Роман «Евгений Онегин» сложен для восприятия современных, мало читающих, девятиклассников и с точки зрения стихотворной формы, и с точки зрения объема произведения, и с точки зрения содержания. Поэтому перед учителем прежде всего встает проблема обязательного прочтения всеми учениками текста романа и, что очень важно, понимания содержания, образов героев, авторской идеи и т.д. Как активизировать учебную деятельность учащихся при изучении «Евгения Онегина»? Как добиться оптимального усвоения?
Нам решение проблемы (как один из возможных вариантов оптимизации процесса обучения) видится в следующем:
- используем на уроке групповую форму организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- предлагаем учащимся «следовать за мыслью великого человека» в хронологической по отношению к содержанию главы последовательности;
- предлагаем такую систему вопросов, чтобы среди них были как вопросы на прямое знание содержания, так и проблемные, и вопросы на обобщение.
Сначала об организации групповой работы (по 3-5 человек). Группы получают листы с вопросами и чистые листы для кратких письменных ответов группы.
На листах с вопросами есть 2 специальные графы. В 1-ую учащиеся должны внести фамилию того ученика, чей вариант ответа группа приняла и письменно зафиксировала. Во 2-ую заносятся фамилии самых активных участников обсуждения.
Таким образом, учитель, если не успеет во время устной проверки убедиться в знаниях каждого ученика, то, собрав листы с результатами групповой работы, увидит реальную картину процесса обучения на уроке.
Если уроки литературы спаренные, то на 1-ом учащиеся анализируют прочитанные дома 2 главы, на 2-ом – устно защищают выработанную в группе точку зрения. Если урок литературы 1, то можно раздать листы с вопросами на дом, а на уроке провести сначала обсуждение в группе, затем – защиту.
Теперь о вопросах. Учитель должен сам решить, какие вопросы по главам предложить ученикам. Здесь нельзя дробить, мельчить текст романа, иначе будет много физической работы (запись ответов). У нас в среднем получалось 12 вопросов. Возможно. Их должно быть меньше, но это зависит от видения анализируемого материала учителем.
Предлагаем вам образец листа с заданиями и взаимооценкой девятиклассников:
Анализ 1-ой главы « Хандра»
|
Вопросы |
Фамилия того, чей ответ принят |
Фамилии активных участников обсуждения |
---|---|---|---|
1 |
Кратко опишите ежедневное времяпровождение Онегина в столице (можно в виде схемы). |
Иванов |
Петров, Сидоров |
2 |
Назовите положительные качества / стороны личности героя. |
Сидоров |
Иванов |
3 |
А что вы считаете в нем отрицательным? Что вы в Онегине не принимаете? |
Иванов |
Сидоров |
4 |
Как характеризует Онегина его дружба с автором и наоборот? |
… |
… |
5 |
Почему Онегин опаздывает в театр, но «стремглав…летит» на бал? |
… |
… |
6 |
Найдите 1-ое лирическое отступление (18-19 строфы). Сформулируйте его тематику. Ответьте на вопрос «Почему именно здесь Пушкин помещает свое лирическое отступление?» |
… |
… |
7 |
Найдите 2,3,4-ое лирические отступления (29-34), (49-50), (55 и до конца главы). Выполните задание, аналогичное 6-ому. |
… |
… |
8 |
Перечислите социальные слои общества, дающие знания о России в качестве «энциклопедии русской жизни». |
… |
… |
9 |
Назовите основные причины/причину охлаждения Онегина к жизни. |
… |
… |
10 |
Назовите болезнь Онегина. Почему ею не заболел автор? |
… |
… |
11 |
Какие «лекарства» использовал Онегин для самолечения? |
… |
… |
12 |
Что спасло его на некоторое время? |
… |
… |
13 |
Назовите главную причину, по которой Онегин покинул Петербург. |
… |
… |
Исходя из результатов учебной деятельности учащихся во время самостоятельной работы, учитель может предупредить неактивных ребят об обязательных ответах на следующем уроке или дать им специальное задание (например, приготовить дома краткие письменные ответы, как это делалось в классе).
В этой статье мы не рассматриваем психологический, воспитательный эффект использования групповой формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Важно привлечь девятиклассников к прочтению романа, организовать поиск ими материала в тексте, осмысление прочитанного.