Литература
-
Поиск духовных ценностей в стихотворении Ж.Превера "Как нарисовать птицу". 5-й класс 2011
Урок способствует развитию творческих и аналитических способностей учащихся на базе комплексного анализа стихотворения Ж.Превера «Как нарисовать птицу». Вырабатываются ценностно-смысловые, коммуникативные компетенции через изучение индивидуального стиля писателя. Свободная птица вдохновляет на творчество, а человек может творить, если его творчество (поступки) приносят радость.
-
Поиск истины по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор" 2013
Урок внеклассного чтения развивают навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, учит выделять и осмысливать авторскую позицию, развивает умение видеть приемы актуализации художественного слова. Автор формирует у школьников читательскую самостоятельность, учит выражать свои мысли и чувства, возникшие при чтении произведения, давать обоснованные суждения о произведении.
-
Поиски оптимальных условий обучения девятиклассников при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
В статье представлен опыт групповой формы организации учебно-познавательной деятельности девятиклассников с вниманием к содержательной стороне урока для более успешного решения образовательных задач при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
-
Поисковая деятельность на уроках литературы при изучении художественных произведений 2015
Учитель, размышляющий над тем, чему и зачем он учит, осознает: нужно не только дать знания, сформировать умения и навыки, но и развивать способности учеников, воспитывать личность. Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности: работа с текстом; выбор цитат; анализ текста: целостный, эпизода, сопоставительный; выявление художественных особенностей текста.
-
"Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…" 2012
Литературная гостиная, посвященная памяти Пушкина.
-
«Пока не стало поздно!..» (К.Г. Паустовский «Телеграмма») 2015
Цели урока: донести до учащихся нравственный смысл рассказа К.Паустовского «Телеграмма»; раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны); определить авторскую позицию и средства её выражения; сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К.Паустовского.
-
Показательный (открытый) урок обобщения и систематизации знаний в 5-м классе по разделу "Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров". Тема урока: "Путешествие в село Фольклорное" 2009
Показательный (открытый) урок в 5-м классе является по типу уроком обобщения и систематизации знаний. Занятие проводится с целью обобщения и систематизации знаний учащихся; развития монологической речи учащихся, актерского мастерства, свободного владения теоретическим материалом; воспитания у детей интереса к литературе, любви к устному народному творчеству, чувства патриотизма и национальной гордости.
-
Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве. 8-й класс 2018
На уроке анализируется «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава» – идейный центр «Слова о полку Игореве», сопоставляются образы Ярославны у разных художников, обсуждается проблема авторства «Слова…» и образ автора; развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения; воспитывается интерес к истории страны, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
-
Положение о школьном реферате 2012
В статье подробно описаны правила написания школьного реферата: общие положения, тема и ее выбор, структура и оформление реферата, научные и методические источники, а также защита и оценка реферата.
-
Положительный герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2011
Урок-исследование по комедии Н.В. Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами.
-
"Полотняный — не Псков, не Москва и не Болдино, но…" 2009
Урок литературного праздника, посвящённый творчеству Пушкина. Урок составлен по биографии Пушкина, связанной с Калужским краем. В нём использовано краеведение, ИКТ. В течение урока биографический материал сопровождается стихами и музыкой, написанными современными поэтами и композиторами о Пушкине и Калужском крае.
-
"Помнит мир спасенный…" (методическая разработка литературного часа) 2004
Разработка литературного часа на тему: "Искусство и природа в творчестве поэтов-фронтовиков" на примере изображения природы Заполярья в творчестве поэтов и художников. Предлагаемая разработка окажется полезной для всех, кто работает с детьми младшего школьного возраста, особенно в год юбилея Великой Победы.
-
"Помните, как мы на Каме…" В.Боков и Б.Пастернак: штрихи к литературному портрету 2005
Опираясь на краеведческий и мемуарный материал, переписку В. Бокова, мы попытались воссоздать взаимоотношения ярких представителей русской литературы 20 века, их связь с нашим городом. Отдельные стихи и письма, использованные в статье, ранее не публиковались, являются частью личного архива литературного краеведа Н.С.Харитоновой.
-
Понятие добра и зла в сказке В.Гауфа "Карлик Нос" 2009
Урок-поиск, урок-рассуждение предполагает отсутствие готовых решений, а внезапные озарения, рожденные в процессе творчества, естественным образом "погружают" нас в особую эмоциональную атмосферу произведения. Хорошим помощником на уроках литературы является инсценированное представление, оно, как волшебный ключик, открывает тайну многих произведений, делая его образным, самобытным и понимаемым.
-
Понятие о былине 2009
Урок литературы в 7-м классе, на котором рассматривается понятие «былина», композиция былины, былинные герои, действие былины, ее изобразительно-выразительные особенности. Идет речь о двух циклах былин: киевском и новгородском – и об их сюжетной композиции. Большое внимание уделяется правильному чтению былины.
-
Понятие об архетипе. Художественный образ мира и судьбы 2015
Цель урока: сформировать представление учащихся об архетипе; рассмотреть наиболее известные архетипы в литературе на примере произведений мировой литературы, кинематографа; изучить наиболее употребляемые архетипы, выяснить их роль в культуре и жизни человека, их влияние на мировоззрение.
