Поиск духовных ценностей в стихотворении Ж.Превера "Как нарисовать птицу". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели.

1. Развитие творческих и аналитических способностей учащихся на базе комплексного анализа стихотворения Ж. Превера “Как нарисовать птицу”.

2. Воспитание любви к окружающему миру и личной ответственности уч-ся через изучение индивидуального стиля писателя.

3. Научить учащихся проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности через умение грамотно и логично рассуждать.

(формирование личностно-смысловой компетенции)

Оборудование: портрет Ж. Превера; техническое сопровождение к уроку “Сад Ж.Превера ”; альбомы для рисования, карандаши, ластики, фломастеры, краски.

Музыкальное сопровождение: Ив Монтан или Эдит Пиаф “Мёртвые листья”, А. Дольский “Как нарисовать птицу”.

Глоссарий: эпитет, метафора, индивидуальный стиль писателя, духовные ценности.

Эпитет - эмоционально окрашенное слово.

Метафора – скрытое сравнение.

Индивидуальный стиль писателя – свои темы, идеи, интонации, слог.

Духовные ценности - нравственные нормы, подчинённые служению обществу, окружающему миру.

I. Организационный момент

Учитель: Посмотрите на тему урока и попробуйте сами сформулировать его цель.

II. Практическая работа

План комплексного анализа стихотворения.

  1. Знакомство с личностью Ж. Превера через техническое сопровождение к уроку “Сад Ж. Превера”(слайды).
  2. Основная тема стихотворения.
  3. Мысли и чувства автора.
  4. Главная мысль.
  5. Художественные средства, использованные автором.
  6. Какое впечатление произвело стихотворение.
  7. В чём заключается индивидуальный стиль Ж. Превера.
  8. Объяснить мысль Ж. Превера “дети верят чуду поэзии”

Учитель: Жак Превер (1900-1977 гг.) - знаменитый французский писатель, сценарист, поэт, творческий путь которого начался в 30-х годах прошлого столетия. В двадцать лет Превер открывает для себя поэзию, кино и живопись. Он встречается с Робертом Десносом, Луи Арагоном, Максом Эрнстом, Пикассо. Он автор объемных поэм, многочисленных песен, сценариев фильмов, стихов.

Все звезды французской эстрады 30-70 годов ХХ века имели в своем репертуаре песни на слова Превера. Коронным исполнением в программе Эдит Пиаф были преверовские "Мертвые листья".

В 1954 году за те же "Мертвые листья" Ив Монтан награждается "Золотым диском" - по случаю продажи миллионного экземпляра этой пластинки в его исполнении (музыкальное сопровождение). Жак Превер был романтик, бесшабашный бродяга без своего угла, мечтатель и большой трудяга. Политикой он не занимался. Но в нем самом, в его творчестве, в поведении - во всем проявлялось цельное, бескомпромиссное отношение к окружающей жизни: 

Сад Жака Превера.

Сад поэта Жака Превера расположен в Нижней Нормандии, в местечке Сен-Жермен-де Вё к западу от   Шербура. С 2004 года он носит почётное звание “Замечательный сад”, которое присваивается Министерством культуры Франции самым лучшим садам страны. Пройтись по дорожкам “сада поэта” нас приглашает Сергей КАРЕПАНОВ. В саду много деревьев и редких кустарников, посаженных его многочисленными друзьями, а среди них были певец Ив Монтан, художник Пикассо, певица Жульетт Греко, актриса и балерина Урсула Виан и многие другие.

Чтобы понять сад поэта, надо сначала постараться понять, если можно так выразиться, его “сад слов и стихов”. Именно так — сад стихов. Потому что Жак Превер был искусным мастером слова, его смысловых нюансов, он пестовал, выращивал новые фразы и вставлял их позже в свои произведения, словно садовник, который выращивает любимые растения и высаживает их в цветники. Сад — словно одно длинное стихотворение. Идёшь по нему и читаешь… Я хотел было написать, “читаешь мысли поэта-садовника”, но нет, сад Превера каждый посетитель воспринимает по-своему. И ещё: в этот сад можно войти с любого места, и вы всё равно почувствуете его прелесть и оцените красоту… Как его стихи. Жак писал, как говорил, поэтому его стихи такие красивые и правдивые. И его сад естественен в своей простоте и открытости.

“Любовь — это вишнёвое дерево, жизнь — её ягода, а смерть — косточка”.

Побывав в саду Жака Превера, сам становишься поэтом… пусть и чуть-чуть…

Сейчас вы прослушаете стихотворение Ж. Превера “Как нарисовать птицу” и определите его тему.

Назовите тему стихотворения.

Учитель: чтобы определить мысли и чувства автора, основную идею стихотворения возьмём в руки карандаши и попробуем нарисовать птицу, следуя советам М Превера (чтобы сэкономить время, можно раздать детям готовые рисунки птиц, для самостоятельной дорисовки рисунка по сюжету стихотворения).

- Когда нарисовали клетку с настежь открытой дверцей, что можно нарисовать “красивое, приятное и нежное для птицы”?

- Зачем нужно спрятаться за деревом?

- Чего не хватает для успеха картины?

- Когда птица вновь попадает в клетку, что вы чувствуете?

- А что почувствуете, когда сотрёте клетку?

- Продолжите рисунок. Почему запоёт ваша птица?

- О каком чуде поэзии говорил Ж. Превер?

- Почему вы возьмёте перо у птицы, чтоб подписать картину?

- Почему Ж.Превер говорит, что “вашей картиной вы можете гордиться”?

- Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Какие художественные средства подтверждают вашу мысль?

(Эпитет - горячие луга; метафоры: свежесть ветра, ласка солнца, звон мошкары)

Какими эпитетами и метафорами вы могли бы наделить сад Ж. Превера?

Что значит чувствовать в себе поэта?

В чём заключается индивидуальный стиль Ж. Превера?

Какие духовные ценности вы смогли найти в стихотворении “Как нарисовать птицу”?

- Смогли ли вы выполнить цели, которые ставили вначале урока? Докажите свою мысль.

Вывод.

Свободная птица вдохновляет на творчество, а человек может творить, если его творчество (поступки) приносят радость.

Посмотрим ещё раз на сад Превера и постараемся представить, как поэт мог рассказывать о своём саде посетителю. Мы не погрешим против истины, потому что по всему саду можно встретить таблички с цитатами из его стихов о цветах, птицах и животных. Какую бы табличку повесили, прочитав стихотворение? (Звучит песня А. Дольского “Как нарисовать птицу”)

На какие поступки вдохновляет стихотворение Ж. Превера?

Домашнее задание: сделать кормушку для птиц, повесить на дерево, насыпать туда зерно и поделиться полученными результатами.