Сочинение для современного ученика и учителя – один из самых трудоемких видов работы, который занимает достаточно большое количество времени и усилий. Однако более 60% учащихся признаются в анкетах, что они не умеют писать сочинения, что этот вид работы для них не особенно понятен, так как они затрудняются в осознании темы, в подборе необходимого материала, они отмечают, что определенную трудность испытывают в определении объема сочинения, в системе изложения материала. Министерство образования РФ идет навстречу учащимся, предоставляя право сдавать экзамен в разных формах (изложение, тестирование), однако многие престижные столичные учебные учреждения сохраняют именно сочинение как форму вступительного экзамена. Поэтому представляется исключительно важным, особенно для инновационных образовательных учреждений, обучение написанию сочинения, так как это одна их продуктивнейших форм развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В 9–11 классах учащиеся имеют “тетради для развития речи”, в которых оформляются творческие работы: сочинения, изложения. Там традиционно чередуются: тексты работ – оценка учителя – работа над ошибками. Тетради иногда теряются, в 11 классе быстро заканчиваются, порой трудно следить за ходом процесса развития способностей учащегося.
500 тем, которые обычно предлагаются на выпускном экзамене, пугают учащихся уже своим количеством, и они в своей подготовке используют всевозможные шпаргалки, множество “Золотых сочинений”, а эта литература в большинстве своем является суррогатной, она отучивает мыслить, “заставляет” учащегося списывать.
Если видоизменить систему работы учителя, то процесс обучения написанию сочинения можно сделать более интересным для учителя и ученика и более продуктивным.
Системообразующим фактором будут служить те жанры сочинений, которые предлагаются на выпускных экзаменах:
1. Сочинение-характеристика:
а) одного героя;
б) сравнительная характеристика двух героев;
в) групповая характеристика;
г) характеристика типа;
2. Сочинение-анализ стихотворения. (Восприятие. Истолкование. Оценка)
3. Сочинение на проблемную тему.
4. Сочинение-анализ лирической темы.
5. Сочинение на литературоведческую тему.
6. Сочинение по предложенной цитате. (Полусвободная тема, так как часто ученик может выбрать самостоятельно произведение для анализа).
У многих учащихся имеются ПК (которые, кстати, далеко не всегда используются по назначению), а в школах – компьютерные классы. Учитель предлагает учащимся 8–9 классов параллельно с тетрадью для развития речи завести “портфолио” – объемную файловую папку, в которой будут копиться:
1) схема структуры текста:
- содержания (тематического и идейного);
- формы (композиции и изобразительно-выразительных средств);
- алгоритмы всех тем сочинений;
- планы конкретных сочинений, созданные на основе алгоритмов;
- эпиграфы, подобранные к конкретным сочинениям;
- уже переосмысленные, перестроенные, без ошибок (“римейк”) собственные сочинения;
- дидактический материал к сочинениям;
- лучшие сочинения из класса, которые ему подарят друзья-одноклассники.
При такой работе меняется функция тетради для развития речи: она превращается из тетради контрольной в рабочую: здесь учитель отмечает ошибки, недочеты в содержании, более свободно распоряжается полями, где поясняет ученику, что необходимо исправить, а ученик знает, что эта оценка за сочинение первична, что он имеет время на правку работы, которую должен представить в компьютерном варианте в “портфолио”, этот вариант проверяется значительно легче, а оценка, как правило, удовлетворяет и учителя, и ученика (тетрадь в ее существующем виде можно сохранить лишь для 4-х контрольных сочинений).
Чтобы ликвидировать списывание, а работу с литературой сделать продуктивной, можно первоначально предложить учащимся писать сочинение только по предложенному учителем плану.
В соответствии с уровнем обученности
можно предлагать учащимся различный созданный
учителем дидактический материал, который по мере
выполнения также помещается в “портфолио”. Он
помогает сэкономить учебное время, подвести
ученика к осознанию темы, увеличить количество
оценок за творческие работы. Такой дидактический
материал может быть весьма разнообразным.
Ученику предлагается:
- темы сочинений и алгоритмы с заданием составить план и тезисы к нему;
- список тем с заданием определить жанры сочинений;
- высказывания замечательных людей с заданием выбрать подходящий эпиграф к заданной теме;
- добротно написанное сочинение без цитат с заданием подобрать соответствующие цитаты из произведения и критических статей;
- сочинение без вступления и заголовка (или заключения) с заданием: озаглавить сочинение и написать к нему вступление (или заключение);
- сочинение без заголовка и плана с заданием подобрать соответствующий заголовок и составить план;
- сочинение с выпущенными фактами с заданием восстановить пропущенные факты;
- схема сочинения с заданием наполнить схему тезисами (вначале согласно предложенному плану, а впоследствии согласно самостоятельно составленному плану);
- сочинение с заданием написать рецензию и т.п.
Основой для дидактического материала могут стать сочинения, помещенные в учебном пособии “Как написать сочинение”. Из опыта вступительных экзаменов в МГУ имени М.В.Ломоносова”, Москва, 2002 г.
Сами учащиеся считают такую работу интересной и результативной: их выбор будущей специальности становится гораздо шире, несмотря на профильный характер обучения в лицее (химия-биология-география), многие из них успешно поступают не только в медакадемии, где на вступительных экзаменах предусмотрено сочинение, но и в вузы юридического направления, педагогического, экономического и даже на журналистские факультеты, в том числе и в МГУ.
В результате такой работы к концу 11 класса у ученика остается созданное им “портфолио”, где собран весь опыт по написанию сочинений, работы за 8–11 класс; ученик уже подготовлен к осознанию тем, его не пугает их количество, он знает, что жанры сочинений ограничены, а его творческие способности – нет.
В настоящее время к печати готовится пособие для учителя и рабочая тетрадь для учеников 8–11 классов по данной теме.