Уважаемые пользователи!
Вашему вниманию предлагается программа литературно-театрального клуба для учащихся общеобразовательных школ, которая позволит детям прикоснуться к миру литературы, научиться определять характер персонажа, тему и сюжет произведения, поможет развить творческие способности, научиться выражать свои эмоции, поставить голос, развить речь, раскрепоститься, получить основы стиля и этикета. Ребенок вырастет в глазах своих сверстников, получит заряд уверенности в своих силах.
В наше сложное, изменчивое время, когда дети компьютеризированы, порой отрезаны от окружающей действительности стенами квартиры, закрепощены, одиноки из-за занятости родителей, испытывают недостаток в общении и эмоциональной разрядке; когда мимо молодого поколения проходят чередой, не оставив в душе следа, удивительные произведения классики, имеющие целью воспитать и обогатить их внутренний мир; когда они сами страдают от этой душевной опустошенности, - удивительным лекарством мощной силы, оздоравливающей душу ребенка, является ТЕАТР.
Это убеждение стало итогом 35-летней работы учителя-словесника, использующего театр как средство воспитания творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности. Однако всегда испытывала недостаток в литературе, оказывающей методическую и организационную помощь не только на уроках, но и в работе литературно-театрального клуба при школьной библиотеке, опыт которого был представлен в докладе на Краевой конференции библиотечных работников в г. Перми в 2008 году. Практически такой литературы нет, хотя она очень необходима в связи с возникновением подобных клубов при образовательных учреждениях Пермского края и в других регионах.
Территориальная разобщенность не может стать преградой для тех, кто задался благородной целью. Хочется верить, что представленная мною программа окажет помощь, вызовет отклик и даст возможность обменяться опытом не только с руководителями кружков, но и с родителями, испытывающими недостаток в развитии их маленьких сокровищ, которые лишены возможности посещать театральные студии крупных городов в силу их отдаленности от места проживания или из-за материальных затруднений.
Пояснительная записка
Подростковые театральные коллективы делятся на 2 типа:
- самодеятельные театральные коллективы;
- коллективы, работающие в школе.
Речь в данной программе – о театральном коллективе, работающем в рамках школы.
Учитель литературы – основной руководитель ученика в сфере его контактов с широким миром искусства. Истинное постижение школьниками литературы невозможно без развития глубокой личной заинтересованности и самодеятельного творческого прочтения художественного произведения. В работе с учащимися педагог опирается на их природные свойства и способности:
– способность откликаться на художественный вымысел;
– с помощью самовыражения ставить себя в положение вымышленных героев;
– активно включаться в их жизнь;
– относиться к предлагаемым условиям вымысла так, как если бы они были подлинными.
В акте театрального творчества мобилизуются и актуализуются многие из творческих способностей, необходимых школьнику – читателю и школьнику – зрителю. Метод действенного анализа текста эффективен тогда, когда учитель задался целью помочь ученикам увидеть за строками произведения интересную и важную для них жизнь.
В начальный период становления театрального коллектива, когда важно развить устойчивый интерес к занятиям, сплотить школьников, при выборе пьесы нужно определить близкую и дальнюю перспективу, которая могла бы увлечь детей. Можно составить программу на ряд лет, чтобы дети привыкли к правилам и традициям коллектива.
В основу выбора пьес для постановки или композиций кладется:
1) возрастной принцип, определяющий последовательное их усложнение и расширение;
2) жанрово-тематический принцип, предусматривающий возможность сочетания произведений разной тематики, жанров, стилей для работы всех возрастных групп;
3) принцип выбора определенного круга авторов и произведений, к которым они возвращаются постоянно.
Ни один из них нельзя признать единственно возможным. На практике они часто перекрещиваются.
Выбор репертуара – это всегда творческий поиск, требующий от руководителя инициативы, определенной эрудиции, стремления постоянно пополнять впечатления в области литературы и театра.
Руководители кружка могут выбрать для постановки:
- Произведение, которое не изучалось в школе;
- Произведение, имеющееся в школьной программе или упоминающееся в обзорных темах;
- Произведение, рекомендуемое для внеклассного чтения.
