Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством А.С. Пушкина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


СЛАЙД 1.

И писатель, и художник описывают жизнь. Только один это делает с помощью слов, а другой – с помощью карандаша и красок. Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Ведь портрет способен заменить отсутствующую или умершую личность, выступив в качестве его двойника. Портреты способны зафиксировать человеческую жизнь, начиная с младенчества до глубокой старости. Благодаря этому они могут претендовать на историческую достоверность.

Облик А.С. Пушкина мы знаем по портретам. Пушкина изображали почти все крупнейшие художники его времени. Рассматривая портреты, можно представить себе всю сложность задачи, стоявшей перед теми, кто изображал Пушкина. Многие современники отмечали изменчивость его облика, способность резко преображаться в зависимости от смены настроения, от душевного состояния. Об этих качествах поэта писала в своих воспоминаниях А.П. Керн: «Он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту». Портреты, выполненные современниками Пушкина, – интереснейший материал для историко-культурного анализа, для осмысления душевной жизни писателя. В процессе изучения портретов Пушкина можно увидеть, как изменяется характер писателя, его взгляд на мир.

СЛАЙД 2.

Цель работы: исследовать, был ли истинный образ А.С. Пушкина таким, каким он показан на своих прижизненных портретах.

Задачи:

  1. Изучить воспоминания современников о внешнем облике поэта.
  2. В процессе изучения портретов проследить, как изменялся характер писателя, его взгляд на мир.
  3. Изучить соотношение графики и поэзии Пушкина.

«Пушкин в Царском Селе», картина Ильи Репина, 1911. Пушкин пишет: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей, когда дошел до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом».

СЛАЙД 3.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Это были особые, поэтические задушевные глаза» (В.А. Нащокина). «Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде» (Д.В. Фикельмон). «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь» (И.А.Гончаров). «Вспыльчивый до бешенства, с необузданными африканскими страстями, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего привлекательного в своем обращении» (М.А. Корф).

Вот лишь немногие, но показательные в своей противоречивости отзывы современников о характере и внешности А.С.Пушкина. Наиболее удачно эти несоответствия подметил Н.А. Полевой: «…физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие».

Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен Пушкин на портрете В.А. Серова: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это? Очень точно на этот вопрос ответил И.Е.Репин: «Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве – банальность и шаблонность».

СЛАЙД 4.

Портрет – правдивое раскрытие духовной сущности человека в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», – вспоминал художник. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку». Создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С. Пушкина. Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку – в Михайловское. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.

СЛАЙД 5.

Художники создают портреты по заказу – для частных людей и общественных организаций, или же вдохновлённые собственным интересом или привязанностью к модели.

В начале 1827 г. портрет Пушкина пишет замечательный московский художник Тропинин. Скульптор Рамазанов, современник и собеседник художника, рассказывает: «Тропинин написал портрет Пушкина по его собственному желанию, для подарка г. Соболевскому… Соболевский хотел иметь портрет Пушкина домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и неприглаженного… Заказчик желал, чтобы Пушкин был написан в его красивом халате, с длинным ногтем на большом пальце и с кольцом на другом. Пушкин ходил к Тропинину на улицу Ленивку...». Портрет написан по собственному желанию Пушкина. Это подтверждает и Соболевский: «Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке». И еще: «Портрет Тропинина заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза, с разными фарсами». Пушкин сам хочет, чтобы был написан его портрет, сам выбирает портретиста – именно Василия Андреевича Тропинина. Выбор художника не случаен. В.А. Тропинин был популярен в Московских кругах как отличный портретист. В повороте головы глубокая задумчивость, но поворот величественен и горд, широко разворачиваются плечи, фигура поэта обретает уверенность и силу. Складки халата широкие, свободные, плавные, говорят о внутренней освобожденности поэта. Слегка встрепанные завитки волос, свободный, расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф, не стягивающий шею, говорят о будничной простоте «домашности» Пушкина. Тут же открытая книга. Зрителям и прежде случалось видеть на тропининских портретах людей, поднявших глаза от книги и предавшихся собственным мечтам. Но здесь, по мнению В. Порудоминского: «… не праздная мечтательность, здесь мечта творческая». Н.А. Полевой писал о портрете: «… схожесть портрета с подлинником поразительная. Хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».

