Литература
-
Подведение итогов изученного раздела "Я и мое детство". 7-й класс 2011
Представленный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа–2100". Посредством литературы формируется понимание, что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, и как влияют поступки каждого из нас на судьбу других людей, какова должна быть позиция человека по отношению ко всему человечеству.
-
Подвиг и предательство. Закономерность или случайность? (Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба") 2011
Урок помогает учащимся ответить на главный вопрос урока, привлечь внимание к вечным проблемам бытия человека: долг, честь, любовь, Родина.
-
Подвиг литературы 2015
Статья посвящена писателям-фронтовикам и поэзии военного времени: поэме П. Антокольского «Сын» (короткий анализ, комментарий), поэзии М. Алигер и О. Берггольц; стихам К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского.
-
Подвиг: сильная личность или слабый характер? (урок-диалог на основе "Легенды о Данко" из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль") 2010
Данный урок разработан как урок-диалог. Диалог предполагает работу над несколькими смыслами, точками зрения. Уже в самой теме урока заложен двойной смысл: «сильная личность» или «слабый характер»?
-
"Подводим итоги" (урок — смотр знаний) 2008
Урок объединяет детей, которые не только любят поэзию, но и пытаются сами писать стихи, также проверяются знания учащихся по теории стихосложения; отрабатывают навык применять полученные знания на практике. Соприкосновение с поэзий всегда благотворно влияет на чуткие детские души, формирует в них многие положительные качества. Ребята учатся слушать музыку стиха, наблюдать за окружающим миром, употреблять выразительные средства речи, таким образом, они становятся сердечными и добрыми.
-
Подготовка и написание сочинения по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» 2012
Урок направлен на отработку умений работы над картиной В.Г. Цыплакова "Мороз и солнце" и эстетическое восприятие произведений искусства. В ходе аналитической беседы по содержанию картины обучающиеся определяют основные микротемы, подбирают к ним выразительные средства. Учитель вводит искусствоведческие термины и понятия, уточняет оформление работы.
-
Подготовка к восприятию учебного материала 2008
Преподавание русского языка и литературы в национальной школе имеет свои особенности. Ребенок думает, анализирует сначала на родном языке, затем только свою речь оформляет на русском языке. На учителя ложится двойная нагрузка: познакомиться с содержанием того или иного произведения и произвести аналитическую работу по всем требованиям.
-
Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе. Метареалистическая поэзия Ивана Жданова 2021
Надо ли стремиться к тому, чтобы эта поэзия сразу стала «понятной»? Может быть, важнее сделать её очевидной… видимой для внутреннего и внешнего зрения. К этим стихам, надо привыкнуть, как привыкали мы ко всем знакомым ныне предметам мира. Ведь и мир не ждёт мгновенного описания, он открыт для нашего пребывания в нем. (В.Аристов)
-
Подготовка к домашнему изложению с творческим заданием на основе текста притчи О.М. Безымянной 2012
Внеклассное чтение по русскому языку в 8-м классе призвано подготовить учащихся к домашнему творческому разноуровневому заданию.
-
Подготовка к домашнему сочинению "Судьба Муму" 2011
Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится как заключительный урок при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму». В течение урока отрабатываются пошаговые умения составления логической схемы, которая может быть использована как план при написании сочинения, формируются навыки логического мышления учащихся. Основная цель применения данной методики – построение речевого высказывания учащихся в устной и письменной форме.
-
Подготовка к ЕГЭ на уроках-встречах старшеклассников 2011
Любой учитель-словесник знает, как сложно подготовить выпускников к успешному выполнению творческой части госэкзаменов по русскому языку и литературе. Задача понятна - научить школьников логично, эмоционально и стилистически грамотно излагать мысли на заданную тему, но как это сделать? Одна из практик по развитию коммуникативной компетенции учеников в нашей школе - уроки-встречи учащихся 9-го и 11-го классов. Каждая такая встреча "привязывается" к творчеству того или иного писателя либо к какой-то проблематике в целом. Для десятиклассников это обобщение изучаемого материала, а для 11-классников - повторное, более глубокое осмысление пройденного.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе (8 типовых экзаменационных варианта) 2021
Представлены восемь тренировочных вариантов ЕГЭ 2021 года по литературе.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе в средней школе 2012
Подготовка к сдаче экзамена по литературе в формате ГИА и ЕГЭ должна вестись уже с 5-го класса. В статье приведены некоторые виды практических работ для шестиклассников.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе и русскому языку. Тема: «Вступление. Проблема. Комментарий. По рассказу Н.Тэффи "Неживой зверь"» 2012
Урок поможет учащимся подготовиться к сочинению в формате ЕГЭ. Учащиеся учатся анализировать текст художественного стиля, использовать различные виды вступлений, комментировать одну проблему, а не несколько. Развивается умение понимать роль изобразительных средств языка, понимать позицию автора художественного текста.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Задания с формулировкой "Найдите соответствия" 2014
В 2012 году в ЕГЭ по литературе было введено задание, которое не входило в основные пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе. Задания с формулировкой «Установите соответствие…» проверяют знания текстов, отмеченных в кодификаторе, основных персонажей произведений, событий, связанных с героями. Презентацию можно использовать на факультативных занятиях при подготовке к ЕГЭ по литературе, провести как итоговое повторение в виде игры-викторины.
