Методическая разработка литературного часа.
Говорят, что любовь к Родине человек впитывает с молоком матери. К сожалению, жизнь показывает, что это не совсем соответствует действительности. Чувству патриотизма, знанию родной истории, гордости за свою страну надо учить, планомерно и целенаправленно воспитывать эти чувства с детства. И эта работа является одним из основных направлений деятельности библиотек.
Предлагаемая методическая разработка адресована библиотекарям, педагогам, руководителям детского чтения и рассчитана на проведение литературного часа “Помнит мир спасённый…” для учащихся начальной школы.
Данное мероприятие может быть организованно как собственными силами библиотеки, так и совместно с домом творчества, домом культуры, что будет способствовать расширению сотрудничества различных учреждений культуры.
Воспитание любви к своему Отечеству и пропаганда знаний о Великой Отечественной войне всегда занимают значительное место в деятельности учреждений культуры, но особое значение эта работа приобретает в год юбилея Великой Победы. Мы надеемся, что предлагаемая Вашему вниманию разработка окажется полезной для всех, кто работает с детьми младшего школьного возраста.
Цель мероприятия.
- Содействие воспитанию и повышению уровня культуры подрастающего поколения.
Задачи.
- Оказание помощи в патриотическом воспитании школьников. Пропаганда знаний о Великой Отечественной войне.
- Эстетическое развитие учащихся. Знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков.
- Содействие воспитанию любви к родному краю, интереса к культурной жизни Мурманской области. Знакомство с творчеством поэтов-северян и художников г.Североморска.
- Формирование потребности в пользовании библиотеками.
Читательский адрес.
- Данное мероприятие предназначено для проведения среди учащихся 1-4-х классов.
План проведения.
- “Вы этот мир спасли…”: литературная композиция.
- Творческая встреча с самодеятельным художником – автором пейзажей, посвящённых природе Мурманской области.
Оформление.
- Выставка литературы “Война глазами художника”.
- Выставка картин “Как прекрасен этот мир, посмотри…”.
- Репродукции картин советских художников.
- Пономаренко О. “Победа”.
- Юон К. “Парад Красной Армии 7 ноября 1941 года”.
- Алексеев А.Е. “Проводы”.
- Коржев Г.М. “Проводы”.
- Герасимов С. “Мать партизана”.
- Дейнека А. “Оборона Севастополя”.
- Оссовский П. “Салют Победы”.
- Лактионов А. “Письмо с фронта”.
- Харламов В. “Победа”.
- Для музыкального оформления литературного часа была использована песня “Капли датского короля” из кинофильма “Женя, Женечка и “Катюша”..
“Вы этот мир спасли…”
Сценарий литературной композиции
Великая Отечественная война была тяжелейшим испытанием для нашего народа. Это было время нечеловеческих страданий, время, потребовавшее огромных и кровавых жертв.
Однако, ребята, хоть это, возможно, покажется вам удивительным, многие участники войны вспоминали, что Великая Отечественная война была также временем удивительного душевного подъёма, ощущения высоты духа, сопричастности к чему-то великому и всенародному.
Музыка
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.Какая музыка
во всём,
Всем и для всех –
не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасём…
Ах, не до жиру – быть бы живу…Солдатам головы кружа,
Трёхрядка
под накатом брёвен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.И через всю страну
струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.Стенали яростно,
навзрыд,
Одной-единой страсти ради
На полустанке – инвалид
И Шостакович – в Ленинграде.
А.Межиров. [1].
И в кровавой мясорубке войны ещё нужнее, ещё дороже становились хорошая песня, прекрасная картина, красота окружающего мира. Всё, что напоминало людям о нормальной, мирной жизни, всё, что давало отдых душе и дарило надежду.
* * *
Негромкие песни военной поры,
Мы вас позабудем едва ли:
Какие пространства, какие миры
Вы нашим сердцам открывали!В землянках лесных,
на изрытых полях
Несли вы, вливаясь в беседу,
И память о штатских безоблачных днях,
И жгучую веру в Победу…
И.Смирнов. [5].
