Литература
-
Пословицы и поговорки 2014
Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
-
Пословицы – жемчужины русского языка 2011
В статье рассмотрен вариант урока-конкурса. Целью данного урока является формирование умений понимать обобщающий смысл пословиц и поговорок и использовать их в своей речи, воспитание у учащихся трудолюбия, доброты, честности, любви к Родине.
-
Посмеемся вместе с А.П. Чеховым. 5-й класс 2011
Цель урока – углубить и расширить представление учащихся о творчестве А.П. Чехова, особенностях его писательского мастерства; выработать навык анализа текста художественного произведения, научить видеть красоту, меткость Чеховского слова, авторское отношение к человеческим недостаткам.
-
Поспешим на бал 2011
Разработка посвящена 200-летию со дня открытия Царскосельского Лицея, включает материал об истории Царскосельского Лицея, о лицейских преподавателях, лицеистах. Отдельные задания позволяют учащимся продемонстрировать умения в сочинении акростихов и стихотворений-посвящений. Форма мероприятия – бал, но не обычный, а с интересными заданиями.
-
Постигая грамматику любви… 2013
Личности Д.С. Лихачева в школьной программе уделено не так уж много внимания. А жаль. Очень трудно оценить то место, какое он занимает в нашей культуре, в нашей духовной жизни. Важно не столько оценить научные достижения Лихачева, сколько понять, в чем его значение, чем он стал так дорог и интересен многомиллионной аудитории. Уроки, где происходит встреча с искусством, - это всегда уроки-размышления о жизни, о времени, о себе. Уроков сопереживания нет в программе, но без них нет воспитания.
-
Постигая тайны мастерства… (о поэзии Ф.И. Тютчева) 2008
Познакомить с личностью, творчеством Тютчева можно через организацию активной познавательной деятельности учащихся на уроке. Одной из таких форм является творческая работа в группах, цель которой - изучение литературоведческого материала и первоисточников.
-
Постмодернизм в современной русской литературе. "Настоящая, яркая, интересная жизнь" (по рассказам Татьяны Толстой "Факир", "Соня", 11-й класс) 2010
Данный урок позволит учителю подготовиться к занятиям по новейшей современной литературе в 11-м классе. В содержании урока раскрываются понятия "постмодернизм", "реминисценция", "овеществление"; дан анализ рассказов Татьяны Толстой "Факир", "Соня", краткая биография автора.
-
Построение понятия «Анализ литературного произведения» через интерпретацию картины К.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» 2019
Цель урока: самостоятельная выработка алгоритма аналитической работы с произведением искусства. Навыки аналитического мышления, которые в данном случае развивает литература, пригодятся любому человеку в любой области человеческого знания и деятельности.
-
Потери и победы Герасима (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") 2010
Данный урок раскрывается на примере истории богатыря Герасима, где дети могут при анализе произведения увидеть, как страшен мир крепостной действительности, и веру автора в будущее родного народа, в его силу, талантливость, доброту и способность преодолевать любые преграды.
-
Поурочное планирование изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе на основе осмысления нравственных философских категорий классического текста 2009
Статья посвящена поурочному планированию изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
-
Поурочное планирование по драме А.Н. Островского "Гроза" 2009
Материалы, представленные в разработке, кроме поурочного планирования, конспектов уроков, дают много дополнительного материала, который с успехом можно использовать на уроках литературы. Система уроков составлена с учетом базовых компонентов литературного образования и содержит различные типы заданий.
-
Почему не состоялось счастье между Татьяной Лариной и Евгением Онегиным? (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин") 2023
Цели урока: рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа; закончить прочтение романа; развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения; развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
-
Почему так важно читать? 2018
Научиться читать – одна из главных задач, которая стоит перед учащимися начальной школы. Чем раньше ребенок овладеет техникой чтения, тем легче ему изучать все другие предметы, предусмотренные программой. Интерес к чтению нужно воспитывать в учащихся не только для того, чтобы они стали умными людьми, а главным образом для того, чтобы дети выросли добрыми, открытыми, умели понимать окружающих людей, сопереживать и помогать.
-
Почитай отца и матерь свою…» (на материале библейского сюжета о Ное, рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и В.Осеевой «Бабка») 2012
Цель урока: истолкование библейской заповеди; использование библейского сюжета с целью раскрыть содержание слова «хам» через его образную конкретизацию; выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.
-
Поэзия А.Фета на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста 2007
В основе анализа поэтического текста лежат несколько параметров: ритм, композиция, художественные образы, языковые уровни, языковые средства выразительности, тема, идея. Наиболее продуктивен композиционный анализ текста. Что такое композиция? Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. На уроках литературы, посвященных анализу поэтического текста, я использую разнообразный дидактический и раздаточный материал: схема анализа поэтического текста, карточка-помощница, средства художественной изобразительности, "Вверх по лестнице смыслов", тексты стихотворений и т.п.
