Невозможно представить себе современную жизнь без кинематографа, который оказывает огромное влияние на умы и души человека, являясь, по сути, одним из главных определяющих факторов формирования его мировоззрения, эмоционального и интеллектуального развития.
Однако как в школьном учебном плане, так и в школьных программах искусству кино почти не уделяется внимания. В результате личностный опыт общения молодого человека с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов. Обилие посредственной кинопродукции, как отечественной, так и зарубежной, широко представленной в кинопрокате и на телевидении, порой активно навязываемой рекламой, отрицательно сказывается на становлении интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта.
Сообщить школьнику определенный минимум сведений об искусстве кино, помочь научиться понимать язык кино, познакомить его с кинопроцессом, с яркими образцами кинематографа – одна из задач, которая может и должна решаться в школе. И сделать это, используя возможности своего предмета, может учитель литературы.
С другой стороны, как показывает практика, многие ученики сегодня неохотно читают, предпочитая “посмотреть кино” по тому литературному произведению, которое они должны знать к уроку литературы, и именно учитель литературы чаще других сталкивается с тем, что получает, в лучшем случае, пересказ фильма вместо знания текста. А потому именно учитель литературы должен быть заинтересован в том, чтобы школьники представляли себе, что кино – другой вид искусства, отличный от литературы, и нельзя одно подменять другим.
Курс рассчитан на учеников выпускного класса, когда подводится своеобразный итог изучения литературы в школе. Для знакомства с основами киноискусства выбраны фильмы-экранизации литературных произведений, входящих в школьную программу, что позволит еще раз обратиться к литературному материалу, изучавшемуся на разных этапах школьного обучения, повторить и, возможно, переосмыслить его.
Задачи элективного курса “Литература и кино”:
– заинтересовать учащихся миром кино, расширить их кругозор, общую и
эстетическую культуру, способствовать развитию критического мышления,
становлению устойчивых зрительских интересов в области содержательного
кинематографа;
– познакомить учащихся с основами киноискусства, показать, что кинематограф –
самостоятельный синтетический вид искусства; создать условия для формирования у
учащихся навыков зрительской культуры, включающей в себя аналитические умения и
навыки, критический подход, творческое восприятие;
– повторить с учащимися на заключительном этапе обучения литературные
произведения, изучавшиеся ранее, показать особенности их экранизации;
способствовать формированию навыка определять замысел, идейную и/или
литературную основы, особенности драматургии кинопроизведения, высказывать
суждение о его эстетической ценности.
Элективный курс рассчитан на учащихся 11-го класса, проводится в течение 34 учебных недель, но т. к. просмотр фильма занимает обычно больше одного часа, целесообразно проводить его один раз в две недели по два часа. Предполагается, что за две недели между занятиями школьники должны прочесть художественное произведение, экранизацию которого они будут смотреть и анализировать, и для этого одним из условий выбора литературных произведений был относительно небольшой объем. Второе условие отбора кинематографического материала – новизна предлагаемых фильмов или их нечастый прокат на телевидении, чтобы при просмотре не возникло скуки и не потерялось ощущение свежести восприятия. В этих же целях нужно организовать занятие так, чтобы не нарушалась целостность восприятия фильма, кроме тех случаев, когда на просмотр нужно достаточно много времени.
Содержание программы.
Литературный материал | Кинематографический материал | Вопросы для обсуждения | |
1. | Литература и кино. Краткая история кино. Кино –
синтетический вид искусства. Четыре основных вида кино. Экранизация –
жанр игрового кино. Литература – один из источников кинематографа. Проблема художественного восприятия фильма, ее сложность. |
||
2. | А. С. Пушкин. “Станционный смотритель”. | Х/ф “Станционный смотритель”. Реж. С. Соловьев. (60 мин.) |
Фильм – результат коллективной работы сценариста,
режиссера, оператора, актеров, художника, композитора и других членов
съемочной группы. Язык кино. Средства воздействия на зрителя: цвет, свет, движение, пространство в кадре, актерская игра, музыка. Изобразительная трактовка в фильме. Близость стилистики кинофильма литературному произведению. |
3 | А. С. Пушкин. “Пиковая дама”. | Х/ф “Пиковая дама”. Реж. И. Масленников. (83 мин.) |
Язык кино. Литературное произведение как
материал для экранизации. Рассказчик в литературном произведении и в кино. Рассказчик в кино – копирование текста или художественный прием? Образ Петербурга в повести Пушкина и на экране. |
4 | А. С. Пушкин. “Барышня-крестьянка”. | Х/ф “Барышня – крестьянка”. 1995. Реж. А. Сахаров. (104 мин.) |
Сюжет художественного произведения и сценарий
кинофильма. “Вольности” режиссера или право на собственное видение?