Именно поэтому воины с особой нежностью относились к таким осколкам мирной, довоенной жизни, стремились сберечь и защитить от огненного дыхания войны островки красоты и доброго домашнего уюта.
Царскосельская статуя
“Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила…”
Косоприцельным огнём бил из дворца пулемёт,
Мы, отступая последними в пушкинском парке
Деву, под звяканье пуль, в землю успели зарыть.
Время настанет --- придём. И молча под липой столетней
Десять сапёрных лопат в рыхлую землю вонзим…
“Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой”.
Льётся, смывая следы крови, костров и копыт.
В. Лифшиц. [5].
Это стихотворение было написано В.Лифшицем в 1943 году, в разгар Великой Отечественной.
И в этом же году, в полыхающем 1943-м, когда Победа была ещё так далека, наш земляк, военный моряк Дмитрий Ковалёв, создал прекрасное стихотворение, рисующее красоту нашего родного Заполярья и страшное несоответствие этой красоты и кровавых, жестоких боёв.
Хрустальное утро
Незаходящее солнце теплело
И начинало сиять над заливом.
Всё ликовало, неслышимо пело
В ясном покое небоязливом.
Гладь, как в пушке, золотилась, сверкая,
Словно вовек не таившая риска.
Над тиховодьем прозрачность такая,
Что отдалённое видится близко.
И навевает с природой сближенье
Мысли о том, что война так нелепа.
Чайки спускались, как ангелы с неба,
И целовали своё отраженье.
И расходились от их целованья,
Зыбля зеркальность, круги синевато.
Было беспечным моё любованье –
Словно опасностью глубь не чревата.
Из высоты глубочайшей, из дальней
Близости этой, молчащей так мудро,
Всё озаряло: не помню хрустальней
В прошлом и в будущем летнего утра.
Д. Ковалёв. [3].
Да, ребята, наш край удивительно красив. Недаром говорится, что Север очаровывает человека, навеки привязывает к себе его душу. Неслучайно, сотни писателей, художников, поэтов признаются в любви к нашему Заполярью и стремятся запечатлеть суровое очарование Севера.
Красота Заполярного края
Красота ты моя, красота,
Красота Заполярного края,
До чего ты прекрасна, добра и проста,
Красота ты моя золотая.Красота белоснежных ковров,
Тёмно-серых, обрывистых скал,
Постоянных холодных ветров.
Здесь я счастье своё повстречал…
В. Козельский. [4].
Это написал наш земляк Виктор Козельский. Ему вторит другой поэт-северянин – Михаил Зверев.
Раннее лето. Север
Север.
В ожерелье морошки неспелой
розовой,
похожей на клевер.
Озеро –
осколок неба среди сопок
в распадке.
Утреннее.
Тундровое.
Раннелетнее.
Круглое, словно блюдце,
и такое же гладкое.
Не шелохнуться
травинки в распадке.
Солнце,
не заходящее круглые сутки,
подобно огню.
Сердце
бьётся через равные промежутки.
Скерцо
листьев,
деревьев, травы на сопках.
Бессонно-светлая ночь
размеренно
Уступает место
такому же светлому дню.
Северному.
М. Зверев. [2].
Многие воспевали красоту и величие нашего края. Однако, любуясь тем, что нас окружает, глядя на это ясное небо, ослепительно синее море, суровые сопки, мы всегда должны помнить, что эту красоту для нас спасли наши деды и прадеды --- воины Великой Отечественной.
Это они, в кровавых и страшных боях, не щадя своей жизни, отстояли наше право жить, смотреть на мир, видеть великое чудо жизни, которое нас окружает.
Заполярный, родной
Край ты мой Заполярный, родной,
Край суровый, далёкий и близкий,
Край морошковый, вьюги шальной,
Край воды ледяной и скалистый.
