Земля, имя которой – Чистополь,
|
Академику академии Российской
словесности, старейшине русской литературы,
Виктору Федоровичу Бокову – 90! В нашем городе
отношение к поэту особое: он прожил в Чистополе
несколько месяцев в 1941 – 1942 гг., отсюда был
призван в армию, приезжал в 1985 году, на протяжении
многих лет поддерживает связь с городской
газетой, музеем Б. Пастернака, краеведами. По
собственному признанию Виктора Федоровича,
именно в Чистополе произошло его становление как
поэта. Чистопольские улицы – свидетели его
прогулок с Б. Пастернаком, их задушевных бесед. В
воспоминаниях и стихах Бокова Пастернак,
Чистополь и молодость поэта часто оказываются
слиты воедино. “Гениальный поэт”, “наставник
любимый”, кажется, до сих пор сопутствует своему
“любимцу”, их духовная связь неразрывна. Виктор
Федорович отдает дань своему Учителю не только в
поэзии, но и многое делает для пропаганды его
творчества, сохранения памяти о нем. В стихах,
воспоминаниях, статьях, письмах создан живой,
обаятельный образ Пастернака, который в свою
очередь позволяет глубже узнать самого Бокова, т.
к. открывает лучшие его качества: человечность,
стойкость, памятливость, жизнелюбие и умение
быть благодарным.
Опираясь на краеведческий и мемуарный
материал, переписку В. Бокова, мы попытались
воссоздать некоторые стороны взаимоотношений
двух ярких представителей русской литературы 20
века, их связь с нашим городом. Отдельные стихи и
письма, использованные в статье, ранее не
публиковавшиеся, являются частью личного архива
литературного краеведа Н.С.Харитоновой.
Великая Отечественная война –
отдельная страница в биографии В. Ф. Бокова. Этот
период нераздельно связан с его пребыванием в
нашем городе Чистополе, сближением с Б.
Пастернаком, дружбой с которым Виктор Федорович
гордился, дорожил, и, пожалуй, самыми
трагическими событиями его жизни – арестом и
почти пятью годами лагерей.
Начало войны застало В.Бокова в Москве.
Он и Б.Пастернак 8 августа 1941 года провожали в
эвакуацию в Елабугу М.Цветаеву. В своих
воспоминаниях поэт подробно рассказывает об
этих тяжелых проводах, потому что никто уже не
может рассказать об этом: нет в живых ни
Пастернака, ни Цветаевой, и он старается
сохранить для нас живые образы дорогих ему людей (Приложение 1).
Вряд ли уезжавшие знали, что их ждет в
эвакуации. Не знал тогда и Пастернак, что он сам
отправится в Чистополь, но М.Цветаевой уже не
будет в живых.
Вскоре и В.Боков попадет в Чистополь:
сначала в августе на несколько дней, когда
привозит семью, а с середины октября 1941 года до
середины марта 1942 проживает постоянно.
В своих письмах, вспоминая то время,
Виктор Федорович с особой теплотой говорит о
нашем городе: “Материально в Чистополе было всем
нам очень трудно. Но – странное дело! – сердце
пело, приветствовало жизнь, верило, творило,
звало к общению, к восприятию искусства. Поэтому,
несмотря на войну, ваш город сохранился в памяти
моей удивительно светлым,
торжественно-праздничным”.
Тем не менее жизнь в эвакуации была трудной:
Мы не только скрипели перьями В те трагичные года, Становились порой артелями, Не гнушась простого труда. |
Если надо, мы были работниками, Шли к реке, засучив рукава, Пастернак бывал на субботнике, И грузил не слова, а дрова. |
Бокову удалось устроиться на работу
ночным сторожем в детдоме. “Роль – комичная,
время – трагичное, выбирать не из чего, -
вспоминает он. - Мое пребывание здесь было
становлением меня как поэта. Здесь зазвучали мои
первые стихи публично и были горячо встречены
чистопольцами”.
Незамысловатые сюжеты боковских
стихов, их внешняя простота и искренность
привлекали слушателей и читателей. Ведь он был
одним из них, разделял их судьбу, жил теми же
ожиданиями и надеждами.
