Портрет русской литературы второй половины XIX века

Разделы: Литература


I. Введение в тему.

Участникам мастерской предлагаются вопросы:

• Любите ли вы смотреть фотографии?

• Что для вас фотография?

Учитель фиксирует на доске ответы:

Фотография – это…

• история

• стоп-кадр жизни человека

• искусство

• воспоминание

• остановившееся мгновение

Класс делится на 4 группы (по желанию учащихся).

Каждой группе выдаются фотографии класса разных периодов жизни (первый класс, пятый класс, седьмой класс, девятый класс…) и предлагается составить рассказ-воспоминание по фотографии.

Учащиеся с увлечением рассматривают фотографии, вспоминают, когда они здесь запечатлены, какое было событие, время года, кого нет, какие они здесь забавные…

Выступления от каждой группы.

II.

Учитель вывешивает на доску фотографию (фотография не подписана).

Посмотрите на фото.

Что вы можете рассказать о людях, которые здесь изображены?

Кого из них вы знаете?

Назовите.

Работа в группе – 5 минут.

Выступления от каждой группы.

Как правило, учащиеся не могут сразу назвать, кто изображен на фотографии, где и когда. Иногда называют имена И.С. Тургенева или Л.Н. Толстого.

Чтобы “расшифровать” кто, где, когда и при каких обстоятельствах изображен на этой фотографии, учитель предлагает каждой группе на время стать:

• историками

• социологами

• журналистами

• литераторами

и выдает каждой из них задание, для выполнения которого предлагается необходимый справочный материал в виде отпечатанных текстов, книг-справочников, книг-энциклопедий, учебника по истории. ( см. приложение 1)

Задания группе:

историков: рассказать о ключевых событиях второй половины XIX в.

социологов: раскрыть круг проблем в обществе того времени.

журналистов: представить популярные журналы данного периода, их редакторов.

литераторов: назвать писателей, творивших во второй половине XIX в.

Учащиеся готовят рассказ в течение 20-30 минут.

Сверхзадача каждой группы – определить, кто изображен на фотографии, где и когда.

III. Выступление групп.

  • “Историки” рассказывают о ключевых событиях второй половины XIX в.
  • “Социологи” раскрывают круг проблем в обществе того времени.
  • “Журналисты” представляют журналы того времени, их редакторов.
  • “Литераторы” называют писателей, творивших во второй половине XIX в.

В процессе работы в своей группе, выслушивания выступлений других групп, участники мастерской пытаются интегрировать полученную информацию. Так появляются имена писателей, изображенных на фотографии. Некоторые ученики предполагают, что объединил всех писателей журнал “Современник”, самый передовой того времени.

Учитель объявляет тему мастерской: “Фотография …русской литературы второй половины XIX века” и отмечает, что действительно представленная фотография является уникальной по своей сути, потому что на ней изображены начинающие русские писатели и критики, ставшие впоследствии классиками, а журнал, объединивший их, сыграл судьбоносную роль в истории русской литературы.

Из письма Л.Н. Толстого М.Н. Толстой 14 апреля 1856 г. мы узнаем: “…По моему предложению все литераторы (из журнала “Современник”) сделали фотографическую группу…”.

На этой фотографии изображены И.А. Гончаров, И.С.Тургенев, Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.

На фотографии нет Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. А. Григорьева и некоторых других.

Задание участникам мастерской: Составьте вопросы, на которые вам хотелось бы получить ответы в курсе русской литературы в 10 классе.

Учитель фиксирует вопросы на доске.

  • Какие взаимоотношения связывали людей, изображенных на фотографии?
  • Почему впоследствии разошлись творческие и жизненные пути некоторых из них?
  • В связи с какими событиями произошел “разрыв” в журнале “Современник”?
  • Кто и с кем из писателей дружил?
  • Как относились писатели к творчеству друг друга?
  • Какие проблемы своего времени они раскрывали в произведениях?

IV. Подведение итогов.

Учитель подводит итог названным вопросам и обращает внимание учащихся на тексты произведений, которые они прочитали летом.

Задание на дом:

  1. Какое произведение из прочитанных вами больше всего понравилось и почему?
  2. Постройте свою программу изучения русской литературы в 10-м классе по следующему алгоритму:
  • Автор и название произведения для обязательного изучения в классе.
  • Автор и название произведения для обсуждения в классе.
  • Автор и название произведения для самостоятельного чтения.

VI. Рефлексия участников мастерской.

Учащимся предлагается продолжить предложение “Сегодня на уроке литературы я…”

Приводим некоторые тексты учащихся:

Сегодня на уроке литературы я узнала новые интересные способы изучения предмета. Также узнала новые факты из жизни русских писателей 2-й половины XIX века.

Мне понравилось самой выбирать источники, из которых можно узнать нужную информацию.

Даша С.

 ***

Сегодня на уроке литературы мы попробовали новый метод обучения - “мастерскую”. Так мы научились самостоятельно находить необходимую информацию из предложенного материала. Научились определять по фотографии историческую эпоху, личность и т.д.

Миля А.

***

Сегодня на уроке литературы мне понравилось то, что урок проходил в необычной обстановке. Мы окунулись в мир XIX века, рассмотрели фотографию и узнали из нее множество интересного и познавательного. Очень понравилась работа в группе, где каждый занимается своим делом.

Уроки-мастерские дают возможность раскрыть себя, высказать свое мнение и это здорово.

Юля И.

***

Мне понравился урок-мастерская, где каждый мог высказать собственное мнение, научиться самому работать с материалом, мыслить литературно и предполагать. Было интересно выслушивать друг друга.

Аня К.

***

Сегодня на уроке литературы я узнал много интересного о журнале “Современник”. Я побывал в роли журналиста и с головой окунулся в литературу XIX века.

Алексей Х.

***

Мне понравился этот урок литературы.

Очень хорошо, когда человеку дают возможность не только высказывать свое мнение, но и свои чувства.

Мы обсуждали интересные вопросы, меня очень заинтересовал урок.

М.Н.

***

Сегодня на уроке литературы я, рассматривая старую фотографию писателей, узнала много нового. Что-то вспомнила из курса литературы младших классов. Мастерская, а так назывался наш урок, очень заинтересовала меня и даже немного окунула во вторую половину XIX века. Работа в группах велась очень оживленно и каждый мог высказать свое мнение.

Аня Ф.

***

Я узнала много нового и научилась работать с источниками.

И еще я поняла, что каждый человек понимает все по-своему. Например, к слову фотография мы нашли 12 толкований, и все они разные.

Лида К.

***

Сегодня на уроке литературы я узнала больше информации о II половине XIX века: о ее известных писателях, проблемах, о великих произведениях той плодотворной эпохи и о многих других интересных для меня фактах.

Надя К.

***

Поняла, как много значит фотография в истории человека. С большим интересом погружалась в историю портретов писателей XIX века. Получала удовольствие и много пищи для размышлений.

Юля Р.