Программа театрального коллектива "ЛИК" при школьной библиотеке

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Уважаемые пользователи!

Вашему вниманию предлагается программа литературно-театрального клуба для учащихся общеобразовательных школ, которая позволит детям прикоснуться к миру литературы, научиться определять характер персонажа, тему и сюжет произведения, поможет развить творческие способности, научиться выражать свои эмоции, поставить голос, развить речь, раскрепоститься, получить основы стиля и этикета. Ребенок вырастет в глазах своих сверстников, получит заряд уверенности в своих силах.

В наше сложное, изменчивое время, когда дети компьютеризированы, порой отрезаны от окружающей действительности стенами квартиры, закрепощены, одиноки из-за занятости родителей, испытывают недостаток в общении и эмоциональной разрядке; когда мимо молодого поколения проходят чередой, не оставив в душе следа, удивительные произведения классики, имеющие целью воспитать и обогатить их внутренний мир; когда они сами страдают от этой душевной опустошенности, -   удивительным лекарством мощной силы, оздоравливающей душу ребенка, является ТЕАТР.

Это убеждение стало итогом 35-летней работы учителя-словесника, использующего театр как средство воспитания творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности. Однако всегда испытывала недостаток в литературе, оказывающей методическую и организационную помощь не только на уроках, но и в работе литературно-театрального клуба при школьной библиотеке, опыт которого был представлен в докладе на Краевой конференции библиотечных работников в г. Перми в 2008 году. Практически такой литературы нет, хотя она очень необходима в связи с возникновением подобных клубов при образовательных учреждениях Пермского края и в других регионах.

Территориальная разобщенность не может стать преградой для тех, кто задался благородной целью. Хочется верить, что представленная мною программа окажет помощь, вызовет отклик и даст возможность обменяться опытом не только с руководителями кружков, но и с родителями, испытывающими недостаток в развитии их маленьких сокровищ, которые лишены возможности посещать театральные студии крупных городов в силу их отдаленности от места проживания или из-за материальных затруднений.

Пояснительная записка

Подростковые театральные коллективы делятся на 2 типа:

  • самодеятельные театральные коллективы;
  • коллективы, работающие в школе.

Речь в данной программе – о театральном коллективе, работающем в рамках школы.

Учитель литературы – основной руководитель ученика в сфере его контактов с широким миром искусства. Истинное постижение школьниками литературы невозможно без развития глубокой личной заинтересованности и самодеятельного творческого прочтения художественного произведения. В работе с учащимися педагог опирается на их природные свойства и способности:

– способность откликаться на художественный вымысел;

– с помощью самовыражения ставить себя в положение вымышленных героев;

– активно включаться в их жизнь;

– относиться к предлагаемым условиям вымысла так, как если бы они были подлинными.

В акте театрального творчества мобилизуются и актуализуются многие из творческих способностей, необходимых школьнику – читателю и школьнику – зрителю. Метод действенного анализа текста эффективен тогда, когда учитель задался целью помочь ученикам увидеть за строками произведения интересную и важную для них жизнь.

В начальный период становления театрального коллектива, когда важно развить устойчивый интерес к занятиям, сплотить школьников, при выборе пьесы нужно определить близкую и дальнюю перспективу, которая могла бы увлечь детей. Можно составить программу на ряд лет, чтобы дети привыкли к правилам и традициям коллектива.

В основу выбора пьес для постановки или композиций кладется:

1) возрастной принцип, определяющий последовательное их усложнение и расширение;

2) жанрово-тематический принцип, предусматривающий возможность сочетания произведений разной тематики, жанров, стилей для работы всех возрастных групп;

3) принцип выбора определенного круга авторов и произведений, к которым они возвращаются постоянно.

Ни один из них нельзя признать единственно возможным. На практике они часто перекрещиваются.

Выбор репертуара – это всегда творческий поиск, требующий от руководителя инициативы, определенной эрудиции, стремления постоянно пополнять впечатления в области литературы и театра.

Руководители кружка могут выбрать для постановки:

  1. Произведение, которое не изучалось в школе;
  2. Произведение, имеющееся в школьной программе или упоминающееся в обзорных темах;
  3. Произведение, рекомендуемое для внеклассного чтения.

