Пояснительная записка
Спецкурс «Курс подготовки к написанию сочинения по русскому языку и литературе» предназначен для обучающихся 10-11 классов, рассчитан на 34 часа.
Анализ результатов ЕГЭ (части 2) и анализ итоговых сочинений показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением понимать информацию, заложенную в тексте; ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, аргументировано доказывать свою позицию, с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку и литературе.
Актуальность спецкурса определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы - мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету. Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения обучающимися навыками связной речи.
Цель данного спецкурса:
- подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку,
- подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
- развитие творческих способностей личности;
- развитие логического мышления;
- развитие связной монологической речи;
- овладение обучающимися свободной письменной речью.
Задачи спецкурса:
- помочь обучающимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания части 2 на ЕГЭ;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
- прививать способность к самостоятельной деятельности.
Программа спецкурса базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы.
Результаты освоения спецкурса
Обучающиеся должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать:
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
- теоретико-литературные понятия
уметь:
- применять знания о языке в практике правописания, при создании собственного текста;
- понимать и интерпретировать текст;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по
- поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на исходный текст;
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка;
- анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;
- аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;
- редактировать собственные сочинения.
Содержание
Подготовка к сочинению по русскому языку. Ч.2 (19 ч.)
- Основные требования к написанию сочинения. Композиция сочинения. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора.
- Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Речевая связность, последовательность изложения. Точность выражения мысли. Орфографические, пунктуационные, этические нормы. Речевые, грамматические ошибки.
Композиция и языковое оформление итогового сочинения по литературе (15 ч.)
Направления итогового сочинения. Методические рекомендации по написанию сочинения. Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Выбор темы сочинения. Развёрнутый план работы над сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений. Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Заключительная часть сочинения. Тематические блоки сочинений. Примерные темы сочинений по направлениям. Аргументация по различным тематическим блокам. Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой. Речевое оформление. Типичные ошибки. Практическая работа. Работа над ошибками написанных сочинений.
Тематическое планирование
№ темы
|
Название темы (раздела) |
Количество часов |
I.Подготовка к сочинению по русскому языку. Ч.2 |
1. Содержание сочинения
|
7
|
II. Композиция и языковое оформление итогового сочинения по литературе |
1. Направления итогового сочинения
|
1
|