Работа художника в фильме: декорации, костюмы, грим. Две экранизации по “Повестям Белкина” (сопоставление фильмов по “внешним” признакам реализации авторского замысла – изобразительной трактовке). |
5 | А. С. Пушкин. “Маленькие трагедии”. | Х/ф “Маленькие трагедии”. 1979. Реж. М. Швейцер. (142 + 88 мин.) |
Сценарий кинофильма и литературный источник. Замысел кинодраматурга и его осуществление в форме литературного сценария. Сюжет произведения и его интерпретация в кино. Объединение в сценарии сюжетов нескольких литературных произведений. Художественный фильм – самостоятельный вид искусства. |
6 | М. Ю. Лермонтов. “Герой нашего времени”. |
Телеспектакль. “По страницам журнала Печорина”.
1975. Реж. А. Эфрос. (87 мин.) |
Театр на экране. Кинофильм и телеспектакль по
литературному произведению. Особенности жанра. Понятие конфликта в
драматургии. Конфликт внутренний и внешний, средства его выражения. Натурные, павильонные, комбинированные съемки. Работа актера. |
7 | И. А. Гончаров. “Обломов”. | Х/ф “Несколько дней из жизни Обломова”. 1980. Реж. Н. Михалков | Режиссерская интерпретация идеи и характеров героев
на экране. Актерское воплощение характеров персонажей. Название
фильма и литературного источника. Стремление режиссера найти наиболее
выразительные композиционные решения – в мизансценах, звуке, монтаже,
изобразительной трактовке. Фабула и сюжет фильма. |
8 | А. Н. Островский. “Бесприданница”. | Х/ф “Жестокий романс”. 1984г. Реж. Э. Рязанов. (137 мин.)
|
Литературный источник и его экранизация. Кинематографическая реализация режиссерского сценария. Романная форма фильма, снятого по драматическому произведению. Характеры в пьесе А. Н. Островского и в фильме Э. Рязанова. Музыка в фильме, названном “Жестокий романс”. |
9 | Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”. | Х/ф “Преступление и наказание”. 1969. Реж. Л.
Кулиджанов. (206 мин.) |
Два режиссерских взгляда на одно литературное
произведение. Социально-философское литературное произведение на экране. Идея в романе Достоевского и в фильме Л. Кулиджанова. Почему в фильме нет эпилога? Связь темы с мировоззрением авторов фильма. Актерское воплощение характеров на экране. Звуковое оформление фильма. |
10 | Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”. | Х/ф “Преступление и наказание”. 2007. Реж. Д.
Светозаров. (Сериал.) |
Зачем нужны повторные экранизации? Два режиссерских взгляда на общеизвестное произведение. Сопоставление двух экранизаций одного литературного произведения. |
11 | М. Булгаков . “Дни Турбинных”. | Х/ф “Дни Турбинных”. 1976 г. Реж. В. Басов | Композиция и объем фильма. Связь объема с
особенностями зрительного восприятия и монтажная организация фильма.
Смены ритма действия и система повторов как композиционные средства для
воплощения содержания. Прием параллельного действия. |
12 | Б. Васильев. “Завтра была война”. | Х/ф “Завтра была война”. Реж Ю. Кара. (85 мин.) |
Жизненный материал, положенный в основу литературного произведения и фильма. Фабула фильма. Внешняя сторона события и его внутренний смысл. Остродинамическая и ослабленная фабула. |
13 | В. Богомолов. “Иван”. | Х/ф “Иваново детство”. Реж. А. Тарковский. (90 мин.) |
Символика в фильме. Воплощение идеи разрушения
человеческой личности под влиянием войны. Монтаж и кадр. Монтажный принцип построения фильма. Кадр как ячейка монтажа. Кадр и план. |
14 | Мемуарная литература. | Х/ф “Дневник его жены”. 2000г. Реж. А. Учитель. (110 мин.) |
Один из лучших фильмов современного кинематографа,
призер нескольких кинофестивалей в различных номинациях. Монтаж как способ организации времени в фильме. Образность монтажа. Противоречивость личности писателя и способы ее воплощения. |
15 | Лирика И. Бродского. Воспоминания поэта и о поэте. | Х/ф “Полторы комнаты”. 2008. Реж. А. Хржановский. (121 мин.) |
Возможности кинематографа в воспроизведении
реальности и выражении идеи. Сочетание в одном фильме игрового,
документального (хроникального) и мультипликационного кино. Жанр
“сентиментального путешествия” на родину. Символика в фильме. Личность
поэта на экране. Лирические стихотворения в фильме. Образ Петербурга. |
16 | П. Санаев. “Похороните меня за плинтусом”. | Х/ф “Похороните меня за плинтусом”. 2010. Реж. С. Снежкин. | Бестселлер на экране. Режиссерская интерпретация
сюжета и идеи литературного произведения. Самостоятельное рецензирование. |
17 | Заключение. Проблема художественного восприятия
фильма, ее сложность. Условия глубокого эмоционального восприятия
литературного произведения и фильма. Эстетическое развитие зрителя, его
способность к сотворчеству – необходимое условие взаимопонимания авторов
фильма и зрителя. Подведение итогов. Анкетирование. |