Тема урока: Попытка внимательного прочтения стихотворений О.Э.Мандельштама.
Тип урока: традиционный.
Цели урока:
- Образовательная: приобщить учащихся к богатству творчества О.Мандельштама.
- Воспитательная: формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих осмысление художественных ценностей поэзии О.Мандельштама.
- Развивающая: развить художественно-творческие способности, воображение, эстетическое чувство учащихся, воспитать их эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного текста стихотворений О.Мандельштама.
“Попытка внимательного прочтения стихотворений О.Э.Мандельштама”
Мы продолжаем говорить об Осипе Эмильевиче Мандельштаме, о своеобразии его поэзии, поисках его лирического героя. Сегодня перед нами стоит трудная задача попытаться проанализировать несколько стихотворений поэта, относящихся к разным периодам его творчества, попытаться разгадать феномен поэтической личности Мандельштама. Ахматова писала: “Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют поэзией Осипа Мандельштама”. Поэтому тему урока я обозначила так: “Попытка внимательного прочтения стихотворений Мандельштама”. Напомните, какие периоды выделяют в творчестве поэта?
Три: 1 – 1908-1916 гг., 2 – 1917-1928 гг., 3 – 1930-1937 гг.
Спасибо. Одним из домашних заданий прошлого урока было задание прочесть стихотворения первого периода. С какими из них вы сумели познакомиться? Что затронуло, задело, может быть, удивило вас при восприятии этой лирики?
Прочитано стихотворения “Звук осторожный и глухой...”, “Нежнее нежного...”, “На бледно-голубой эмали...”. В них настроения вдумчивой тишины, акварельной нежности сущего.
Удалось почувствовать символистское “недоумение” перед телесностью в стихотворении “Дано мне тело – что мне делать с ним...”, а в стихотворении “Как кони медленно ступают…” возникло ощущение нескончаемости и многозначительности печали, ее растворенность в человеке и природе. И вообще само пространство стихотворений – сумрачное, холодное, осиротелое, немое; состояние души лирического героя – ощущение потерянности, некоторой аморфности, неадекватности: неужели я настоящий и действительно смерть придет? в стихотворении “Скудный луч холодной мерою...”.
Это можно рассматривать как наследие символизма. Теперь попытаемся анализировать стихотворение “Отравлен хлеб, и воздух выпит...”, написанное в 1913 г. Стихотворение у вас на столах, я читаю вслух, вы – про себя (читаю наизусть). Задайте вопросы о непонятном. (На развороте доски значения слов наитие, бедуины, колчан, Иосиф) Сегодня на уроке будет много мифологических и библейских имен и событий, поэтому я попросила ребят подготовить некоторый справочный материал. (Библейскую историю Иосифа рассказывает учащиеся)
Посмотрите, какая первая особенность, встретившаяся нам до того, как мы начали работать с текстом: Библейская история Иосифа отсылает нас ко времени до Рождества Христова, в Иудейскую землю. Иосиф, проданный в Египет за 20 серебряников, стал прообразом Христа, проданного Иудой за 30 серебряников. И так же как Иосиф потом простил своих братьев за предательство, так и Христос простил весь народ за предание его на распятие. Бедуины будут жить много позже Библейского Иосифа. И все это – история человечества, упомянутая в строфах одного стихотворения. Для чего?
Наверное, чтобы читатель смог понять, что все события человеческой цивилизации – это реальность, суетность, некая приземленность и ей противостоит нечто большее, граничащее с чем-то всеобъемлющим. Поэтому сразу бросаются в глаза два тире в 3 и 4 строфах. Это дает нам возможность разделить это стихотворение на две смысловые части: 1 и 2 строфы – первая часть, 3 и 4 строфы – вторая часть.
А что еще вы ощутили, услышали, почувствовали при чтении стихотворения?
Присутствие чего-то очень резкого, противопоставленного дискомфортного, далее режущего слух в начале стихотворения (1 строфа). Чего-то напевного, далее сонного, смутного в середине стихотворения (2 строфа), и чего-то очень важного, высокого, свободного, дающего ощущение пространства, вселенского масштаба – в конце (3-4 строфы). Помог почувствовать это прием звукописи.
Отравлен хлеб, и воздух выпит… | Пространство, звезды и певец… |
Звуки: /тр. х, пт, вр, ф, п`т, ыф, тн/ | Звуки: / т`ир, лч`и н`, ан, н`а, рас, ли`н, гр, з, дл, лн,пр, ц, зв, в`эц / |
Трудно раны | Врачевать |
Проданный в Египет сильнее тосковать | Под звездным небом |
Смутно пережитом | Слагают вольные былины |
Потерял | Для наитий |
Все исчезает | Рассеивается туман |
Подлинно поется | |
Полной грудью |
Мучения, страдания, боль, одиночество, смерть Исцеление, простор, освобождение, открытие, радость…
БЫТ – БЫТИЕ
Все это переживает лирический герой.
А как в этих строфах развивается поэтическое чувство самого поэта-автора?
Через вдохновение и творчество автор от бытового, земного переходит к возвышению, совершенствованию, гармонизации, одухотворению, если мыслить ассоциативно, что представляют собой эти понятия: БЫТ— БЫТИЕ? Может быть, это некая плоскость, или точка, восходящая вверх, ввысь, ширясь, как воронка. Кроме того, приходит мысль, что поэт для Мандельштама – строитель, зодчий. В поэтическом слове заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля.
