Портрет как отражение внутренней жизни человеческой души в произведениях русских писателей XIX века

Разделы: Литература


Как получается, что мы знаем литературных героев в лицо? Читатель, по существу никогда не видевший героев книги, может судить об их наружности. Ответы на эти вопросы мы ищем в самих произведениях, в художественном слове писателя.

Представляя своего героя, автор показывает, как он выглядит, как одет, как держится, говорит. При этом обычно отбираются те черты внешности, которые соответствуют возрасту, общественному положению человека, его психологическому складу. Портрет литературного героя неразрывно связан не только с содержанием его личности, но и с художественным строем произведения, особенностями авторского видения действительности.

Описать героя в литературном произведении можно разными способами. Писатель, например, может непосредственно показать нам его; мы можем услышать о герое отзывы других действующих лиц; герой может набросать нам автопортрет; иногда автор представляет читателю портрет героя, нарисованный художником, или фотографию; кроме того, вещи, неодушевленные предметы могут приобретать внешнее, «портретное» сходство со своим хозяином, косвенно выявляя особенности его характера.

Портреты персонажей не случайно привлекают к себе внимание читателей. Мастерски написанный портрет расскажет нам о человеке очень многое. По одной только одежде героя мы узнаем, что носили люди той или иной эпохи, разных стран. Мы узнаем не только личный вкус героя и его отношение к моде, но и положение его в обществе.

Человек в одежде бедняка не имеет никаких прав, его ничего не стоит унизить, оскорбить. Этот мотив звучит в «Преступлении и наказании» Достоевского.

Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души.

В лицах своих любимых героев Л.Н. Толстой не искал внешней красоты. Его привлекали следы той внутренней духовной работы, которая делает лицо человека прекрасным. И он находил их в общем выражении, невольном излучении глаз, в улыбке. Автор «Войны и мира» помогает нам разглядеть подлинного героя за серой и даже немного комичной внешностью капитана Тушина, а неуклюжий, толстый Пьер для нас привлекательнее бездушного красавца Анатоля.

Толстой обнажает лицемерие внешней красивости, показного ума, ложного патриотизма, позерского величия. Он умеет разглядеть сквозь обманчивую внешность душу человека. Вот князь Василий Курагин. Описание его внешности автор начинает не с лица, а с одежды: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица». Это сразу же настораживает нас, вызывает недоверие к персонажу.

А вот красавица Элен в великосветском салоне: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами…».

В том, как неожиданно сближается блеск живых женских плеч, волос и мертвых драгоценных камней, заложен большой внутренний смысл: создается впечатление красоты холодной, искусственной, внешней. Чтобы еще более ярко подчеркнуть это, Толстой при описании внешности Элен обыгрывает слово «улыбалась». «Княжна Элен улыбалась», «…она поднялась с той же не изменяющейся улыбкой», «не глядя ни на кого, но всем улыбаясь…», «она усаживалась перед ним и освещала и его всё тою же неизменною улыбкой…», «и потом опять успокаивалась в этой сияющей улыбке».

А вот как описывает нам Толстой образ молодой княгини Болконской. Желая сразу же выделить ее из всех присутствующих дам в салоне Анны Павловны Шерер, автор при характеристике ее внешности употребляет уменьшительные суффиксы: «хорошенькая верхняя губка», «хорошенькая будущая мать», «светлая улыбочка», «маленькими быстрыми шажками обошла стол с рабочею сумочкой на руке и, весело оправляя платье, села на диван…».

Здесь мы тоже видим и улыбку и веселье, но не напускные, как у Элен, а естественные, что и заставляет нас проникнуться симпатиями к этой героине.

Рисуя своего героя Раскольникова, Достоевский хочет передать всю глубину своей мысли, своего чувства.

Вглядываясь в черты внешности Раскольникова, мы острее осознаем трагичность его положения.

«Снаружи он походил как бы на раненого человека, или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный».

Положенный в основу портретного описания изобразительный принцип «внутреннее через внешнее» аналогичен тому, который действует в произведениях изобразительного искусства. Человек не может сразу, с одного взгляда увидеть предмет во всех подробностях. Для этого нужно время, более внимательное рассматривание.