СЛАЙД 6.

Славу Кипренского по праву делит с ним известнейший гравюр того времени Н.И. Уткин. «Лучший портрет моего сына есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным», – писал С.А. Пушкин уже после смерти поэта. Положив в основу своего портрета знаменитое полотно О.А. Кипренского, Уткин внес значительный вклад в иконографию Пушкина. Портрет был впервые напечатан в «Северных цветах», где были помещены главы из произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Граф Нулин». В следующем году гравюра была опубликована во втором издании поэмы «Руслан и Людмила». По свидетельствам современников, гравюра Уткина точно передавала внешний облик поэта. Баратынский, едва увидев альманах, пишет Пушкину: «Портрет твой в «Северных цветах» чрезвычайно похож и прекрасно гравирован». Свидетельство важное: Баратынский имеет возможность сравнивать, он – обладатель портрета Пушкина, рисованного Вивьеном, и, несомненно, видел также тропининский портрет. И «первый друг» Пущин отмечает, что Пушкин был очень похож на портрет в «Северных цветах».

Пушкин обратился в 1837 г. с просьбой повторить гравюру на стали (медная доска от многочисленного тиражирования пришла в негодность). В 1838 Уткин сделал повторение гравюры. Портрет Кипренского был переведен в гравюру с некоторыми изменениями в композиции: за спиной Пушкина отсутствует фигура музы с лирой, "обрезан" нижний край.

И писатель И.А. Гончаров, автор «Обыкновенной истории» и «Обломова», вспоминая свою молодость и встречу с Пушкиным, которого видел, будучи студентом Московского университета, свидетельствует: «Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюры Уткина с портрета Кипренского…»

СЛАЙД 7.

Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника в мимике лица, в выражении глаз в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. И для этого они общаются с портретируемым, изучают его особенности и лишь, потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне. Поэтому разные портреты даже одного человека могут быть у разных художников и похожи, и не похожи (ведь каждый передает еще и особенности автора портрета: определенный колорит, технику живописи).

И.Е.Вивьен. «Портрет Пушкина». Портрет, выполненный французским художником – портретистом, который в 1810 – 1840 – е гг. работал в Москве. О своем отношении к этому портрету Пушкин ничего нигде не говорит. До возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Первые в этом хронологическом ряду – выполненные осенью 1826 года миниатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашом обрусевшего француза Ж. Вивьена. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Баратынскому. Художник сумел передать интимные черты характера: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. На обороте паспарту надпись внука поэта Е.А.Баратынского – А.Н.Баратынского: «Портрет, подаренный Пушкиным Евгению Абрамовичу Боратынскому. А.Боратынский». Ниже тем же почерком: «Этот портрет заклеен в рамку, по преданию, собственноручно Алекс. Сергеевич. Пушкиным».

Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло роль нынешней фотографии. Поэт еще очень молод, он открыто и благожелательно смотрит прямо на зрителя. Художник сумел передать интимные черты характера: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. На более поздних портретах выражение лица становится более замкнутым, Пушкин сосредоточен в себе и смотрит мимо нас.

СЛАЙД 8.

Известный русский художник-акварелист Петр Федорович Соколов (1791—1848) создал один из самых знаменитых прижизненных портретов Пушкина. Поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался. На обороте портрета карандашная надпись «к-зь Мещерский».