-
Поэзия Великой Отечественной войны "Мы мир сумели отстоять" 2012
Урок знакомит с поэтическими произведениями, пробуждает интерес к истории войны, вызывает у учащихся размышления о прочитанном, душевный отклик, осознание ценности жизни человека.
-
Поэзия Владимира Высоцкого в 7-м классе. Владимир Высоцкий: "вечное" и "преходящее" 2009
В учебном комплексе «Школа-2100» для чтения даны статья С.Высоцкого «Жил и пел для нас» и стихотворение В.Высоцкого «Я не люблю», которые позволят определить «систему жизненных ценностей» легендарного поэта. На уроке-исследовании ученики знакомятся с поэтическим миром В.Высоцкого, что в 9-м классе поможет сопоставить стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и В.Высоцкого «Памятник», а в 11-м классе составить представление о его эстетическом идеале.
-
Поэзия войны 2008
Форма изучения материала ИКТ обоснована, так как оживляет коммуникативную деятельность учителя и ученика, повышает эффективность и практическую значимость изучаемого материала. Особый эмоциональный настрой создаёт музыка, сопровождающая показ слайдов, нацеленная на усвоение поэзии, посвящённой ВОВ.
-
Поэзия времен Великой Отечественной войны (11-й класс) 2010
Цель урока – углубление знаний учащихся о войне 1941-1945 гг.; ознакомление учащихся с разнообразием и глубиной поэзии времен войны; выразительное чтение стихотворения, выступление перед аудиторией.
-
Поэзия второй половины XX века. "И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души" (Ю.Визбор) 2012
Урок знакомит учащихся с историей развития бардовского движения и рассказывает о следующих этапах развития самодеятельной песни: зарождение авторской песни (1930-е годы), развитие жанра в 50-е, 60‒70-е годы, тема Великой Отечественной войны, современная авторская песня.
-
Поэзия Горного Алтая. 7-й класс 2012
Цель урока: знакомство с легендами, поэтами, поэзией Горного Алтая; развитие умения выразительно читать лирические произведения; развитие навыков монологической речи; воспитание любви к родному краю.
-
"Поэзия женской души". Творчество нашей современницы Риммы Казаковой. Урок литературы в 11-м классе 2008
Данный урок знакомит учащихся с этапами творческого пути Риммы Казаковой, дает представление об основных особенностях художественного мира поэтессы, освещает роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века; на примере стихотворений Риммы Казаковой учащиеся совершенствуют умение анализировать поэтический текст.
-
Поэзия и духовность 2012
В статье анализируются такие понятия, как «поэзия» и «духовность», их неразделенность и взаимосвязанность. Автор исходит из того, что духовность – философское понятие. Прослеживаются этапы развития понятия духовность в литературе от Крещения Руси и изобретения славянской письменности до литературы XX века.
-
Поэзия как особое переживание мира. 2-й класс 2011
Урок литературного чтения по системе развивающего обучения Л.В. Занкова служит совершенствованию умения воспринимать выразительно-изобразительные средства языка в соответствии с их назначением в художественном произведении на материале стихотворения С.А. Есенина «Зима».
-
Поэзия М.И. Цветаевой 2010
На уроке учащиеся исследуют язык поэтических текстов М.И. Цветаевой, опираясь на её биографию. Урок прививает любовь и интерес к поэзии, показывает величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которые мастерски использует М.И. Цветаева.
-
Поэзия Николая Гумилева 2012
Урок формирует знания учащихся по творчеству Н.Гумилева и развивает познавательный интерес к литературе, искусству, а также эстетический вкус.
-
Поэзия периода "оттепели" 2014
Цель урока: показать роль поэзии периода “оттепели” в общественной жизни страны; дать краткий обзор-характеристику поэзии “шестидесятников”.
-
Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер». Поэтическое изображение родной природы 2016
Цели урока: знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения и выполнять их устный и письменный анализ; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
-
Поэзия С.Есенина – ответ на вызов времени 2011
Данная работа посвящена 150-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина – выдающегося русского поэта. Гражданская позиция автора в том, что наибольшие перспективы воспитания прочного, глубокого, осознанного патриотизма у современной молодежи открывает последовательное, многолетнее, систематическое выращивание чувства собственной причастности к великой русской культуре.
-
Поэзия Серебряного века 2012
Представленный материал ‒ основа для восприятия и понимания творчества поэтов Cеребряного века. Результатом работы трех групп учащихся стали презентации литературных течений модернизма, включающие определение, историю возникновения и особенности каждого течения, биографические сведения о символистах, акмеистах, футуристах.