Вернемся к Достоевскому. В «Преступлении и наказании» он показывает, как в сознании Раскольникова подспудно зреет мысль о разрыве всех нитей, связывающих его, преступника, с другими людьми. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой; это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорно, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, - гадки были даже их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил».

Ощущение трагической отъединенности перерастает здесь в ненависть ко всем людям.

Постепенно раскрываясь, строится портрет Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети».

«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную, красную руку…».

Тургенев показывает только общий вид героя – ведь сразу всего не разглядишь, заостряя внимание на «обнаженной, красной руке». Затем Базаров, «отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо». Это позволяет нам разглядеть героя подробнее: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». А когда Базаров приподнял фуражку, Тургенев довершает портрет: «Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Здесь портретное описание дается небольшими порциями, оно уточняется, обрастает новыми подробностями, и в конце концов перед нами предстает вполне законченный портрет Базарова.

А вот как Тургенев описывает внешность Павла Петровича Кирсанова, идеологического противника Базарова: «…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки…. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, …, являло следы красоты замечательной…». Казалось бы, перед нами изящный и красивый человек. Но одна деталь в характеристике его лица настораживает нас: «…лицо его желчное…».

Далее автор показывает и очень подробно описывает руку Кирсанова, которая контрастирует с рукой Базарова: «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом…».

Тургенев настолько мастерски показал портреты этих персонажей, что мы уже чувствуем назревание конфликта между ними, мы видим разницу в их возрасте, социальном положении, в манере одеваться.

Иногда писатели дают детали портрета в строгом соответствии с сюжетной необходимостью.

Сцена в Лысых Горах из «Войны и мира» знакомит нас со стариком Болконским. Мы входим к нему вместе с княжной Марьей и застаем его за работой на токарном станке: «По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости». Затем князь здоровается с дочкой и подставляет ей для поцелуя «щетинистую, еще небритую нынче щеку». Потом, во время разговора старика с княжной Марьей, автор показывает нам его улыбку и зубы: «От Элоизы? – спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы». А когда князь склоняется над тетрадками дочери, она видит близко от себя «блестящие глаза отца», его «сухое лицо». Причем, это же слово Толстой употребляет для портретной характеристики молодого князя Андрея Болконского: «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами…».

Толстовские портреты всегда соотнесены с настроением героев, общей атмосферой происходящего.

Предметы и лица даются автором часто через душевное состояние героев.

«Ах, что вы со мной сделали?» - говорило князю Андрею мертвое лицо его жены, и он «почувствовал, что в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Но проходят годы, и, когда князь Андрей после посещения Отрадного почувствовал в своей душе пробуждение новых жизненных сил, покойница Лиза «с взбитыми a la grecgue буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов…».

Чтобы продемонстрировать авторскую объективность, авторское невмешательство в ход событий, писатели предоставляют право самим персонажам давать друг другу оценки.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» во взаимные характеристики вовлечено большое количество персонажей. Вот Лужин появляется на пороге комнаты больного Раскольникова: «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: «Куда ж это я попал?». Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова.

С тем же удивлением перевел и уставил потом глаза на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего на мизерном грязном своем диване и тоже неподвижно его рассматривавшего. Затем, с тою же медлительностью, стал рассматривать растрепанную, небритую и нечесаную фигуру Разумихина, который в свою очередь дерзко-вопросительно глядел ему прямо в глаза, не двигаясь с места».

Сначала сам Лужин показан так, как его могли видеть присутствующие в комнате: под солидной внешностью вошедшего притаилась наглая и низкая душонка. Затем Раскольников и Разумихин показаны в восприятии Лужина. Он чувствует на себе отнюдь не смущенные вопросительные взгляды студентов. Его коробит убогая обстановка комнаты, вид ее обитателей. В этих скрещивающихся, как клинки, взглядах, складываются будущие отношения персонажей.

Портрет – всего лишь одно из средств художественной характеристики литературного персонажа, но мы убеждаемся в том, что в руках большого мастера он становится очень важной, значительной частью образа независимо от того, занимает ли он целые страницы или только несколько строк.