Действительно, для Мандельштама основа жизни человеческой цивилизации – единство культурных основ. Их разрыв грозит озверением и варварством. Об этом стихи, включенные в первый сборник поэта “Камень”. Но более глубоко эта идея раскрывается в стихах 1916–20-х. годов, составивших сборник “Tristia”, который стал новым этапом в развитии поэтики Мандельштама.
Если для поэтики “Камня” характерна архитектурная точность, вещественность, то стихи второго сборника строятся на ассоциативных сцеплениях образов. Слово в новых стихах Мандельштама может получить разные значения в зависимости от контекста. Новые черты поэтики Мандельштама рассмотрим на примере следующего стихотворения “Ласточка”, 1920 г. Читаем.
Кто являет центральный образ стихотворения?
Слепая ласточка
Ясен ли вам смысл этого образа?
Обратимся к контексту: 1 строфа (читаем): невысказанное, забытое слово, как слепая ласточка, не найдя дороги к свету, возвращается в чертог теней, в царство мертвых. Найдите слова, подтверждающие мысль о состоянии мира мертвых во 2 строфе. (Не слышно, не цветет, сухой, пустой, беспамятствует.)
Какой оксюморон выступает во второй строфе? Поясните его.
В сухой реке пустой челнок плывет. На первый взгляд, “сухая река” значит пересохшая, но этому значению противоречит глагол “плывет”, таким образом, слово уходит от своего прямого значения и в сочетании с соседними словами создает ощущение безжизненности изображаемого мира.
Что происходит с забытым словом в третьей строфе?
Оказавшись в чертоге теней, оно мечется, рвется на волю. Слова растет, прокинется, бросается к ногам подтверждают это.
Мандельштам употребляет здесь образы античности. Поясните их.
Здесь употреблено имя героини греческой мифологии Антигоны, дочери фиванского царя Эдипа, заточенного в пещеру царем Креонтом. А слово “прокинется” кроме своего глагольного значения (стремительное движение) имеет и другое: в нем слышится имя другой мифологической героини – Прокны, жены фракийского царя Терея. Терей влюбился в сестру жены Филомелу и уверил ее в смерти Прокны. Но затем он заточил Филомелу и отрезал ей язык. Филомела выткала письмо Прокне, та разыскана сестру и жестоко отомстила Терею, Он бросился догонять сестер, но боги превратили их в птиц: Филомелу – в соловья, Прокну – в ласточку.
Сделайте вывод, пожалуйста: в чем смысл объединения этих разных мифов с забытым. не высказанным словом поэта ?
Мандельштам объединяет эти мифы, связывает с жаждущим выхода словом, мечущейся в чертоге теней слепой ласточкой и с заточенной в пещеру Антигоной, с безъязыкой Филомелой, с превращенной в ласточку Прокной. Здесь же эпитет “стигийская”, скорее всего от названия реки мертвых Стикс, означает последнюю, предсмертную нежность, а образ птицы с зеленой веткой заставляет вспомнить легенду о Ноевом ковчеге. На мой взгляд, все эти образы связаны не столько логически, сколько ассоциативно.
4 строфа: какие яркие олицетворения и эпитеты обратили на себя ваше внимание в этой строфе?
“Незрячие пальцы”, “выпуклая радость”. Снова мифология!
Древнегреческий миф о царе Эдипе. Герой трагедии, ослепивший себя, испрашивает у царя Креонта последнюю радость: прикоснуться к лицам дорогих дочерей, Антигоны и Исмены. Поэтому эпитеты, использованные Мандельштамом, таким образом, относятся, не к предмету, с которым они грамматически связаны, а ко всему контексту. Робкое прикосновение к “выпуклостям лица” – последняя радость слепца, последняя связь с миром.
Можно ли теперь, раскрыв смысл образа слепой ласточки, определить тему стихотворения?
Ласточка – это слово поэта. Последней связи с миром лишен поэт, утративший слово. Тему этого стихотворения Гинзбург определяет “как страх поэтической немоты, страх поэтического удушья”. Мы с вами пришли к такому же выводу. Хочу обратить внимание на последние строки этой строфы: “Я так боюсь рыданья Аонид, тумана, звона и зиянья...” – восклицает поэт. Аониды – устаревшее название муз. Но это слово значимо с точки зрения фонетики, а не семантики, ибо слово “аониды” с этим рыдающим “АО” в сочетании со словами “тумана, звона и зиянья” создает ощущение ужаса перед пустотой, провалом, смертью. Именно с мотивом смерти в финальных строках стихотворения связаны образы “стигийского (погребального) звона” и “черного льда”. Сделаем общий вывод, к которому мы должны прийти, исходя из темы этого стихотворения. Что означает невысказанное, забытое слово поэта?
Утрата слова, языка, культуры – это путь к смерти, путь в пустоту. Мотив разрыва культур, намеченный еще в первом сборнике “Камень”, в “Tristia” (“Скорби”, “Скорбные элегии”) зазвучал с особой трагедийной силой. В целом, в стихах этого сборника, созданных в период глубоких социальных катаклизмов, звучат мотивы умирания, разлуки, расставания, скорби.
Итак, мы прикоснулись сегодня к двум периодам творчества Осипа Мандельштама. Надеюсь, нам удалось чуть-чуть приоткрыть завесу тайны его поэтического мира, этого феномена в литературе начала прошлого века. На следующем уроке мы будем говорить о теме времени, точнее, теме разрыва эпох, анализируя стихотворения “Век” (1922), “За гремучую доблесть грядущих веков (1931), “Мы живем, под собою не чуя страны...” (1933).