Программа спецкурса для обучающихся 10–11-х классов «Курс подготовки к написанию сочинения по русскому языку и литературе»

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 10, 11


Пояснительная записка

Спецкурс «Курс подготовки к написанию сочинения по русскому языку и литературе» предназначен для обучающихся 10-11 классов, рассчитан на 34 часа.

Анализ результатов ЕГЭ (части 2) и анализ итоговых сочинений показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением понимать информацию, заложенную в тексте; ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, аргументировано доказывать свою позицию, с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку и литературе.

Актуальность спецкурса определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы - мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету. Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения обучающимися навыками связной речи.

Цель данного спецкурса:

  • подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку,
  • подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
  • развитие творческих способностей личности;
  • развитие логического мышления;
  • развитие связной монологической речи;
  • овладение обучающимися свободной письменной речью.

Задачи спецкурса:

  • помочь обучающимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания части 2 на ЕГЭ;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
  • прививать способность к самостоятельной деятельности.

Программа спецкурса базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы.

Результаты освоения спецкурса

Обучающиеся должны

иметь представление

  • о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать:

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
  • содержание заданий ЕГЭ;
  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
  • теоретико-литературные понятия

уметь:

  • применять знания о языке в практике правописания, при создании собственного текста;
  • понимать и интерпретировать текст;
  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по
  • поводу прочитанного текста;
  • аргументировать своё мнение, опираясь на исходный текст;
  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • анализировать форму исходного текста;
  • находить характерные для исходного текста языковые средства;
  • создавать связное высказывание;
  • излагать последовательно собственные мысли;
  • классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;
  • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка;
  • анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
  • создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;
  • аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;
  • редактировать собственные сочинения.

Содержание

Подготовка к сочинению по русскому языку. Ч.2 (19 ч.)

  • Основные требования к написанию сочинения. Композиция сочинения. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора.
  • Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Речевая связность, последовательность изложения. Точность выражения мысли. Орфографические, пунктуационные, этические нормы. Речевые, грамматические ошибки.

Композиция и языковое оформление итогового сочинения по литературе (15 ч.)

Направления итогового сочинения. Методические рекомендации по написанию сочинения. Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Выбор темы сочинения. Развёрнутый план работы над сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений. Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Заключительная часть сочинения. Тематические блоки сочинений. Примерные темы сочинений по направлениям. Аргументация по различным тематическим блокам. Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой. Речевое оформление. Типичные ошибки. Практическая работа. Работа над ошибками написанных сочинений.

Тематическое планирование

№ темы

Название темы (раздела)

Количество часов

I.Подготовка к сочинению по русскому языку. Ч.2

1. Содержание сочинения
2. Речевое оформление сочинения
3. Грамотность
4. Практикум по написанию сочинения

7
2
3
7

II. Композиция и языковое оформление итогового сочинения по литературе

1. Направления итогового сочинения
2. Структура сочинения.
3. Аргументация по тематическим блокам.
4. Практикум по написанию сочинения

1
4
5
5

Календарно-тематическое планирование (34 ч.)