Школьная программа – ориентир руководителя театрального коллектива. С учетом юбилеев писателей подготавливаются и литературные композиции. Например, одним из главных юбилеев в 2009-2010 году будет андерсеновский, к которому приурочена литературно-драматическая композиция, где предоставлен разнохарактерный материал:

– литературный текст;
– драматические отрывки;
– документальный и публицистический материал;
– песня;
– пантомима;
– танец,

которые объединяются, сцепляются на основе единого идейно-художественного замысла, а отдельные части и куски строятся по принципу драмы.

Показ композиций, спектакля, отдельных отрывков, сцен имеет огромное значение как для исполнителей, так и для школьников – зрителей.

Основные цели и задачи “ЛИКа” состоят в том, чтобы:

  1. Помочь разобраться в сложнейших вопросах литературного произведения, развивать мыслительную деятельность учащихся.
  2. Воспитывать читательский вкус, умение самостоятельно, творчески разобраться в основном конфликте произведения.
  3. Выработать внимание к составу действий на сцене, помочь понять цели и поступки героев.
  4. Воспитать чувство коллективизма и ответственности за порученное дело.
  5. Дать начальное представление о театре, не пренебрегая литературным развитием.

На занятиях “ЛИКа” не ставится задача подготовки будущих профессионалов, но предусматривается воспитание нового человека как творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности.

Занятия начинаются с октября по 2 занятия в неделю. Обычно в год проводится около 60 занятий. В начале каждого из них используются этюды, развивающие театральные способности, скороговорки и выразительное чтение отрывков с работой над логическим ударением.

Любая программа – результат теоретических, практических и методических поисков, она рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование.

Например, в младших классах (1-2 классы) оправдывают себя игры – драматизации по народным сказкам, рассказам, стихам детских писателей: С.Маршака, С.Михалкова, К.Чуковского, В.Маяковского. Роль руководителя заключается в организации внимания детей, направлении их мысли, уточнение цели, задачи действия, придании импровизации определенной завершенности.

В средней школьной ступени можно условно выделить три этапа развития театральных способностей:

1) 3–4-е классы

Особенность данного возраста заключается в осознанном эстетическом отношении к окружающей действительности и к произведениям искусства. Дети способны оценивать отдельные художественно-выразительные средства, отдельные детали для выявления идеи произведения, характеров и поведения героев.

Можно начинать подготовку небольших спектаклей. Дети осваивают авторский текст, осознают речь персонажей, их поведение. Между детьми происходит общение, взаимодействие.

Можно при инсценировании использовать музыку и художественно-оформительские способности детей.Для инсценировки можно предложить детям след. произведения:

Сказка “12 месяцев” С.Я. Маршака

К.Чуковский “Муха-цокотуха”

Народная сказка “Царевна – лягушка”

Сцены из гайдаровского “Тимур и его команда”

С.Маршак “Про козла” и т.д.

2) 5–6-е классы

Общий уровень развития учащихся дает возможность использовать широкий круг пьес, добиваться проявления самостоятельности в разборе, в определении и решении художественно-творческих задач. Необходимо развивать у участников кружка интерес и потребность совершенствовать качество своего исполнения, добиваться подготовки спектакля в соответствии с общим художественным замыслом. При подготовке нередко возникает уже разделение функций между отдельными членами кружка, различные виды деятельности.

“Левша” Н.С. Лесков,

П.П. Бажов “Сказы”,

Н.Колпакова “Умные бояре”,

А.Нечаев “Болтливая жена” и др.

3) 7–8-е классы

Учащиеся данного возраста устойчивы в своих стремлениях. Общий кругозор, приобретаемый в школе, дает возможность формировать у детей отношение к искусству как к идейному оружию. На этом этапе дети способны понять и прочувствовать в процессе спектакля общественное значение театра как вида искусства.

В занятиях с подростками формирование представлений о комическом, возвышенном, героико – романтическом приобретает более целенаправленный характер.

Л.Филатов “Про Федота – стрельца…”

Н.В. Гоголь “Ревизор”

А.С. Пушкин “Домик в Коломне”, “Граф Нулин” и т.д.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3