Цель:
- формировать у школьников читательскую самостоятельность;
- уметь выражать свои мысли и чувства, возникшие при чтении произведения;
- давать обоснованные суждения о произведении;
- понять злободневность проблем, поднятых писателем;
- воспитывать читательское чутье.
Методы обучения: эвристическая беседа с элементами последовательного анализа.
Оборудование: выставка книг В.Распутина, тексты рассказа “Женский разговор”, мультимедийный проектор, ноутбук.
Эпиграф : “Стиль В.Распутина – это путешествие вглубь человеческой души”. (Николай Котенко.)
Предварительное домашнее задание.
1. Слово о писателе В.Распутине.
2. Прочитать рассказ В.Распутина “Женский разговор”.
3. Подготовить краткий пересказ.
4. Подготовить краткий отзыв.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, постановка цели и ее мотивация. (Презентация. Высвечивается Слайд 1 с текстом темы: “Валентин Григорьевич Распутин. (Родился в 1937 году.) Рассказ “Женский разговор”.
– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Г. Распутина “Женский разговор”. Целью урока является (Высвечивается Слайд 2 с текстом цели урока).
В современной русской литературе В.Распутин своим творчеством занимает ведущее место и является большим мастером – создателем повестей и рассказов. И не случайно сегодняшний урок посвящен В.Распутину: в марте 2012 года он отмечает свой 75-летний юбилей. В.Распутин– Верный сын земли русской, защитник ее чести. Именно о нем мы сегодня и будем говорить на нашем уроке. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Он вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. И сегодня трудно себе представить русскую литературу без произведений этого автора.
(Высвечиваются Слайды 5–15 с биографией писателя.)
Сначала мы познакомимся ближе с автором. Послушаем наших учеников (с материалами по биографии и творчеству выступают 2 учащихся).
1-й ученик: Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, “Знак Почета” и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно формировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30–40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он считает своей настоящей родиной. “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу…” – вспоминает сам Валентин Григорьевич.
2-й ученик: В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере суровых испытаний и великих взлетов народной души: война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. В 1959 году окончил историко-философский факультет Иркутского государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодежных газетах. В 1961 году в альманахе “Ангара” был опубликован его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”. А в 1966 году в Красноярске и Иркутске выходят две первые книги. Следующее десятилетие приносит ему всемирную известность, – одна за другой публикуются его повести: “Деньги для Марии” (1967), “Последний поклон” (1976), написанные с позиции высокой нравственности. В 1985 году выходит его проникнутая болью и горечью повесть “Пожар” – об ответственности каждого человека за все происходящее на земле. Повести “Живи и помни” и “Пожар” были удостоены Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году.
В публицистической книге “Сибирь, Сибирь…” (1991), писатель ратует за сохранение богатств родного края. В 1996 году Распутину была присуждена международная премия, а в мае 2000 года – премия фонда А. И. Солженицына. В феврале 2004 года ему была присуждена премия Президента РФ. Герой Социалистического труда.
Высвечиваются Слайды 16, 17. Обложка рассказа “Женский разговор”.
– В последнее время в журналах “Москва” и “Литература в школе” напечатан рассказ Распутина “Женский разговор”, а в журнале “Наш современник” вышли его рассказы “В больнице”, “В туже землю”, за которые он в конце 1996 года еще получил Международную литературную премию в Италии.
Итак, поговорим о рассказе “Женский разговор”, постараемся вместе выяснить, чем заслужил он такой высокой оценки, актуальности.
Высвечивается Слайд 18. Две героини, две судьбы. Расскажите об одной из них, о Вике.
Учитель читает вопрос, ученики работают с текстом и отвечают.
