«Пока не стало поздно!..» (К.Г. Паустовский «Телеграмма»)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (136 МБ)


Класс: 8

Форма проведения: творческая мастерская

Методы: проблемно-поисковый, диалогический

Цели урока:

  • Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К.Паустовского “Телеграмма”;
  • Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);
  • Определить авторскую позицию и средства её выражения:
  • Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

Обучающие цели: продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст путём включения учащихся в исследовательскую работу.

Развивающие цели: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Воспитательные цели:

  • формировать гуманное отношение к близким людям;
  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

Оформление к уроку:

Цитаты:

  • “За добро плати добром, не будь пустельгой”. К.Паустовский
  • “Чти отца своего и матерь твою,
    Да благо ти будет, и долголетен
    Будеши на земле”
    Пятая заповедь Божия

  • “Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает”.
    Пословица

  • Портрет К.Г. Паустовского
  • Картина, иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского, изображение дерева
  • Карточки с заданиями
  • Средства обучения: магнитофон

Ход урока

1. Организация начала урока

- Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока “Пока не стало поздно...”. К.Г. Паустовский “Телеграмма”.

2. Индукция

(Звучит 1 куплет из песни Витаса “Мама”)

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово “мама”? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).

- Попробуем мысленно поставить в ряд всех наших родственников, друзей, знакомых в порядке значимости. Трудно? Нельзя расставить однозначно? Отношение к тем или иным людям может меняться? Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить “пересмотреть” роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.

Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознавать её. Наша задача – задуматься, как мы относимся к своим близким.

3. Самоконструкция

(Учащиеся называют: самый родной человек, самый близкий человек, солнышко, тепло, моя жизнь, радость, счастье).

- Обсудите в группе, дополните свои записи.

- В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям. Какие пословицы и поговорки вы знаете на эту тему? Запишите. Работаем в группах. (При солнышке - тепло, а при матери – добро).

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни? Как она связана с темой урока? (Главная героиня рассказа, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом).

4. Социоконструкция

- К.Г Паустовского чаще интересовали люди простые, безвестные, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет особого сюжета. В чём дело? Почему писатель захвачен текстом? На эти вопросы мы постараемся ответить, работая над рассказом “Телеграмма”.

- Назовите действующих героев рассказа. Кто является среди них главным?

- Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей: матери и дочери)

- Что такое композиция? Из каких частей состоит рассказ? (1-я часть – “Мать”, 2-я часть – “Дочь”, 3-я часть “Телеграмма”, 4-я часть – Эпилог).

- Подберите эпиграф к каждой части. Работаем в группах. (Мать – “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!” Дочь – “Эх ты, сорока!” Телеграмма – “За добро плати добром, не будь пустельгой”. Эпилог – “...безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).

- Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времён – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Поговорим об этом.

- Как начинается рассказ? Какая картина представляется? Прочитайте текст вслух. (Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; спутанная трава полегла; облетевшие вётлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).

I. Задания группам:

1. Какие признаки осени вы увидели в отрывке?

  • Спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя);
  • Тащатся (а не плывут тучи), рыхлые (низко идут, лишены строгих очертаний);
  • Сыплется (а не льёт) дождик;
  • Сравнение – мелкий, словно песок, сыплется беспрерывно, надоедливо, назойливо.

2. Какое выражение в описании осеннего пейзажа вам показалось необычным? Какая деталь словно оживляет представляемое?

  • Никак не мог доцвесть маленький подсолнечник у забора.

- Почему именно “подсолнечник”, а не подсолнух, как говорят в деревне?

  • Это как бы маленькое тёплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то.

3. Что ещё дополняет картину пейзажа и как?

  • Детали интерьера: горький запах нетопленых печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно. Ощущается неухоженность, запущенность.

- Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании? (Пейзаж – действующее лицо рассказа).

- Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).

- Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествователя, создаёт фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).

- Что мы узнаём о Катерине Петровне в начале рассказа? Как ей живётся?

- Паустовский не рассказывает подробно о юности героини. По каким деталям читатель восстанавливает прошлое Катерины Петровны? (Катерина Петровна живёт в селе Заборье. Отец её – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У неё нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване и сгорбленная, маленькая, всё перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для неё ночи долгие, тяжёлые, у неё бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

5. Социализация

II. Задания группам:

1. В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Прочитайте. (“Как-то в конце октября...” до “...побрела в дом”).

- Обратите внимание на метафору “позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю”.