В литературе 1930-х годов существовало два мнения об оригинальности портрета. Одни искусствоведы считали, что он лишь комбинация портретов работы О.А. Кипренского и Т. Райта, а другие исследователи, такие как Н. Вышеславцев, М.Д. Беляев, И.С. Зильберштейн, Э.Ф. Голлербах, утверждали, что портрет писан Соколовым с натуры и является ценным и интересным прижизненным изображением Пушкина. Спорной была также и датировка портрета: его относили то к 1830 г., то к 1836 г. П.Ф. Соколов не всегда подписывал свои портреты (особенно в ранний период творчества), но авторская подпись под портретом его работы свидетельствовала о том, что художник был доволен своим произведением. Уже одно это обстоятельство подтверждает подлинность и оригинальность подписанного им портрета Пушкина. Очень интересно в связи с этим мнение одного из первых русских фотографов, двоюродного брата А.И. Герцена, С.Л. Левицкого (в записи С. Либровича): «Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: «это единственный настоящий Пушкин».

СЛАЙД 9.

Среди реликвий Музея-квартиры А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге есть портрет поэта, написанный художником И.Л. Линевым. Это последнее прижизненное изображение Пушкина. Много пришлось ему перенести незаслуженных обид в эти последние годы. И. С. Тургенев последний раз видел Пушкина незадолго до его гибели в доме В. В. Энгельгардта. «Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей и кудрявые волосы…» Именно таким запечатлел поэта художник Линев. То было изображение Пушкина, задыхавшегося в тисках двора, отразившее его тогдашнее душевное состояние.

Портрет отличается глубокой реалистичностью. Поражают грустные, усталые глаза, печальное выражение изможденного заботами лица. Пушкиноведы относят написание этого портрета к 1836 году, портрет признается последним, написанным при жизни Пушкина. Автор портрета, видимо, знал и сумел показать тяжелое душевное состояние поэта в последний, самый трудный период его жизни. В портрете ощущается не только понимание духовной драмы Пушкина, но и глубокое сочувствие поэту. Это наводит на мысль, что художник должен был принадлежать к кругу людей, окружавших Пушкина.

Фамилии "Линев" не удается обнаружить не в списках художников, ни среди перечня окончивших Академию Художеств. Можно предположить, что это был художник-любитель, но в имеющихся материалах о художниках-любителях фамилия Линева отсутствует. Современники, говоря об этих последних годах жизни поэта, вспоминали: «Вообще пылкого, вдохновенного Пушкина уже не было. Какая-то грусть лежала на лице его» (П. Х. Граббе, знакомый Пушкина, автор воспоминаний о встрече с ним). «К концу жизни у него уже начала показываться лысина и волосы его переставали виться» (П. В. Нащокин, один из близких друзей Пушкина). «Я уверен, что беспокойство о будущей судьбе семейства, долги и вечные заботы о существовании были главною причиною той раздражительности, которую он показал в происшествиях, бывших причиною его смерти» (Н. М. Смирнов, близкий знакомый Пушкина).

Автор версии С. М. Куликов, рассматривая записку неизвестному (возможно, Жуковскому), написанную рукой Пушкина ориентировочно в 1835-1837 годах и содержащую следующие слова: «Посылаю тебе мою образину», – высказывает гипотезу, что речь идет о портрете Пушкина именно работы Линева.

СЛАЙД 10.

Перо – инструмент художника. Пушкин любил выполнять наброски птичьим пером на полях своей рукописи. Поэт при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе в настоящее время экспонируется в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве. Иван Иванович Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал: «…везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)».

СЛАЙД 11.

Два автопортрета Пушкина поражают своим искусством. Они отличаются акварельной техникой, живописными оттенками, достигнутыми заливкой и размывкой. Пушкин воспользовался тут обратной стороной своего неизменного орудия, гусиного пера – ворсом его. На верхнем портрете изображен юноша, на нижнем – молодой мужчина. Они нарисованы в дни триумфального успеха у московского общества любимого поэта, вернувшегося из ссылки. Пушкин как бы со стороны разглядывал изменения своей внешности, происшедшие за шесть лет ссылки. У старшего менее энергично сложены губы, появилась едва обозначенная горькая складка да глаза глядят резче – это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям.