Как стихи наши люди слушали, Как ловили словцо любое, Как сливались мы нашими душами С нашей общей, народной судьбою! |
Мы писательству были причастны, Этот труд был наш первый долг Подарила судьба нам счастье – Милый Чистополь – городок! |
Он часто выступал на литературных
вечерах в местном Доме учителя, его стихи слушали
Н.Н.Асеев, Л.М.Леонов, К.А.Федин, Б.Л.Пастернак,
М.В.Исаковский. В Чистополе же они “тепло и
по-братски” приняли его в свою семью. Виктор
Федорович становится членом Союза писателей. Для
молодого начинающего поэта это было событием
огромной важности. Какую радость и какую
ответственность должен был он ощущать, ведь его
рекомендовали сам Н.Асеев и сам Б.Пастернак!
Пастернак для него не только “Моцарт, вершина
уменья”, но и мужественный человек, который в
самые мрачные времена сталинщины шел туда, куда
влек его свободный ум художника. Его
противостояние и сопротивление времени поистине
героично.
“ Мне иногда с упреком говорили: - Ты же
крестьянин, а любишь Пастернака. Как это
понимать?
А для меня он был самый земной, а для меня он был
пахарем и сеятелем в поле литературы и в трудные
мои годы и теперь, когда я и сам седой”, -
признается В. Боков.
Знакомство с Пастернаком перерастает
в дружбу на чистопольской земле. Здесь они часто
встречаются, совершают прогулки, говорят о
поэзии. “Зимой 1941 года шли мы с Борисом
Леонидовичем по городу Чистополю, над Камой.
Закатывалось по-пушкински ясное морозное
солнышко.
- Посмотрите, какие крыши! – воскликнул
Борис Леонидович. – Это же медовые пряники!
Отламывай и ешь!
Тут в нем говорил отец, выдающийся
художник Леонид Пастернак, которого любил Лев
Николаевич Толстой”. Сколько их было, таких
прогулок и бесед, каждое слово из которых Виктор
Федорович хранит до сих пор!
В марте 1942 Боков был призван в армию:
Просыпаюсь, мне повестка.
Вышел срок идти на фронт.
“ Ну, как уехать, не простившись с
обожаемым маэстро. Захожу на квартиру, где жил
Пастернак.
- Его нет, - сказали хозяева, - он ушел на колонку за
водой.
Вдруг дверь открылась и на пороге встал
Пастернак. В руках он держал две новых
оцинкованных бадьи с дымящейся от холода водой.
- Это ваша судьба! – воскликнул Борис Леонидович.
– Я как знал, что вы придете проститься, всклень
налил.
Он благословил меня в путь, который
оказался трудным и трагичным.”
Жизнь угощала меня шоколадом
и шомполами,
Медом и горечью.
Порядочными людьми
и сволочью,
истиной и заблуждением,
и проволочным заграждением!
Даже сейчас, спустя много лет, Виктор
Федорович, вспоминая, пожалуй, о самом
трагическом эпизоде своей жизни, немногословен:
“Оклеветали, арестовали, посадили”. И
продолжает чисто по-боковски: “Чтобы быть
русским писателем и не быть каторжником…”
Личная судьба позволила Бокову
написать одно из главных стихотворений, которое
определило “биографию” нескольких поколений
людей нашей горестной Родины:
Жизнь – ужасная штука, Если о ней помыслить; То захотят повесить, То захотят повысить. |
То тебя в генералы, То тебя в рядовые, То тебе гонорары, То тебе чаевые. |
Лучше о непредсказуемости
сумасбродной власти не скажешь. Подобных
метаморфоз не миновали десятки тысяч людей,
включая боевых генералов, конструкторов,
академиков, поэтов, словно их выверяли на
прочность. Крестьянская стойкость и смекалка
позволили В. Бокову не просто выжить, но и
остаться необыкновенно жизнерадостным
человеком. Вернуться в жизнь, выстоять, не
сломаться после пережитого Виктору Федоровичу
во многом помог Пастернак. “Каждый приход к нему
был для меня счастьем. Он заряжал меня, опального
поэта, перенесшего Сиблаг, энергией терпенья и
надежды. Автограф на одной из подаренных мне книг
начинается словами – “любимцу моему”. Когда я
прочел это наедине, у меня в глазах потемнело. Я
буквально не шел, а бежал с книгой в руке, не
садился на скамью, а складывал крылья, чтобы не
встать, а взлететь и нести с собой бесценный дар
– книгу великого поэта!”