-
Подготовка к ЕГЭ: задание С 2012
Задание С проверяет речевое развитие учащегося: способен ли он понимать и интерпретировать текст. Самостоятельно составленный выпускником текст дает возможность судить об уровне его развития, сформировался ли он как личность.
-
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ 2010
В интегрированном уроке русского языка и литературы на основе статьи А.Блока «Женщина, которую никто не любил» рассматриваются основные этапы написания сочинения, дается план работы над каждой частью сочинения, а также рассматривается проза А.Блока во взаимосвязи с эстетическими принципами поэта, эпохой начала XX века.
-
Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 8-й класс 2023
Цель урока: развитие письменной речи учащихся, обучение сочинению в жанре эссе. Задачи: показать композиционные и художественные возможности жанра эссе и дать учащимся возможность попробовать свои силы в этом жанре; отобрать материал, необходимый для написания сочинения; провести словарную работу (понятия чести и долга).
-
Подготовка к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века 2010
В условиях модернизации образования современному школьнику необходимо получить не только теоретические знания, но и практические навыки, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни. Ребята должны уметь задавать вопросы, правильно и грамотно отвечать на них. Сочинение-интервью относится к жанрам, которые требуют выработки собственной позиции.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2008
На уроке использованы как традиционные формы и методы: беседа, выразительное чтение, работа с текстом, так и инновационные – элементы технологии критического мышления (кластер), здоровьесберегающие технологии, в частности "ситуация успеха".
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на основе рассказа В.Г. Короленко "Старый звонарь" 2010
Цель урока – подготовить восьмиклассников к написанию сочинения-рассуждения или эссе. Сам рассказ создаёт атмосферу радости и благоговения. Рассказ пасхальный, трогательный, необычный В презентации к урокам вы найдёте и схему комплексного анализа текста, и песню в исполнении трио «Реликт», и сам благоговейный звон, о котором так необычно говорят писатель, поэты и художник.
-
Подготовка к сочинению-самоинтервью по лирике М.Цветаевой 2009
Сочинение в жанре самоинтервью имеет большое значение в воспитании самостоятельности учащихся, в развитии их творческого воображения и мышления, устной и письменной речи, предполагает чёткий отбор жизненный фактов, которые дают возможность составить и высказать собственное мнение, выразить свои чувства и настроения. Материал — экскурсии, посещения музеев, внеклассное чтение, встречи с людьми разных профессий, беседы на этические и эстетические темы.
-
Подготовка к уроку-исследованию по литературе "Знакомство с особенностями жанра рассказа-анекдота на примере произведений В.Белова" 2017
Рассказы-анекдоты В.И.Белова дают возможность работать над осмыслением особенностей юмора в художественных текстах, обучать основам филологического анализа, организуя на уроке проектную деятельность. Приводится методика исследования рассказа-анекдота «Маникюр»: сопоставление жанровых признаков анекдота через средства, рассмотренные на разных уровнях организации текста. Предложена технологическая карта подготовки к уроку в 9-м классе, где основная форма организации учащихся – работа в группе.
-
Подготовка метапредметного урока литературы в старшей школе в условиях внедрения ФГОС 2015
Проектная деятельность учащихся в преподавании литературы с компетентностным подходом в обучении учит самостоятельной деятельности и работе в группе. В самостоятельной деятельности преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению литературы.
-
Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности 2007
Попав в современный мир, знаменитые братья Кирилл и Мефодий, создатели азбуки, проводят увлекательный экскурс в историю славянской письменности в игровой форме. Ребята могут узнать об эволюции письма, о создании первых книг и т.д., выполняя интересные задания.
-
Познавательно-мотивирующая игра "Волшебный мир сказок А.С. Пушкина" 2012
Познавательно-мотивирующая игра вызывает интерес к творчеству писателя благодаря внедрению новых интерактивных форм воздействия, формирует навыки чтения воспитанников, развивает наглядно-образное мышление.
-
Познавательные задачи при изучении литературы 2009
Статья ставит своей задачей развитие познавательного интереса у обучающихся к предмету.
-
Познавательные и творческие задания на уроках литературы в старших классах 2003
Формирование мотивации к литературе через когнитивные и креативные задания на примере романа Гончарова "Обломов". "Сквозные" темы как систематизация изученного материала.
-
"Познай самого себя…" (по рассказу Н.С. Лескова "Неразменный рубль"). 8-й класс 2012
Святочный рассказ Н. С. Лескова «Неразменный рубль» дает благодатный материал для духовно-нравственного воспитания учащихся. В основу урока-беседы положен принцип историзма в лингвистическом анализе текста. Внимательное отношение к слову поможет учащимся не только проанализировать рассказ в единстве формы и содержания, но и разобраться в сложных нравственных понятиях.
-
Поиск духовных ценностей в стихотворении Ж.Превера "Как нарисовать птицу". 5-й класс 2011
Урок способствует развитию творческих и аналитических способностей учащихся на базе комплексного анализа стихотворения Ж.Превера «Как нарисовать птицу». Вырабатываются ценностно-смысловые, коммуникативные компетенции через изучение индивидуального стиля писателя. Свободная птица вдохновляет на творчество, а человек может творить, если его творчество (поступки) приносят радость.