-
Понятие об обобщенном образе. Национальный характер (по поэме А.Твардовского "Василий Теркин") 2011
Урок построен на анализе текстов поэмы, стихотворения "Я убит подо Ржевом" и результатах исследовательской работы по литературному краеведению "Закрытые страницы Великой Отечественной войны. Ржевско-Вяземская операция".
-
Понятие обособленных членов предложения. Тема: "Россия времен Ивана Грозного на страницах романа А.К. Толстого "Князь Серебряный"" 2012
Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по указанной теме включают в себя уроки изучения обособленных определений на материале романа А.К. Толстого "Князь Серебряный". Через элементы технологии РКМЧП, дифференцированного подхода обучающиеся рассматривают, как понятия грамматики помогают понять эпоху Ивана Грозного. Уроки формируют навык анализа литературно-художественного произведения, стимулируют мыслительные процессы, воспитывают читательскую культуру учащихся.
-
Попытка внимательного прочтения стихотворений О.Э. Мандельштама 2007
Урок литературы в 11-м классе. Основная идея урока – попытаться понять поэтический мир феномена русской поэзии начала прошлого века О.Э. Мандельштама.
-
"Порохом пропахнувшие строки…" (поэзия Великой Отечественной войны) 2014
Тема Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности, а стихи о ней знает каждый россиянин. Цель занятия; определить значение поэтического жанра в годы войны. Для этого необходимо познакомить учащихся со стихами и судьбой некоторых поэтов, выявить причины популярности поэзии в те годы, при этом развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать стихи, формировать гражданско-патриотические качества.
-
Портрет и его роль в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2013
На уроке у учащихся формируются умения анализировать художественное произведение и психологический портрет героев. Развиваются навыки исследовательской деятельности с целью выявления индивидуальности, присущей Печорину. Формируется умение целеполагания, навыки анализа литературного произведения; делаются обобщающие выводы.
-
Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством А.С. Пушкина 2012
Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Облик А.С. Пушкина мы знаем по портретам. Писателя изображали почти все крупнейшие художники его времени. Портреты, выполненные современниками Пушкина, – интереснейший материал для историко-культурного анализа, осмысления переживаний писателя. Искусствовед Машковец утверждал: «Живописный портрет раскрывает образ писателя полнее и глубже, чем многие статьи и исследования».
-
Портрет как отражение внутренней жизни человеческой души в произведениях русских писателей XIX века 2010
Портрет – важная и значительная часть образа литературного героя. В данной работе рассматриваются следующие моменты: способы описания портрета героя в литературном произведении; внутренняя духовная работа в лицах любимых героев Толстого; передача глубины мысли и чувств в портретах героев Достоевского; использование автором изобразительного принципа «внутреннее через внешнее»; постепенное портретное описание героев Тургенева.
-
Портрет русской литературы второй половины XIX века 2005
Вводный урок способствует развитию познавательного интереса у учащихся, умению ориентироваться в информационных потоках и интегрировать полученные знания. Участники мастерской становятся в активную позицию проектировщиков собственной программы курса литературы 10-го класса.
-
Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии 2012
Работа раскрывает духовный облик Анны Ахматовой через призму двух искусств – живопись и поэзию. В настоящее время нет целостного исследования этой темы. Сделан вывод о неисчерпаемости облика поэта. Актуальность темы исходит из попытки некоторых исследователей пересмотреть значение личности и творчества Анны Ахматовой. Результаты работы могут способствовать более глубокому изучению жизни и творчества поэтессы в школе.
-
Портфельчик для талантливых детей и творческих учителей, 11-й класс 2008
Данное пособие представляет собой мультимедийное сопровождение к курсу литературы для 11-го класса, которое содержит теоретический материал по биографии поэтов "серебряного" века, материал к анализу лирических произведений, воспоминания современников.
-
Портфолио как дидактическое личностно-ориентированное средство обучения написанию сочинений в 8–11-х классах средней школы 2005
Данная статья рассчитана на учителей литературы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, которые владеют ПК и хотят разнообразить, сделать более продуктивной работу по подготовке к написанию сочинений, рекомендуется оригинальное средство обучения и разнообразный дидактический материал.
-
Порядок слов в предложении. Инверсия 2007
Цель урока - углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации. Научить учащихся находить различные средства выразительности, умению свободно их использовать в тексте. На уроке используются занимательные разноуровневые задания, которые помогают учащимся разобраться в данном вопросе.
-
Посвящение женщине 2012
Интегрированное мероприятие для широкого круга слушателей. Обращаясь к лучшим произведениям мировой художественной культуры, авторы стремились показать роль женщины – матери, невесты, жены, дочери – в жизни общества, ее высокое предназначение: «…и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
-
"Последний бой майора Пугачева" В.Шаламова. 8-й класс (дифференцированное обучение) 2009
Дифференцированное обучение необходимо в современной школе, поскольку помогает ученику, выполняющему посильные задания, испытать радость узнавания. Рассказ Шаламова отражает целую эпоху в жизни нашей страны, которую подрастающее поколение должно знать и изучать.