Данное интегрированное мероприятие проводилось в рамках Интеллектуальной гостиной для общественности, учителей и старших классов общеобразовательной школы с участием преподавателей и учащихся детской музыкальной школы с исполнением вокальных и инструментальных пьес. Представленный материал выполняет познавательную и воспитательную функции и может использоваться как урок по внеклассной работе в учреждениях культуры и образования под рубрикой «Воспитание красотой».
Предварительная работа:
- подготовка пьес (вокальных и инструментальных) к «живому» исполнению;
- работа с чтецами (целесообразно выбрать мальчиков) над выразительным прочтением стихотворений;
- проведение школьного конкурса на лучший рисунок «Моя мама».
Ход мероприятия
(Аудитория оформлена наглядными пособиями с портретами и высказываниями, посвященными женщинам в различные эпохи, а так же рисунками на тему «Моя мама».)
Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского (из балета «Щелкунчик»).
Чтец:
Еще не слышна песнь ручья,
Не льется жаворонков трель,
Но солнце ярче, и капель
Вещает нам: «Идет Весна!»
Звучит романс «Весенние воды» С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева.
Чтец:
Все начинается с женщины!
Веселье, смех, дуэли, разочарование, любовь, забота. Тепло и боль…
Все это из-за Вас и для Вас, наши дорогие!
В каком бы Вы ни были возрасте –
Вы всегда будете оставаться лучшей половиной человечества.
Чтец:
Друзья мои! Мы снова открываем
Врата святые в Просвещенья храм.
И, словно руки, души простираем
К познаниям - божественным дарам.
Мы, как молитву, обращаем слово
К женщине…
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь…
Прислушаемся к мудрости былого…
Ведущая: 20-летний Пушкин впервые встретился с 19-летний Анной Керн в Петербурге. Она произвела на юного поэта большое впечатление. Через 6 лет, в июне 1825 года, Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тетушке Осиповой. Пушкин в это время жил в Михайловском, отбывая ссылку, и часто приходил к Осиповым. Встреча с Анной произвела на Александра Сергеевича огромное впечатление. Душе поэта «настало пробужденье» - пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных в многолетнем изгнании.
Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, замертво падали на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки:
Чтец:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь,
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Ведущая: Грустные и нежные воспоминания, торжественный взлет радости и восторга прекрасно воспроизвел русский композитор Михаил Иванович Глинка в музыке своего одноименного романса, написанного уже после смерти Пушкина и посвященного Екатерине, дочери Анны Петровны Керн.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на стихи А.Пушкина.
Ведущая: 1831 год. 18 февраля. Москва. В церкви Святого Вознесения, что у Никитских ворот, Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова были обвенчаны. Поэт пишет другу П.А. Плетневу:
Чтец: « Я женат – и счастлив… Женка моя прелесть не по одной наружности»[1].
Ведущая: А вот строчки из письма к жене:
Чтец: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще больше твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко»[2].
Ведущая: И своей милой женке Пушкин посвящает стихотворение «Мадонна»:
Чтец:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущая: Федор Иванович Тютчев, окончив Московский университет, в начале 1822 года поступает на службу в государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев он был назначен сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. Здесь он познакомился с баронессой Амалией Крюденер, влюбился в очаровательную женщину и посвятил ей стихотворение:
Чтец:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай…И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Ведущая: Они расстались, чтобы через 47 лет встретиться вновь в Карловых Варах, куда Тютчев и Амалия приехали лечиться на воды.
Чтец:
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило…
Ведущая: Последние годы поэта были омрачены утратами, болезнью, а эта встреча задушевная,…А эти милые черты…
Чтец:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Ведущая: Долгое время автор романса, положивший на музыку это стихотворение, был неизвестен. В 1988 году в нотных хранилищах Ленинграда и Москвы были найдены ноты романса русского композитора Леонида Малашкина «Я встретил вас», изданные в Москве в 1881 году тиражом не более трехсот экземпляров. Немудрено, что этот крошечный тираж не только мгновенно разошелся, но и за целый век (век!) потерялся, исчез в океане нотных публикаций. А вместе с нотами кануло в Лету и имя композитора.