2. Какова роль эпизода встречи с клёном? (У них одинаковая судьба).

3. Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни её сочтены).

Вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.

- Как представлена в рассказе история старой женщины? (Только прошлое – настоящего нет: и клён, и сад – это только память).

- В большом старом доме доживает свой век Катерина Петровна, сгорбленная, маленькая, одинокая старушка, как пишет автор, и терпеливо ждёт, ждёт свою единственную дочь... Настю.

III. Задания группам:

1. Что вы узнали о дочери Катерины Петровны? (Живёт далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2–3 месяца посылает деньги – 200 рублей).

2. Почему Настя так долго не приезжает к матери? (Много дел, нет времени не то, чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо).

3. Согласны ли вы с тем, как Катерина Петровна оправдывает дочь?

Если да – то почему?

Если нет – то почему?

- А как считает автор? Понимает ли он Катерину Петровну? (Автор хочет сказать, что родители любят детей такими, какие они есть. Мать всегда готова простить, понять, и даже оправдать своего ребёнка, хотя его поведению и поступкам нет оправдания. Нельзя без чувства жалости и вины читать строки, где К.П. бережно перебирает денежные бумажки, представляя, что они хранят аромат Настиных духов).

- Катерина Петровна решила не мешать дочери, и всё же в одну из ненастных осенних ночей она пишет ей письмо.

Чтение письма Катерины Петровны

(на фоне музыки ученица читает письмо наизусть)

- Какие чувства у вас вызвало это письмо?

- О чём говорит довольно выразительный эпитет “ненаглядная”? (О силе материнской любви).

- Неожиданный поступок? Безусловно. Ведь мать 3 года не решалась напомнить дочери о себе. Стало быть, появилась причина, и причина серьёзная. Предваряет письмо небольшой эпизод посещения Катериной Петровной заброшенного сада. Именно оно (впервые в этом году женщина вышла из дому) подтолкнуло героиню к решению написать дочери. Паустовский мотивирует поступок Катерины Петровны неясно, но очень убедительно. Писатель приглашает нас домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа.

6. Афиширование

Древо предположений:

- Работаем в группах. Как вы думаете, что заставило Катерину Петровну написать Насте письмо? Свой ответ аргументируйте. (Учащиеся пишут на листах свои выводы, прикрепляют к дереву, обосновывают свой выбор). (Выступления – схема).

- Как бы вы поступили, получив такое письмо?

- Как поступила с письмом Настя? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

Вывод: Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

- Недаром она вздрогнула, встретившись со сверлящими глазами скульпторы Гоголя. Они как бы говорили:

- А письмо-то в сумочке нераспечатанное.

- Эх ты, сорока!

IV. Задания группам:

Как себя оправдывает Настя? (“Разве отсюда вырвешься?”).

Почему Настя не едет к матери, в чём настоящая причина? (“Она подумала о переполненных поездах, оправдывает своё нежелание ехать, испытывает раздражение).

Что хотел этим эпизодом сказать автор?

7. Разрыв

- Этим эпизодом автор как бы предостерегает читателя: будьте чуткими, отзывчивыми, не забывайте в суете повседневности о близких людях, найдите время навестить их, оказать внимание и поддержку. Настя этого не делает.

- Можно ли Настю назвать совсем бездушной? Вспомните, где она работала? Как относилась к своей работе? Кому помогала? (Настя работала секретарём в Союзе художников, устраивала выставки, конкурсы, свою работу любила, выполняла добросовестно, отдавая ей все силы, помогала талантливому скульптору Тимофееву – его признавали).

- Есть ли связь между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны? (И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие и непонимание).

- Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева? (“Ну что ж, будем драться вместе”. Она ушла с твёрдым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безысходности. В союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устроить выставку).

- Выставка удалась. Чья это заслуга?

- Как же могло случиться, что заботящаяся о других, Настя проявляет такое равнодушие и невнимание к собственной матери?

- Обратимся к портрету Насти.

V. Задания группам:

Что означает Сольвейг в переводе?

Какую деталь в портрете Насти подчёркивает автор? (Холодные глаза).

- Но, как говорится, “глаза – зеркало души человека”.

Почему холодные? У каких людей бывают такие глаза? (У людей бесчувственных, чёрствых душою, не способных понимать и откликаться на чужое горе).