Школьная программа – ориентир руководителя театрального коллектива. С учетом юбилеев писателей подготавливаются и литературные композиции. Например, одним из главных юбилеев в 2009-2010 году будет андерсеновский, к которому приурочена литературно-драматическая композиция, где предоставлен разнохарактерный материал:
– литературный текст;
– драматические отрывки;
– документальный и публицистический материал;
– песня;
– пантомима;
– танец,
которые объединяются, сцепляются на основе единого идейно-художественного замысла, а отдельные части и куски строятся по принципу драмы.
Показ композиций, спектакля, отдельных отрывков, сцен имеет огромное значение как для исполнителей, так и для школьников – зрителей.
Основные цели и задачи “ЛИКа” состоят в том, чтобы:
- Помочь разобраться в сложнейших вопросах литературного произведения, развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Воспитывать читательский вкус, умение самостоятельно, творчески разобраться в основном конфликте произведения.
- Выработать внимание к составу действий на сцене, помочь понять цели и поступки героев.
- Воспитать чувство коллективизма и ответственности за порученное дело.
- Дать начальное представление о театре, не пренебрегая литературным развитием.
На занятиях “ЛИКа” не ставится задача подготовки будущих профессионалов, но предусматривается воспитание нового человека как творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности.
Занятия начинаются с октября по 2 занятия в неделю. Обычно в год проводится около 60 занятий. В начале каждого из них используются этюды, развивающие театральные способности, скороговорки и выразительное чтение отрывков с работой над логическим ударением.
Любая программа – результат теоретических, практических и методических поисков, она рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование.
Например, в младших классах (1-2 классы) оправдывают себя игры – драматизации по народным сказкам, рассказам, стихам детских писателей: С.Маршака, С.Михалкова, К.Чуковского, В.Маяковского. Роль руководителя заключается в организации внимания детей, направлении их мысли, уточнение цели, задачи действия, придании импровизации определенной завершенности.
В средней школьной ступени можно условно выделить три этапа развития театральных способностей:
1) 3–4-е классы
Особенность данного возраста заключается в осознанном эстетическом отношении к окружающей действительности и к произведениям искусства. Дети способны оценивать отдельные художественно-выразительные средства, отдельные детали для выявления идеи произведения, характеров и поведения героев.
Можно начинать подготовку небольших спектаклей. Дети осваивают авторский текст, осознают речь персонажей, их поведение. Между детьми происходит общение, взаимодействие.
Можно при инсценировании использовать музыку и художественно-оформительские способности детей.Для инсценировки можно предложить детям след. произведения:
Сказка “12 месяцев” С.Я. Маршака
К.Чуковский “Муха-цокотуха”
Народная сказка “Царевна – лягушка”
Сцены из гайдаровского “Тимур и его команда”
С.Маршак “Про козла” и т.д.
2) 5–6-е классы
Общий уровень развития учащихся дает возможность использовать широкий круг пьес, добиваться проявления самостоятельности в разборе, в определении и решении художественно-творческих задач. Необходимо развивать у участников кружка интерес и потребность совершенствовать качество своего исполнения, добиваться подготовки спектакля в соответствии с общим художественным замыслом. При подготовке нередко возникает уже разделение функций между отдельными членами кружка, различные виды деятельности.
“Левша” Н.С. Лесков,
П.П. Бажов “Сказы”,
Н.Колпакова “Умные бояре”,
А.Нечаев “Болтливая жена” и др.
3) 7–8-е классы
Учащиеся данного возраста устойчивы в своих стремлениях. Общий кругозор, приобретаемый в школе, дает возможность формировать у детей отношение к искусству как к идейному оружию. На этом этапе дети способны понять и прочувствовать в процессе спектакля общественное значение театра как вида искусства.
В занятиях с подростками формирование представлений о комическом, возвышенном, героико – романтическом приобретает более целенаправленный характер.
Л.Филатов “Про Федота – стрельца…”
Н.В. Гоголь “Ревизор”
А.С. Пушкин “Домик в Коломне”, “Граф Нулин” и т.д.