До сих пор в толстом альбоме хранит
Виктор Федорович памятные автографы, их – 140.
Первый – Бориса Пастернака: “Виктору Бокову,
любимцу моему, горячему, живому поэту в
непрестанном действии, завидном и счастливом”.
Своими орденами он не гордится так, как книгами и
автографами Пастернака и Платонова, письмами
Шолохова. И даже сейчас, прожив долгую творческую
жизнь, став в прямом значении этого слова
народным поэтом, считает, что у Пастернака есть
чему учиться.
Он и учился. Каждая встреча, каждая
беседа становилась уроком Мужества, уроком
Творчества, уроком Мастерства, которые Виктор
Федорович бережно сохраняет в памяти и которыми
одаривает нас, своих читателей, создавая живой,
обаятельный образ Мастера, помогая проникнуть в
его поэтический мир.
“Все встречи с Пастернаком, а их было
немало за годы нашей дружбы, я приравниваю к
престольным праздникам, которые я застал в своей
родной подмосковной деревне. Увидев меня в окне
своей дачи, каждый раз бежал он навстречу”.
Он бежал ко мне бывало
- Здравствуйте! – но это мало,
Обнимал и тряс руками:
- Помните, как мы на Каме…
Да, проходили годы, а Кама, Чистополь,
военное лихолетье не забывались, сближали и
роднили этих таких разных и по возрасту, и по
поэтическому голосу художников. И уже совсем
недавно, в 2000 году, в стихотворении, посвященном
Борису Пастернаку, Боков вновь воссоздает
радостную атмосферу общения с ним (Приложение
2).
Их общение было обоюдно доверительным.
Оба могли позволить себе говорить о самом
сокровенном, например, о любимом детище
Пастернака романе “Доктор Живаго”. “А ведь я
читал рукопись романа в те времена, - делится
воспоминаниями Виктор Федорович, - и долго
говорил с Борисом Леонидовичем о впечатлении,
разбирал его” (из письма Н. С. Харитоновой 2.08. 1987).
Но главным, что их объединяло, была,
конечно, поэзия. Должно быть, именно это
непосредственное общение с Пастернаком дает
возможность Бокову так тонко чувствовать и
понимать его сложный поэтический мир, помогать
нам постигать его глубину и своеобразие.
“Говорить с Пастернаком о поэзии и
поэтах я очень любил. Его определения были всегда
неожиданны, смелы, правдивы и, что особенно важно,
образны… Это круто наливавшийся свист – одно из
определений поэзии самим Пастернаком. Вся поэзия
Бориса Леонидовича – крутой налив, всевластная
над словом музыка”. Говоря о поэзии Пастернака,
Боков обращает внимание на удивительно мощный
мелодичный поток его стихов, при любой
возможности отмечает необыкновенную
музыкальность, помогает увидеть и понять её.
Сохранил Боков в воспоминаниях и день
похорон Пастернака. Он был среди тех, кто не
побоялся прийти проститься с опальным поэтом (Приложение 3). Чувство невообразимой
потери, память об этом дне долгие годы не
отпускает Виктора Федоровича. Вновь и вновь в
мыслях и стихах он возвращается в тот день.
Болит плечо от гроба
Все нынешнее лето.
Не умолкает злоба
В тех, кто травил поэта…
Под стихотворением дата – 1989 год, а
такое ощущение, что поэт рассказывает о том, что
довелось пережить вчера и все так же “болит от
гроба” не только плечо, но и душа.
