Попытка внимательного прочтения стихотворений О.Э. Мандельштама

Разделы: Литература


Тема урока: Попытка внимательного прочтения стихотворений О.Э.Мандельштама.

Тип урока: традиционный.

Цели урока:

  • Образовательная: приобщить учащихся к богатству творчества О.Мандельштама.
  • Воспитательная: формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих осмысление художественных ценностей поэзии О.Мандельштама.
  • Развивающая: развить художественно-творческие способности, воображение, эстетическое чувство учащихся, воспитать их эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного текста стихотворений О.Мандельштама.

“Попытка внимательного прочтения стихотворений О.Э.Мандельштама”

Мы продолжаем говорить об Осипе Эмильевиче Мандельштаме, о своеобразии его поэзии, поисках его лирического героя. Сегодня перед нами стоит трудная задача попытаться проанализировать несколько стихотворений поэта, относящихся к разным периодам его творчества, попытаться разгадать феномен поэтической личности Мандельштама. Ахматова писала: “Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют поэзией Осипа Мандельштама”. Поэтому тему урока я обозначила так: “Попытка внимательного прочтения стихотворений Мандельштама”. Напомните, какие периоды выделяют в творчестве поэта?

Три: 1 – 1908-1916 гг., 2 – 1917-1928 гг., 3 – 1930-1937 гг.

Спасибо. Одним из домашних заданий прошлого урока было задание прочесть стихотворения первого периода. С какими из них вы сумели познакомиться? Что затронуло, задело, может быть, удивило вас при восприятии этой лирики?

Прочитано стихотворения “Звук осторожный и глухой...”, “Нежнее нежного...”, “На бледно-голубой эмали...”. В них настроения вдумчивой тишины, акварельной нежности сущего.

Удалось почувствовать символистское “недоумение” перед телесностью в стихотворении “Дано мне тело – что мне делать с ним...”, а в стихотворении “Как кони медленно ступают…” возникло ощущение нескончаемости и многозначительности печали, ее растворенность в человеке и природе. И вообще само пространство стихотворений – сумрачное, холодное, осиротелое, немое; состояние души лирического героя – ощущение потерянности, некоторой аморфности, неадекватности: неужели я настоящий и действительно смерть придет? в стихотворении “Скудный луч холодной мерою...”.

Это можно рассматривать как наследие символизма. Теперь попытаемся анализировать стихотворение “Отравлен хлеб, и воздух выпит...”, написанное в 1913 г. Стихотворение у вас на столах, я читаю вслух, вы – про себя (читаю наизусть). Задайте вопросы о непонятном. (На развороте доски значения слов наитие, бедуины, колчан, Иосиф) Сегодня на уроке будет много мифологических и библейских имен и событий, поэтому я попросила ребят подготовить некоторый справочный материал. (Библейскую историю Иосифа рассказывает учащиеся)

Посмотрите, какая первая особенность, встретившаяся нам до того, как мы начали работать с текстом: Библейская история Иосифа отсылает нас ко времени до Рождества Христова, в Иудейскую землю. Иосиф, проданный в Египет за 20 серебряников, стал прообразом Христа, проданного Иудой за 30 серебряников. И так же как Иосиф потом простил своих братьев за предательство, так и Христос простил весь народ за предание его на распятие. Бедуины будут жить много позже Библейского Иосифа. И все это – история человечества, упомянутая в строфах одного стихотворения. Для чего?

Наверное, чтобы читатель смог понять, что все события человеческой цивилизации – это реальность, суетность, некая приземленность и ей противостоит нечто большее, граничащее с чем-то всеобъемлющим. Поэтому сразу бросаются в глаза два тире в 3 и 4 строфах. Это дает нам возможность разделить это стихотворение на две смысловые части: 1 и 2 строфы – первая часть, 3 и 4 строфы – вторая часть.

А что еще вы ощутили, услышали, почувствовали при чтении стихотворения?

Присутствие чего-то очень резкого, противопоставленного дискомфортного, далее режущего слух в начале стихотворения (1 строфа). Чего-то напевного, далее сонного, смутного в середине стихотворения (2 строфа), и чего-то очень важного, высокого, свободного, дающего ощущение пространства, вселенского масштаба – в конце (3-4 строфы). Помог почувствовать это прием звукописи.

Отравлен хлеб, и воздух выпит… Пространство, звезды и певец…
Звуки: /тр. х, пт, вр, ф, п`т, ыф, тн/ Звуки: / т`ир, лч`и н`, ан, н`а, рас, ли`н, гр, з, дл, лн,пр, ц, зв, в`эц /
Трудно раны Врачевать
Проданный в Египет сильнее тосковать Под звездным небом
Смутно пережитом Слагают вольные былины
Потерял Для наитий
Все исчезает Рассеивается туман
  Подлинно поется
  Полной грудью

Мучения, страдания, боль, одиночество, смерть              Исцеление, простор, освобождение, открытие, радость…

БЫТ – БЫТИЕ

Все это переживает лирический герой.

А как в этих строфах развивается поэтическое чувство самого поэта-автора?

Через вдохновение и творчество автор от бытового, земного переходит к возвышению, совершенствованию, гармонизации, одухотворению, если мыслить ассоциативно, что представляют собой эти понятия: БЫТ— БЫТИЕ? Может быть, это некая плоскость, или точка, восходящая вверх, ввысь, ширясь, как воронка. Кроме того, приходит мысль, что поэт для Мандельштама – строитель, зодчий. В поэтическом слове заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля.