СЛАЙД 12.

Рост Пушкина – 166,6 см. Это известно из подписи под изображением поэта во весь рост в исполнении художника Г.Г. Чернецова: «Рисовал с натуры, 1832-го года. Апреля 15-го. Ростом 2 арш. 5 вершк. С половиной». Для мужчины это небольшой рост. Красавица Наталья Гончарова была на 10 см. выше Пушкина. По этой причине, бывая на балах, поэт старался держаться от жены поодаль: чтобы окружающие не видели столь неприятного для него контраста.

Английскому художнику Доу, который зарисовывал однажды Пушкина на пароходе во время поездки в Кронштадт, поэт писал:
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.

СЛАЙД 13.

Обратим внимание, как одет Пушкин. На нём о многом говорящая деталь – клетчатый шарф. Клетчатая ткань входила в европейскую моду, её распространение было связано с увлечением историческими романами Вальтера Скотта. Современникам поэта было ясно при взгляде на портрет, что поэт следит за модой и является поклонником таланта Вальтера Скотта.

Еще в 1819 году распространились гравюрные портреты Карла Занда – юноши с длинными кудрями. Среди молодежи пошла мода на длинные волосы. Это было веяние времени. Вызвано оно было тем же вольнолюбивым духом – подражанием хотя бы внешности Карла Занда. Вот тогда-то Пушкин и стал ходить со спадающими по спине локонами.

СЛАЙД 14.

В числе приятелей Александра Сергеевича Пушкина было не мало будущих декабристов. Он сочувствовал их вольнолюбивым мечтам и энергично выражал свое сочувствие и в разговорах, и в стихах, которые быстро расходились между молодежью, и в рисунках. В рисунке «Эскизы разных лиц, замечательных по 14 декабря 1825г.» среди большой группы профилей декабристов находится автопортрет. Он сделан не в профиль, а в фас. Это редчайший случай у Пушкина.

СЛАЙД 15.

Пушкин писал много своих портретов, но почти не один не был известен его современникам. И лишь спустя сотню лет его авторские работы получили настоящее признание. Пушкин великолепно знал своё лицо, рисовал точно и выразительно, умел в нескольких чертах выразить главное. На полях рукописей, в альбомах друзей он оставил около шестидесяти дошедших до нас собственных изображений. Он сделал с себя в три раза больше изображений, чем все его современники.

А.М. Эфрос: «…автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность. Это наиболее надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика. Они тем более важны, что охватывают весь основной период его жизни. Они отражают разные состояния, самочувствия, самонаблюдения Пушкина». Наблюдения А.М. Эфроса показывают, что «…автопортреты появлялись массой тогда, когда Пушкин стоял перед жизненными осложнениями или внутренними потрясениями».

СЛАЙД 16.

Известно, что и дома, и в Лицее молодому Пушкину преподавали основы рисования, он любил и умел рисовать, и эти автопортреты – шаржи дают дополнительные сведения об облике поэта. На всех рисунках присутствует характерный профиль – срезанный лоб и выдающаяся вперед нижняя часть лица.

Пушкин рисовал не только свой автопортрет, но и свой воображаемый портрет. Он рисовал себя то обрюзгшим помещиком, то знатным лысым стариком – со звездой, то в виде придворного арапа. Рисовал себя Пушкин то коротко остриженным, каким ходил в молодости, после «горячки», – «худой, обритый, но живой», то с длинными кудрями, когда отрастил их, то с усами и в деревенской рубашке, то с баками, которыми удивил друзей, вернувшись из ссылки, – всегда с живыми признаками сегодняшнего дня. Неоднократно рисовал себя Пушкин то в измененном возрасте, то в фантастическом костюме (автопортрет Пушкина в костюме времен Французской революции в черновике его стихов о Французской революции 1789 года). Прославленный автопортрет с длинными вьющимися волосами стал «маркой» московского Музея Пушкина и воспроизводится еженедельно на первой странице «Литературной газеты».