- Какие ещё черты характера подчёркивает автор в Насте? Вспомните: “...достала зеркальце, напудрилась, усмехнулась – сейчас она нравилась самой себе. Когда хвалили за выставку, не без гордости слушала похвалу в свой адрес”. (Эгоизм, карьеризм – “Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семёновне, ей аплодировали”).

- Оказывается, одно дело всю себя отдавать работе ради личной выгоды, чтобы тебя заметили, выделили, хвалили, а другое – помнить о близких, о самом дорогом существе – о матери. Вот такого испытания на истинную человечность, сострадание, понимание Настя не выдерживает. Даже получив телеграмму от Тихона о том, что у неё умирает мать, Настя не сразу это осознаёт: “нахмурилась, скомкав телеграмму”, - пишет автор.

Как некстати эта телеграмма здесь, когда она упивается своим успехом!

И опять, как укор, скульптура Гоголя. Ей кажется, что Гоголь тихо, сквозь стиснутые зубы говорит:

- Эх, ты!

- Осуждаете ли вы героиню? А автор? (Не торопитесь осуждать Настю, как не торопится это делать автор. Всмотритесь в неё, и вы увидите: Настя – это мы с вами, забывающие в суете о главном. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви.

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (“Чти отца своего и матерь твою...”)

- Надёжную опору потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа. Безнадёжна ли эта болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения? Свидетельствуют ли какие-то факты, что совесть у Насти пробудилась? (Эпизод “Настя под хмурым небом”).

- Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к своей матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она уже не увидит свою мать. Слово “мама” звучит, как пропуск. В тот же вечер Настя уехала.

- А в это время в Заборье умирала Катерина Петровна.

- Ребята, почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет, и перестала её ждать? (К.П. поняла, что Тихон сам написал телеграмму).

- Что этим хотел сказать автор? (Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь. Не зря Тихон, выражая позицию автора, говорит соседской девочке Манюшке, которая ухаживала за К.П.: “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

- Кого можно назвать пустельгой? Почему?

- Светом авторской любви озарены образы простых деревенских людей. Писатель говорит о них мало. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но всегда помогут, не пройдут мимо чужого горя.

VI. Задания группам:

- Охарактеризовать: 1 группа – Манюша, 2 группа – Тихон, 3 группа – учительница.

Манюша. Ни на минуту не оставляет старушку перед смертью.

Тихон. Не умея выразить словами сочувствие к Катерине Петровне, выражает его через бестолковые подчас хлопоты по хозяйству. Не дождавшись ответа от Насти, сам сочинил за неё телеграмму, где были слова, которые, по его разумению, ждала Катерина Петровна.

Молодая учительница. Она ещё никого в Заборье не знает, но присоединяется к скорбной процессии, потому что не может не разделить чужую боль. Душевная чуткость юной учительницы контрастна Настиной нравственной глухоте.

- Почему пейзаж во время похорон не мрачный, а светлый?

- Вам жаль Настю? Почему?

- Прочитаем строки о приезде Насти. Свежий могильный холм, смерзшаяся комками земля – вот что предстоит помнить ей всю жизнь. Почему Настя уезжает крадучись?

- К.Г. Паустовский не даёт прямых оценок героям, но он незримо присутствует на страницах рассказа, выражая своё отношение через различные художественные средства. И всё-таки, что он хочет сказать читателю своим рассказом? Какова его позиция? (Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Когда потеряете, будет поздно!)

8. Рефлексия

- Почему рассказ называется “Телеграмма”? (У заглавия – глубокий подтекст. Весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Телеграмму отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательное, важное, срочное. Телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, пока не стало поздно).

- Оцените ваше участие в мастерской?

- Какое открытие в себе сегодня на уроке вы сделали?

9. Завершение урока

- Ребята, вы скоро станете взрослыми, получите образование, уедете далеко от родителей, возможно, не сможете их часто навещать – будут у вас свои интересы, неотложные дела, но наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам.

Стихотворение “Заболела мать”:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник пели песни до зари,
А теперь разъехались, уплыли,
Вот попробуй всех вас собери!”

Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать”.

Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую, серебряную прядь...
Почему же дали вы разлуке
Между вашими сердцами встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

10. Домашнее задание (по выбору)

1. Какие “зарубки” на сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”?

2. “Какие же чувства добрые” воспитывает в нас автор рассказа “Телеграмма”?

3 “Поступок, за который я себя осуждаю” (вспомните, когда вы случайно или намеренно обидели чем-то своих родителей).

11. Итог урока

Приложение