Цели урока:
- Познавательная: познакомить с творчеством русских поэтов, формировать умение создавать тексты собственных высказываний, работать со словарем, повторить изученные орфограммы, постановку знаков препинания, формировать научное мировоззрение;
- Развивающая: развивать творческое воображение, умение логически мыслить (анализировать, сопоставлять, сравнивать);
- Воспитательная: прививать любовь к родной природе, поэзии, воспитывать прилежание, толерантность, умение работать во времени.
Оборудование: текст на доске, альбом, краски.
Ход урока
I. Работа над текстом.
На доске записан текст (выделенные буквы пропущены):
Осень.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуют(?)ся, там, на дне долин,
Кисти ярко (?) красные вянувших рябин.
(А.Толстой)
1. Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, с чего следует начать работу над стихотворением? (Прочитать текст сначала “про себя”).
- Прочитайте “про себя” стихотворение.
- Понравилось вам стихотворение?
- Назовите слова, значение которых вам неясно. Найдите их толкование в словаре.
- Объясните написание слов с выделенными буквами; постановку знаков препинания.
- Прочитайте еще раз текст и попробуйте представить себе нарисованную поэтом картину.
- Какое время года описывается в данном стихотворении?
- Какие слова указывают на это?
- Какая картина предстает в нашем воображении? Расскажите, какие предметы вы представляете? Как они выглядят?
- Какого они цвета? Почему? Найдите подтверждение вашим словам в тексте).
- Что изменилось бы, если бы вы представили картину не в красках, а в черно - белом цвете?
- С помощью каких средств изобразительности и
выразительности автору удалось нарисовать такую
картину природы?
Найдите их в тексте. - Каким настроением пронизано стихотворение?
- Прочитайте еще раз текст “про себя”, а затем выразительно вслух.
- Какое известное вам произведение живописи может послужить иллюстрацией к этому тексту?
- Послушайте произведение П.И.Чайковского “Времена года”. (Звучат отрывки из миниатюры “Весна” и “Осень”).
- Какой из прозвучавших отрывков подошел бы в виде музыкального фона к прочитанному стихотворению?
II. Самостоятельная работа учащихся.
- Прочитайте текст еще раз, запомните и напишите его по памяти.
- Нарисуйте при помощи красок увиденную вами картину.
III. Подведение итогов.
Обсуждение точности восприятия, понимания стихотворения:
- На доске все учащиеся по очереди развешивают свои рисунки и по очереди читают написанный по памяти текст;
- Сверяют свои тексты с написанным на доске, исправляют ошибки.
IV. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
На следующих уроках задание и работа повторяется, варьируется, а в дальнейшем усложняется. Тексты стихотворений подбираются разные.
Даются рекомендации о развитии памяти, о способах запоминания текстов и т.д. Но обязательно есть письмо по памяти и рисование красками.
Такую работу проводится и на уроках литературы при изучении поэзии.