СЛАЙД 17.

Сходство автопортретов Пушкина было настолько бесспорным, что однажды, не застав одного знакомого дома (на пути из Одессы в Михайловское, во вторую ссылку), он оставил ему вместо записки – свой автопортрет.

Но не столько различаются автопортреты поэта одеждой, длиной волос, отсутствием или наличием бак, усов, — сколько тем, что в них передано различное душевное состояние. Пушкин был настолько уверен в сильном сходстве своем с африканским прадедом, что, рисуя его воображаемый портрет, придал ему свой профиль.

Как в импульсивно – страстном темпераменте Пушкина, так и во внешности его сказалась необыкновенно сильная африканская кровь, примешанная к русской крови.
Пушкин был настолько уверен в сильном сходстве своем с африканским прадедом, что, рисуя его воображаемый портрет, придал ему свой профиль. Тонкий вытянутый нос с сильным рельефом ноздрей, крупные губы, сверкающий оскал белых зубов, удлиненная форма глаз, смуглость кожи и редкая красота небольших рук с длинными тонкими пальцами. Когда же о внешности Пушкина говорит посторонний, это больно задевает его. «В газете объявили, что я собою весьма неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не отвечал, хотя она глубоко меня тронула» («Опровержение на критики», 1830).

СЛАЙД 18.

Скульптурных прижизненных изображений Пушкина нет, так как он опасался, что богатый духовный мир его, преобразующий его черты, не пробьется наружу сквозь каменную неподвижность скульптуру. Не мог Пушкин не замечать, что духовная красота преображает его, что сквозь внешний облик проступает прекрасный лик с благороднейшим челом, проникновенный взор, печать гения. Главное в этом – жизнь, движение лица, мимика. Это и имеет в виду Пушкин, говоря в последний год жизни в письме к жене: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности».

СЛАЙД 19.

В восточных культурах сходство вообще не является важным качеством портретной живописи, внимание художника (и зрителя) в основном направлено на точность в передаче атрибутики.

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. Портрет висел в его петербургской квартире на Мойке, а сейчас находится в Третьяковской галерее. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. В этом же 1827 г. был создан второй портрет Пушкина, выполненный Кипренским, по заказу Дельвига. Пушкин хочет предстать на портрете перед другом в халате. Костюм этот своего рода символ – противоположность чиновному или военному мундиру. Лицо Пушкина на портрете Кипренского спокойно, но в повороте головы, в неподвижности плеч, в руках, крепко скрещенных на груди, передано скрытое волнение поэта.

Есть достоверные свидетельства, что поначалу на холсте не было бронзовой фигуры Музы, богини – покровительницы Поэзии, с лирой в руке стоящей справа за плечом Поэта. После окончания работы друзья Пушкина просят художника дополнить портрет изображением Гения Поэзии: они имеют в виду изваяние Музы. «Но я уже изобразил Гения Поэзии», – отвечает Кипренский. Он имеет в виду Пушкина. И все – таки он уступает просьбам. Вряд ли требовательный и серьезный художник делает это лишь для того, чтобы угодить заказчикам. Появление бронзовой Музы за плечом Пушкина, без сомнения, что-то изменяет в готовом портрете. Откликом поэта на свой портрет работы Кипренского стало стихотворение: «Любимец моды легкокрылый…». Пушкин радуется, что портрет подобен отражению в зеркале; разве только замечает шутливо, что наружность его из-под кисти живописца вышла приукрашенной.