(Это рослая, налитая девка 16 лет, но с детским “умишком”, “голова отстает”, как говорит бабушка, “задает вопросы там, где пора жить своим умом”, “скажешь сделает, не скажешь – не догадается”. “Затаенная какая – то девка, тихоомутная”. В городе связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что могло случиться, Вика оказалась в положении. Теперь ее на перевоспитание отправили к бабушке. )
Слайд 19. Чтобы лучше понять героиню, дайте речевую характеристику. Отложило ли время отпечаток на речи Вики?
-– Недаром автор говорит, что Вика “затаенная какая-то”, это заметно в ее речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. Ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов:
Слайд 20 со значениями слов.
Лидер – человек, ни от кого не зависимый.
Целомудрие – строгая нравственность, чистота, девственность, (ст.слав.) благоразумие, здравый смысл, рассудок.
Рифма – созвучие стихотворных строк.
Целеустремленная – имеющая ясную цель.
Учитель: Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному. Это время наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: “На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено”.
Слайд 21. И вот эта современная девушка оказывается в новой для нее обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику на перевоспитание? Что из себя представляет деревня? (Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.)
Слайд 22. Бабушка Наталья. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? О взглядах на жизнь? Счастливый ли она человек?
(Наталья прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В 18 лет “перешила старое платье под новое” и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья считает Николая мужиком твердым, ей за ним было легко жить. Жену свою Николай любил. Первый муж, Николай , погиб на войне. Он прислал с войны своего друга Семена к Наталье, дав ему наказ. Долго не соглашалась, сопротивлялась Наталья, но со временем поняла. Что нужна она Семену, что без нее “он долго не протянет”. “Смирилась и позвала его”. “Он пришел и стал за хозяина”.)
Слайд 23. Как речь Натальи раскрывает глубину ее души, характер?
В ее речи много слов таких, которые она произносит по-своему, вкладывая более глубокий смысл. В ее речи много выражений, наполненных знаниями жизни, человеческих взаимоотношений. “Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!”.
Слайды 24, 25. Речь Натальи и объяснения.
Потрата – тратишь, отдать часть самого себя.
Целомудрие – мудрее, мудрость.
Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.
Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.
Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.
Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.
Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.
Учитель: Улыбистая, говорит Наталья о себе,– “ во мне солнышко любит играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышко побольше.” Солнечный, светлый человек Наталья.
Слайд 26. Почему бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: “…еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама – то на себя смотришь?” А что,простила бы бабушка Наталья такой грех?
(Бабушка Наталья не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Не даром она говорит: “Такую потрату на себя приняла!”) А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.
Слайд 27. И вот эти женщины разного возраста, живущие под единой крышей, родные по крови заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив.
Учитель: Давайте перечитаем начало разговора (на стр.65) со слов: “– Уеду, – еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: – Уеду с ним.” до слов “– Надоела. Спи, бабуля”.
Учитель: Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: “Все надоело…” (По – своему Вика переживает за себя, видимо понимает, что поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, видимо, что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.)
Слайд 28. Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть?
(Стр.66, конец 1 абзаца : …лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая.)
Слайд №29. Что значит любить, по словам Натальи? Любили ли они друг друга, Наталья и Семен?
(Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.”)
Учитель: Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью “ранешной”.
Слайд 30. Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала, что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика?
(Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.
А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего “Я”, своего назначения на земле, разговор затронул Вику, “неспокойно засыпала девчонка – подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки”.)
Учитель: Хочется верить, ребята, что теперь Вика найдет свой путь. Разговор затронул девушку. Как об этом сказано в тексте “ неспокойно засыпала девочка. Хочется верить, что Вика найдет свой путь несмотря на жизненные преграды”.
Итог урока: Сделаем, ребята, вывод. Прочитан рассказ, вместе с героинями пережита трудная жизненная ситуация. Я думаю, что (Слайд 31 ) описанная история затронет души людей, заставит задуматься о жизни. И не только к молодым обращен этот рассказ, но и к людям старшего поколения, чтобы готовили молодых к жизни.
– Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.
Домашнее задание. Написать отзыв – миниатюру по рассказу В.Распутина “Женский разговор”.