Звучит романс «Я встретил вас» Л. Малашкина на стихи Ф.Тютчева.
Ведущая: Прошло чуть более 160 лет с тех пор, как появилось одно из самых популярных сочинений немецкого композитора – романтика Роберта Шумана – «Альбом для юношества». История создания тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана. Будучи отцом большого семейства, он не вполне был доволен детским репертуаром занятий на фортепиано. Шуман взялся за сочинение пьесок (вроде альбома) исключительно для детей. И первые пьесы «Альбом для юношества» были написаны как подарок ко дню рождения дочери Марии, которой 1 сентября 1848 года исполнилось 7 лет. Затем сочинялись пьесы для более старшего возраста. И в декабре 1848 года весь цикл из 43 пьес был опубликован.
Звучит пьеса «Весенняя песня» Р. Шумана (фортепиано).
Ведущая: Время летит очень быстро, один день сменяется другим, годы идут чередой, и на смену одному столетию приходит другое, со своими радостями и бедами.
В 1902 году в жизни русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова произошло важное событие: женитьба на Наталии Сатиной. Чтобы было чем «попам заплатить» и повезти молодую жену в свадебное путешествие, в апреле композитор приехал в Ивановку и за две недели (с 6 по 20 апреля), на одном творческом дыхании, написал 11 романсов и десять прелюдий для фортепиано. Сочиняя музыку, Рахманинов испытывал на себе огромное благотворное влияние окружающей природы Тамбовского края. Это был особый, неповторимый мир, куда композитор стремился на протяжении 28 лет (с 1890 по 1917 год) каждую весну, лето и осень. Сергей Васильевич писал другу:
Чтец: «Здесь все спокойно и тихо… И не могу тебе сказать, до чего хорошо здесь себя чувствую!.. Был бы очень счастлив, если б удалось здесь пожить подольше…»[3].
Ведущая: Среди романсов особенно очаровательны романс «Здесь хорошо» и «Сирень». «Здесь хорошо» - миниатюра, в которой всё вызывает состояние душевного покоя: и тишина, и цветные ковры лугов, и сосна, и небо с белеющими облаками, и река.
Звучит романс «Здесь хорошо» С.Рахманинова на стихи Г.Галиной.
Романс «Сирень» отличается светлым колоритом красок, лёгким, воздушным звучанием. В романсе выражены три образа: цветущая сирень, раннее свежее утро и душевное состояние человека, ищущего отраду в общении с природой.
Чтец:
Какая музыка была!
Какая музыка звучала…
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звучит романс «Сирень» С.Рахманинова на стихи Е. Бекетовой.
Ведущая: Особая доля выпала на русскую женщину. Она провожала на битву мужей и сыновей, вела хозяйство, растила детей, лечила раненых. Оплакивала убитых.
Осенью 1912 года на тихой Гимназической улочке в Тамбове (возле нынешнего завода «Революционный труд») родился известный марш «Прощание славянки», который до сих пор почитаем и любим не только в России, но и за рубежом. А в настоящее время является гимном Тамбовской области. Спустя полвека автор этого марша, штаб – трубач Василий Агапкин писал:
Чтец: «Марш «Прощание славянки» был мною написан накануне 1-й мировой войны, под влиянием событий на Балканах… Марш посвящен женщинам – славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту Родины. В мелодии отражено лирически-мужественное прощание. Я преследовал цель, чтобы она была проста и понятна всем. Марш - патриотический, исполнялся и в гражданскую, и в Великую Отечественную войну» [4].
Звучит марш «Прощание славянки» В.И. Агапкина.
