изменилось бы, если бы вы представили картину не в красках, а в черно - белом цвете?
  12. С помощью каких средств изобразительности и выразительности автору удалось нарисовать такую картину природы?
    Найдите их в тексте.
  13. Каким настроением пронизано стихотворение?
  14. Прочитайте еще раз текст “про себя”, а затем выразительно вслух.
  15. Какое известное вам произведение живописи может послужить иллюстрацией к этому тексту?
  16. Послушайте произведение П.И.Чайковского “Времена года”. (Звучат отрывки из миниатюры “Весна” и “Осень”).
  17. Какой из прозвучавших отрывков подошел бы в виде музыкального фона к прочитанному стихотворению?

II. Самостоятельная работа учащихся.

  1. Прочитайте текст еще раз, запомните и напишите его по памяти.
  2. Нарисуйте при помощи красок увиденную вами картину.

III. Подведение итогов.

Обсуждение точности восприятия, понимания стихотворения:

  1. На доске все учащиеся по очереди развешивают свои рисунки и по очереди читают написанный по памяти текст;
  2. Сверяют свои тексты с написанным на доске, исправляют ошибки.

IV. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

На следующих уроках задание и работа повторяется, варьируется, а в дальнейшем усложняется. Тексты стихотворений подбираются разные.

Даются рекомендации о развитии памяти, о способах запоминания текстов и т.д. Но обязательно есть письмо по памяти и рисование красками.

Такую работу проводится и на уроках литературы при изучении поэзии.