Край озёр, леденящих ветров,
Край болот и седых валунов,
Край лесов и прекрасных цветов,
Край брусники, редчайших грибов.
Край снегов и щадящих морозов,
Необычных сияний, полярных ночей,
Край безмолвных гористых узоров,
Край безбрежных, глубоких морей.
Как прекрасен наш мурманский край,
Как прекрасны живущие в этом краю.
Смело в завтра шагай и в веках процветай,
Честь и слава твоя --- только в вечном бою.
В. Козельский. [4].
Так давайте же, ребята, будем помнить нашу историю, беречь красоту родной природы и ценить возможность мирно жить на своей земле, которую нам подарило поколение, прошедшее Великую Отечественную войну.
“Война глазами художника” (макет выставки литературы)
Я это видел!
И.Сельвинский.
- Великая Отечественная война: 1941 – 1945: Энциклопедия для школьников / Сост. И.А.Дамаскин, П.А.Кошель; Вступ. ст. О.А. Ржевского. М.: ОЛМА-Пресс,2001. 447 с.: ил.
- Зайцев Е.В. Художественная летопись Великой Отечественной / Е.В.Зайцев. М.: Искусство, 1986.496с.:ил.
- Иллюстрированная история СССР / В.Т.Пашута, Б.С.Итенберг, К.Н.Тарновский и др. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 1987. 509 с.: ил.
- Нурок А.Ю. Мастера советской станковой графики / А.Ю. Нурок; Академия художеств СССР.- М.: Изд-во АХ СССР, 1962. 76 с.: ил. ( Б-ка по изобразительному искусству для народных ун-тов культуры, художественной самодеятельности и школьных библиотек).
- Прокурова Н.С. “Война…обнажает характер человека” / Н.С. Прокурова, Л.И. Косивцева // Уроки литературы. 2004. № 4. С. 3-6.
- Русские художники: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука, 2000. 864 с.: ил.
- Фенина С.В. Беседы о русских художниках / С.В.Фенина. М.: Рус. яз., 1990. 214 с.: ил..
- Чураков А. Без суда и следствия…/ А. Чураков // Родина. 2003. С. 67-71.
- Энциклопедия для детей: История России: ХХ век. Т.5. Ч.3 / Сост. С.Т. Исмаилова. М.: Аванта+, 1996. 672с.: ил.
“Как прекрасен этот мир, посмотри…” (макет выставки картин)
- “Предзимье” (камень, темпера).
- “На прогулке” (оргалит, темпера).
- “Взморье” (дерево, темпера).
- “Сон о зиме” ( оргалит, темпера).
- “Сон об осени” ( оргалит, темпера).
- “Зачарованный уголок” ( оргалит, темпера).
- “Старая школа” ( оргалит, темпера).
- “Лестница” ( оргалит, темпера).
- “Ликующий полдень” ( оргалит, темпера).
- “Небо” ( оргалит, темпера).
- “ В осенних сумерках” ( оргалит, темпера).
Список использованной литературы
- Гражданская лирика советских поэтов / Сост. А.М. Турков; Ил. Л.П. Дурасова. М.: Дет. лит.,1982. 687 с.: ил. (Б-ка мировой лит. для детей; Т. 28).
- Зверев М. Как жизнь…: Стихотворения разных лет / М. Зверев. Североморск; Пенза: Изд-во ПГПУ им. Белинского, 2002. 108 с.
- Ковалёв Д. Море, море!…: Стихи / Д.Ковалёв. Мурманск: Мурманское кн. изд-во,1976. 158 с. (Подвиг).
- Козельский В. Край Заполярный, родной: Сборник стихов. 2-е изд., доп.Мурманск: МИПП “Север”, 2001. 156 с.
- Песня Победы: Стихотворения / Вступ. ст. и сост. В.Азарова; Рис. В.Бродского. Л.: Дет. лит.,1985. 160 с.: ил.