Живописец намеревается увезти портрет за границу, показать на европейских выставках. Но этому плану не суждено осуществиться. Портрет останется в России.
Существует еще одно доказательство, что этот портрет нравился поэту, и что он им дорожил. Портрет принадлежал другу поэта, А.А. Дельвигу, после его смерти (в январе 1831 года) Пушкин купил портрет у вдовы за 1000 рублей. В Третьяковскую галерею, где он находится и сейчас, портрет перешел из семьи старшего сына поэта в 1916 году.

Юзефович М.В., знакомый поэта, отметил: «...его портрет работы Кипренского похож безукоризненно». И наконец, мнение отца поэта: «Лучший портрет сына моего сына тот, который написан Кипренским».

СЛАЙД 20.

Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами. Дмитрий Иванович Хвостов – автор большого числа посланий, басен, од, переводов, не имел поэтического дарования, был одержим страстью к стихотворству. Четыре раза он издавал собрания своих стихотворений, скупал большинство непроданных экземпляров, и, по словам Пушкина, «прожился» на этом. Здесь невольно вспоминаются слова Брюллова: «Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны!»

СЛАЙД 21.

Ксавье де Местр. "Пушкин – ребенок". 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской. Портрет, изображающий Пушкина ребенком трех – трех с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрого, лечившего Пушкиных, когда они были в Москве. Этот портрет, сделанный крепостным художником, по семейному преданию, был подарен матерью поэта Н.О. Пушкиной единственной дочери Мудрова – Софье. В 1950 г. правнучка С.М. Мудровой подарила миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле “Пушкин”. Народный артист РСФСР Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.

Томас Райт – английский гравер, живописец, долгое время работал в России, гравировал портреты главных участников войны 1812 года, написанные известным художником Джорджем Доу для военной галереи Зимнего дворца. В портрете писателя И.Е. Репин подметил: «Обратите внимание(...) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум».

СЛАЙД 22.

Пушкин создал большую галерею портретов современников. Если не считать исторических деятелей прошлого, – это девяносто человек, которых удалось узнать. Портреты возникали под пером Пушкина, когда он думал об этих людях, – думал по самым разным поводам, с самыми разными чувствами.

Бьющая через край талантливость Пушкина в портретных набросках, редкая зоркость глаза, неисчерпаемая вдохновенность превращали его наброски в драгоценные свидетельства о внешности человека. И не только внешности. Поэт-художник проникал во внутренний мир человека.

СЛАЙД 23.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Портрет, выполненный Кипренским, стал классическим и дублировался еще при жизни поэта разными способами. Пушкин оказался прав – социальный стереотип его облика родился именно из портрета Кипренского и аналогов (работ Уткина, Райта, позднее ― Матэ и Безлюдного и т. д.). После гибели поэта спрос на его портреты сильно возрос, раскупались все гравюры и литографии, сделанные по работам Тропинина и Кипренского. Любопытно, но их печатали в соотношении один к девяти. Видимо, и поэтому мы, потомки, воспринимаем облик поэта прежде всего по образу, созданному Кипренским.
  2. Автопортеты – надёжные свидетельства особенностей облика Пушкина. Все работы Пушкина точны и содержательны, в то же время трагичны, но совсем не лишены самоиронии.
  3. Автопортреты появлялись в судьбоносные годы жизни писателя и отражают истинную реальность, передают не только внешний облик поэта, но и его внутренние черты.
  4. Острота характеристики, выразительность рисунка при суровом лаконизме его, необыкновенная артистичность и являются основными свойствами вообще графики Пушкина. Это те же черты, которыми исполнена его поэзия и проза. Рисунки в пушкинских рукописях не сами по себе: они как бы часть творческой работы поэта. Нередко одни и те же раздумья рождают поэтическую строку и портрет на полях.
  5. Искусствовед Машковец утверждал: «Живописный портрет раскрывает образ писателя полнее и глубже, чем многие статьи и исследования».

В последние годы исследование рисунков Пушкина по сути дела выросло в особую отрасль пушкиноведения, которая пытается нащупать некие новые пути осмысления творческого процесса, проникнуть в таинство рождения поэтического слова.