Виктор Федорович остается верен
своему Учителю, его памяти до сих пор. Он – один
из немногих, кто в долгие годы замалчивания имени
и творчества Пастернака не молчал, уже тогда
прекрасно осознавая, что “Пастернак такой же
классик, как Есенин, Маяковский, Ахматова,
Цветаева”.
И как же был рад, когда в 80-е годы начало
меняться общественное сознание: “Теперь о его
прогрессивной роли в развитии поэзии нет
сомнений, все говорят, что он – гений.
Поклонников у Бориса Леонидовича неисчислимо!
Весь мир!” (из письма Н. С. Харитоновой 8.11.1987)
Виктор Федорович приветствовал и
поддерживал идею открытия мемориальной доски на
доме, где жил Пастернак в Чистополе, а затем и
мемориального музея в нашем городе.
До сих пор свои письма, адресованные в
Чистополь, Виктор Федорович заканчивает фразой:
“Остаюсь “чистопольцем”, Ваш Виктор Боков”. А
один из последних сборников поэта, “Чистый
четверг”, открывают стихи с пометкой: “1942 год.
Чистополь”. Да, многое связывает этого человека
с нашим городом, а память, несмотря на его
солидный возраст, не подводит. Не изменяет и
человеческая чуткость, доброжелательность и
неистребимый интерес к жизни. Долгие годы он
поддерживает отношения с нашим городом, его
обращения к чистопольцам и поздравления
появляются на страницах местной газеты, он в
курсе многих городских событий.
А в 1985 году Виктор Федорович вновь
побывал в Чистополе. Встреча с поэтом собрала
полный зал клуба часового завода, чистопольцы
получили возможность “вживую” увидеть автора
любимых песен, услышать его стихи и воспоминания
о далеких военных годах. Этот вечер надолго
запомнился не только зрителям, но и самому гостю,
для которого приезд в наш город стал
возвращением в молодость. “А ведь сердце
сжималось, когда через 40 с лишним лет ты приехал
туда и не нашел дома, где жил, откуда уходил в
армию в марте 1942 года. Ничего не осталось.
Осталась лишь деревянная лестница в Доме
учителя, по которой ты ходил вместе с Борисом
Леонидовичем Пастернаком, К. Фединым, Н. Асеевым,
Л. Леоновым, М. Исаковским, где читал стихи,
разговаривал с коллегами” (из письма Н. С.
Харитоновой 2. 08. 1987). Он говорил о необходимости
сохранения памяти о пребывании писателей в годы
войны в Чистополе, об уникальности нашего города,
ставшего на время “обителью для муз”.
Появление в 1987 г. сборника
“Чистопольские страницы”, в котором воссозданы
атмосфера Чистополя военных лет, быт, творческая
и общественная деятельность эвакуированных
писателей, стало событием и для В. Бокова. Одним
из первых он не только познакомился с книгой, но и
отозвался о ней: “Нахожусь под огромным
впечатлением от “Чистопольских страниц”.
Большое вам спасибо! Чего стоит одна фраза Б.
Пастернака: “По-прежнему меня кормит
чистопольский старик Шекспир”. Это грандиозно –
Пастернак прописал Шекспира в Чистополе! Работа
проделана вами подвижническая, уникальная… Это
важнейший документ военного времени,
показывающий моральную силу нашего общества в
военные годы…” (из письма Г. С. Муханову).
Примечательно то, что, читая книгу,
Боков обращает внимание не на раздел,
посвященный ему самому, а отыскивает строки о
Пастернаке, приходит в восторг от узнавания так
хорошо знакомой ему грустно-ироничной манеры
Бориса Леонидовича говорить о себе. О
“чистопольском” Шекспире вспоминает в стихах и
сам Боков:
Чистополь. Сугробы. Стужа.
Дров не сыщешь, мерзнет муза.
Чья-то частная квартира,
Переводы из Шекспира…
И, несмотря на это, “сердце пело,
приветствовало жизнь, верило, творило, звало к
общению, к восприятию искусства…”
Жизнерадостный, остроумный, ироничный,
прячущий скрытую грусть где-то далеко, на самом
донышке души – таким нам представляется В. Ф.
Боков, человек, поэт, хранитель памяти.