Поисковая деятельность на уроках литературы при изучении художественных произведений

Разделы: Литература


Современный учитель, размышляющий над тем, чему и зачем он учит, осознает: нужно не только дать знания, сформировать умения и навыки, но и развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Я стараюсь выстраивать работу на уроке так, чтобы ребята больше думали и говорили, чтобы активнее формировалось их мышление и речь. Из опыта работы знаю, что самыми прочными являются не те знания, что получены в готовом виде и зазубрены, а те, что открыли сами дети и выразили по-своему.

На уроке литературы, как и на любом другом, на мой взгляд, активизации самостоятельной деятельности учащихся по осмыслению художественного произведения может способствовать поисковая деятельность учащихся.

Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:

  • работа с текстом;
  • выбор цитат;
  • анализ текста:
  • целостный анализ,
  • анализ эпизода,
  • сопоставительный анализ;
  • выявление художественных особенностей текста.

Суть поискового метода на моих уроках заключается в том, что я разделяю учебную проблему на отдельные задачи, и учащиеся выполняют шаги по поиску их решения. Решение каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего процесса решения осуществлять должен учитель. Поставленная на уроке проблема решается в процессе поисковой беседы. Справедливо будет заметить, что вести такую беседу, нередко перерастающую в дискуссию, достаточно трудно. Важно помнить, что главное – не получение от школьников быстрого и правильного ответа (тем более что многие из вопросов однозначного ответа не имеют), а организация самого процесса творческого мышления школьников, поиск путей решения вопроса, логический анализ ситуации.

Я продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны вызвать у учащихся целенаправленный мыслительный поиск. К каждому вопросу я советую ученикам собирать материал, собранную информацию мы оформляем в виде схем. Учитель может придумать косвенные подсказки и наводящие вопросы, может сам подытожить главное, опираясь на ответы учеников. Задача учителя – привлечь ученика к сотрудничеству.

Например, при разборе повести А.И. Куприна “Олеся” в 11 классе мы размышляли над таким вопросом: “Иван Тимофеевич – человек добрый, но слабый. Верно ли такое высказывание?” (Учащиеся рассуждали, приводили примеры, доказывали текстом). Затем все свои рассуждения оформили в виде схем и таблиц. (Смотри схемы и таблицы ниже)

Поисковая активность - одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

Поисковая деятельность подготавливает переход к самостоятельной исследовательской деятельности. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в написании творческих работ. Важен тот материал, который собрали сами дети в результате поисковой деятельности. Важно не растерять этот материал, скопить его, систематизировать. Итогом работы над произведением является написание сочинения. В основе сочинения и будет тот материал, опорные схемы, отражающие работу во время поисковой деятельности учащихся. Каждая схема – это раскрытие мысли, результат проделанной работы, это личность ученика, его восприятие прочитанного.

Иван Тимофеевич – человек добрый, но слабый (ученица 11 класса Екатерина К.)

Добрый по отношению к людям:

Ярмола и Иван Тимофеевич

Олеся и Иван Тимофеевич

Проявление слабости:

“Своему слову не господин...”

“Не властен над собой”

Сомнения в будущем

Подавил в себе предчувствие беды

“Доброта ваша не хорошая, не сердечная” (ученик 11 класса Станислав В.)

Неискреннее и равнодушное отношение к Мануйлихе.

Отношение Ивана Тимофеевича к желанию Олеси пойти в церковь.

Страх: вдруг что-то случится.

Но не догнал, не отговорил девушку.

Мысли о женитьбе: боязнь потерять Олесю и страх, что женитьба на этой девушке – “дерзкий вызов обществу”.

Слова Олеси о том, что расставание предначертано судьбой, вызвали эгоистическое возмущение: “ А я как же?”

Выводы. По легкомысленному увлечению Иван Тимофеевич делает Олесю своей любовницей; по капризу побуждает пойти девушку в церковь. Он легко смиряется с тем, что несчастную Олесю избили до полусмерти бабы и мужики, считая колдуньей. Можно сказать, что он равнодушен ко всему, что не касается его эгоистического наслаждения красотой и преданностью юного неиспорченного существа.

“Доброта ваша не хорошая... Сердце у вас холодное, ленивое” (ученица 11 класса Мария К.)

Кажется, Иван Тимофеевич безоглядно отдается любви. Но любовь не мешает внести определенность: “придётся выбирать между бабушкой и мной...” Способность отмахнуться от того, что нарушает его душевное спокойствие. Знает нравы местных поселян, понимает, чем может обернуться решение Олеси пойти в церковь

Вывод. Чувства Ивана Тимофеевича оказались слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь. Может быть, не было той настоящей любви, которая затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и горести.

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича (ученица 11 класса Александра С.)

Олеся Иван Тимофеевич
Любовь Олеси - сильное, самоотверженное чувство. По сравнению с любовью Олеси любовь Ивана Тимофеевича кажется маленькой и эгоистичной.
Олеся гордится своим чувством и не считает нужным скрывать его. Иван Тимофеевич старается скрыть свои визиты в лес и отношения с Олесей. Правда, для себя он объясняет это желанием уберечь Олесю от людской молвы.
Счастье, чувство Ивана Тимофеевича для Олеси превыше всего. Не считается с интересами, чувствами Олеси (церковь, замужество, бабушка).

Вывод. Олеся способна на более сильные чувства, чем ее избранник. Для героини любовь стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство сберечь не смог и не захотел.

(см. приложение Презентация к материалу)