Действительно, для Мандельштама основа жизни человеческой цивилизации – единство культурных основ. Их разрыв грозит озверением и варварством. Об этом стихи, включенные в первый сборник поэта “Камень”. Но более глубоко эта идея раскрывается в стихах 1916–20-х. годов, составивших сборник “Tristia”, который стал новым этапом в развитии поэтики Мандельштама.

Если для поэтики “Камня” характерна архитектурная точность, вещественность, то стихи второго сборника строятся на ассоциативных сцеплениях образов. Слово в новых стихах Мандельштама может получить разные значения в зависимости от контекста. Новые черты поэтики Мандельштама рассмотрим на примере следующего стихотворения “Ласточка”, 1920 г. Читаем.

Кто являет центральный образ стихотворения?

Слепая ласточка

Ясен ли вам смысл этого образа?

Обратимся к контексту: 1 строфа (читаем): невысказанное, забытое слово, как слепая ласточка, не найдя дороги к свету, возвращается в чертог теней, в царство мертвых. Найдите слова, подтверждающие мысль о состоянии мира мертвых во 2 строфе. (Не слышно, не цветет, сухой, пустой, беспамятствует.)

Какой оксюморон выступает во второй строфе? Поясните его.

В сухой реке пустой челнок плывет. На первый взгляд, “сухая река” значит пересохшая, но этому значению противоречит глагол “плывет”, таким образом, слово уходит от своего прямого значения и в сочетании с соседними словами создает ощущение безжизненности изображаемого мира.

Что происходит с забытым словом в третьей строфе?

Оказавшись в чертоге теней, оно мечется, рвется на волю. Слова растет, прокинется, бросается к ногам подтверждают это.

Мандельштам употребляет здесь образы античности. Поясните их.

Здесь употреблено имя героини греческой мифологии Антигоны, дочери фиванского царя Эдипа, заточенного в пещеру царем Креонтом. А слово “прокинется” кроме своего глагольного значения (стремительное движение) имеет и другое: в нем слышится имя другой мифологической героини – Прокны, жены фракийского царя Терея. Терей влюбился в сестру жены Филомелу и уверил ее в смерти Прокны. Но затем он заточил Филомелу и отрезал ей язык. Филомела выткала письмо Прокне, та разыскана сестру и жестоко отомстила Терею, Он бросился догонять сестер, но боги превратили их в птиц: Филомелу – в соловья, Прокну – в ласточку.

Сделайте вывод, пожалуйста: в чем смысл объединения этих разных мифов с забытым. не высказанным словом поэта ?

Мандельштам объединяет эти мифы, связывает с жаждущим выхода словом, мечущейся в чертоге теней слепой ласточкой и с заточенной в пещеру Антигоной, с безъязыкой Филомелой, с превращенной в ласточку Прокной. Здесь же эпитет “стигийская”, скорее всего от названия реки мертвых Стикс, означает последнюю, предсмертную нежность, а образ птицы с зеленой веткой заставляет вспомнить легенду о Ноевом ковчеге. На мой взгляд, все эти образы связаны не столько логически, сколько ассоциативно.

4 строфа: какие яркие олицетворения и эпитеты обратили на себя ваше внимание в этой строфе?

“Незрячие пальцы”, “выпуклая радость”. Снова мифология!

Древнегреческий миф о царе Эдипе. Герой трагедии, ослепивший себя, испрашивает у царя Креонта последнюю радость: прикоснуться к лицам дорогих дочерей, Антигоны и Исмены. Поэтому эпитеты, использованные Мандельштамом, таким образом, относятся, не к предмету, с которым они грамматически связаны, а ко всему контексту. Робкое прикосновение к “выпуклостям лица” – последняя радость слепца, последняя связь с миром.

Можно ли теперь, раскрыв смысл образа слепой ласточки, определить тему стихотворения?

Ласточка – это слово поэта. Последней связи с миром лишен поэт, утративший слово. Тему этого стихотворения Гинзбург определяет “как страх поэтической немоты, страх поэтического удушья”. Мы с вами пришли к такому же выводу. Хочу обратить внимание на последние строки этой строфы: “Я так боюсь рыданья Аонид, тумана, звона и зиянья...” – восклицает поэт. Аониды – устаревшее название муз. Но это слово значимо с точки зрения фонетики, а не семантики, ибо слово “аониды” с этим рыдающим “АО” в сочетании со словами “тумана, звона и зиянья” создает ощущение ужаса перед пустотой, провалом, смертью. Именно с мотивом смерти в финальных строках стихотворения связаны образы “стигийского (погребального) звона” и “черного льда”. Сделаем общий вывод, к которому мы должны прийти, исходя из темы этого стихотворения. Что означает невысказанное, забытое слово поэта?

Утрата слова, языка, культуры – это путь к смерти, путь в пустоту. Мотив разрыва культур, намеченный еще в первом сборнике “Камень”, в “Tristia” (“Скорби”, “Скорбные элегии”) зазвучал с особой трагедийной силой. В целом, в стихах этого сборника, созданных в период глубоких социальных катаклизмов, звучат мотивы умирания, разлуки, расставания, скорби.

Итак, мы прикоснулись сегодня к двум периодам творчества Осипа Мандельштама. Надеюсь, нам удалось чуть-чуть приоткрыть завесу тайны его поэтического мира, этого феномена в литературе начала прошлого века. На следующем уроке мы будем говорить о теме времени, точнее, теме разрыва эпох, анализируя стихотворения “Век” (1922), “За гремучую доблесть грядущих веков (1931), “Мы живем, под собою не чуя страны...” (1933).