Ведущая: Каждого бойца все долгие четыре года войны ждала мать, жена, невеста. Фронт и тыл делали все возможное, чтобы победить врага. Женщины заменяли у станков и на полях мужчин, отцов, старших братьев. На передовую приходили от них письма, такие желанные для солдат. Солдаты писали им о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, мечтали о победе. Было сложено немало стихов и песен, в которых люди черпали душевные силы и оптимизм.
Поэтому особенно тепло были приняты первые лирические песни – обращения к любимым: «Землянка», «Огонек», «Синий платочек» и другие.
И каждый сражался за Родину, за свой «синий платочек», за возвращение того чудесного мирного времени.
Звучит песня «Синий платочек» Е. Петербургского на стихи М. Максимова.
Чтец:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущая: Отгремели победные залпы, вернулись домой солдаты, наступило мирное время. Наше поколение чтит память о погибших. Послушайте стихотворные строчки Анастасии Челюбеевой, ученицы 10 б класса школы № 9 г. Тамбова:
Давайте вспомним эти дни,
Когда свистели пули грозно.
Люди испуганы, в крови,
В глазах одни лишь только слёзы.Давайте вспомним и почтим
Их память данною минутой.
Мы постоим, мы помолчим,
Подумаем, как было трудно.Вперёд, вперёд им всем идти –
Больным, измученным, голодным…
Давайте помнить эти дни.
Давайте просто, просто помнить.
Чтец:
Затихли военные годы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны березы
Как память о прошлом хранят.
Ведущая: В России издавна существует обычай: возле могилы погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. В любом уголке России можно встретить березку. В селе Покрово – Пригородное, что на Тамбовщине, на месте старой школы в 1995 году был открыт памятник «Скорбящая мать» (как часть ансамбля парка памяти, архитектор Горбунов) в честь погибших односельчан. Именно отсюда в 1941 году по призыву ушли 580 жителей села защищать честь и свободу Родины – матери. С полей сражений не дождались своих сыновей 280 матерей.
Чтец:
Насыщен болью,
нестерпимой, острой,
знаменный шёлк,
упавший до земли…
Умолк оркестр
И траурные звёзды
С небес
На землю тихую
сошли.
Трава и та, казалось,
побледнела.
Насупились седые облака.
…Мать вскрикнула
и вдруг… окаменела.
Окаменела в скорби
на века.
В. Кузнецов
Ведущая: Опять весна на белом свете…
Чтец:
О, как прекрасно слово «Мама»!
Всё на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.
Просмотр рисунков учащихся на тему «Моя мама» и прослушивание музыкальных произведений в исполнении учащихся музыкальной школы: песни «Мама» В. Гаврилина, сл. А. Шульгиной, пьес «Мама» В. Коровицына или П. Чайковского на фортепиано.
Чтец:
Ты - женщина-цветок, источник света!
Таинственна, нежна, прекрасна и горда,
Ты - пламя очага, тепло весны и лета,
Ты - свет, что на земле не гаснет никогда!
Чтец:
Пусть женственность и красота
С тобой, как можно, дольше будут.
Ведь что для женщины года,
Когда её все ценят, любят.
Желаем радости тебе
И счастья, светлого, большого.
Успехов в жизни и труде.
Быть чуткой, доброй и здоровой.
Ведущая:
С праздником светлым,
С праздником ясным,
С праздником нежным,
Чудесным, прекрасным,
С праздником ласки,
Любви и внимания,
С праздником женского очарования!
Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского (из балета «Щелкунчик»).
Список использованной литературы:
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Письма 1831-1837. / под общ. ред. Д.Д. Благого, С.М. Петрова. М.: Правда, 1954. Т. 9. С. 12, С. 14.
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Письма 1831-1837. / под общ. ред. Д.Д. Благого, С.М. Петрова. М.: Правда, 1954. Т. 9. С. 68.
- Емельянова Н. Н., Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центр.- Черноземное кн. изд – во, 1977, стр. 96
- В. К. Степанов «Неувядаемый марш», Центрально – Черноземное книжное издательство, Воронеж, 1984,стр.31-32.