Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: Урок-путешествие.
Тема урока: «Путешествие в село Фольклорное».
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделу.
- Развитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материалом.
- Воспитать у детей интерес к литературе, любовь к русскому устному народному творчеству. Чувство патриотизма и национальной гордости, желание сотрудничать.
Оборудование:
- Маршрутная карта «Село Фольклорное» с указанием остановок: деревня Обрядовка, станция Загадайкино, Частушечная полянка, Музей сказочных вещей, посёлок Пословицыно-Поговоркино.
- Макет избушки, солнышко, петушок, изгородь, сельская утварь, выставка книг «Русские народные сказки».
- Стол в Музее с волшебными предметами: шапка-невидимка, топор «Тяп-ляп», йогурт, скатерть-самобранка.
Учитель и ученики одеты в русские народные костюмы. На столах для гостей – пироги, чай в самоваре, варенье, мёд.
Ход урока
Звучит мелодия русской народной песни под аккомпанемент гуслей (в грамзаписи) «Ох вы, сени, мои сени».
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в село Фольклорное. Путь будет дальним. Ждут нас остановки необычные. Меня вы, конечно, узнали? Верно. Я Василиса Премудрая. Платой за ваш проезд станут ваши ответы на мои вопросы.
Опрос по теории |
Предполагаемые ответы учащихся |
1. Что такое фольклор? |
Народная мудрость. Устные проявления искусства слова. Устное народное творчество |
2. Назовите виды фольклорных жанров |
Пословицы, поговорки. Сказки, частушки, шутки, прибаутки, анекдоты. Загадки, обряды, песни |
3.Что такое загадка? |
Вопрос или задание, требующее ответа-разгадки. Часто используется в сказках, отражая смекалку героев. |
4. Приведите примеры загадок |
Сидит девица в темнице, а коса на улице. |
5. Что такое пословица? |
Краткое изречение, .приноровленное к разным случаям жизни. Передаёт оценку определённого явления, события, человека.. |
6. Приведите примеры пословиц |
Чужими руками легко жар загребать. (содержится вывод) |
7. Что такое поговорка? |
Близка пословице, но не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. |
8. Приведите примеры поговорок |
Чужими руками жар загребать |
9. Что такое сказка? |
Это художественное произведение фантастического , приключенческого характера |
10. Какие виды сказок Вам известны? |
Волшебные, бытовые, героические, о животных. |
11. Приведите примеры на каждый вид сказок |
«Василиса Премудрая», «Диво-дивное», «Иван- Крестьянский сын и Чудо-юдо», «Теремок» |
12. Назовите непременные элементы сказок |
Зачин, повторы, концовка |
13. Приведите примеры |
«Жили-были», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец» |
14. Какие обряды вам известны? |
Свадебный, похоронный, Проводы в армию. Рождение ребёнка, крестильный обряд |
Учащиеся приводят примеры. Выше дана схематичная система ответов.
Учитель: А что поможет нам в путешествии? Верно, ребята! Хорошая песня.
Ученики (поют):
Чтоб могли на Марс летать
Люди без опаски,
С детства учимся мечтать
Мы у старой сказки.
Объяснить нам не успел
Ни один учебник.
Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник.
Входят двое ведущих.
1 Ведущий: Здесь и красные девицы.
2 Ведущий: Добры молодцы кругом.
Вместе: Все уселись за столом.
1 Ведущий:
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас.
2 Ведущий:
Песни русские попеть.
В русский пляс с душой пуститься.
1 Ведущий:
Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть.
Вместе: Все мы рады видеть вас!
Учитель: Вот мы и добрались с вами до деревни Обрядовка. А нас уже встречают красны девицы.
Девочки (поют):
Ой, ты, Полюшка – Параня,
Ты за что любишь Ивана?
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.
Что головушка кудрява,
А бородушка кучерява,
Кудри вьются вдоль лица,
Люблю Ваню - молодца.
Одна из девочек: Девки, девки, давайте погадаем.
Девочки: Давайте.
Гости на поднос кладут кольца.
Девочки (поют):
Кому вынется, тому сбудется,
Кому сбудется, не минуется
- Чьё кольцо? (Показывается кольцо.)
И так по количеству колец девочки произносят гадание.
1. Брякнула иголка во ящичек,
Полно, иголка, шить на батюшку,
Пора шить на подушку.
(К богатству)2. Бей, мать, опару, пеки пироги,
К тебе будут гости, а ко мне – женихи.
К тебе в лаптях, а ко мне в сапогах.
(К гостям)3. За дежой сижу, тяжело вожу.
Ещё посижу, ещё повожу.
(Посидеть в девках)4. Ходит щучка по заводи,
Ищет щучка тепла гнезда.
Где бы щучке трава густа.
(К богатству)5. Сидит воробей на жёрдочке,
Глядит воробей на чужую сторону,
Говорит воробей: «Улечу, улечу»
(К дальней дороге)
Выходят два мальчика.
- Эй, Фома!
- Чего, Ерёма?
- Скучно дома на печи.
- На гулянье что ль пойти?
Подходят к девочкам, и все мальчики и девочки водят хоровод и инсценируют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла».
Учитель: Вот мы и в деревне Загадкино. А нас уже встречают. Кто это? Это же старичок-лесовичок.
Мальчик, переодетый в лесовичка:
Здравствуйте, ребята.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за речкой бор лесной,
Собираю я загадки в кузовок волшебный мой.
- А что в моём кузовке лежит, вы узнаете, когда загадки разгадаете.
1. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под ёлкой крошка –
Только шапка да ножка.
Что это?
Дети отвечают, а лесовичок достаёт из корзинки гриб.
2. В моём лесу растёт кустарник, а в нём:
Мальчик-крошка в костяной одёжке.
У этого мальчика шапочка зелёная
До ушей надвинута.
Что это за мальчик?
Дети отгадывают, а лесовичок достаёт из корзинки орехи.
3.
В моём лесу живут Андрейки
Все в тюбетейках.
- Что это?
Достаёт жёлуди.
- А вы, ребята, знаете загадки? Очень хочется послушать, кто самый сообразительный.
Дети становятся парами (по принципу игры «Ручеёк») и загадывают друг другу загадки.
Учитель: Ну вот мы с вами и добрались до частушечной полянки.
Ребята встают друг напротив друга и начинают по очереди петь частушки под аккомпанемент аккордеона.
1. Ты, сорока-белобока, научи меня летать.
Невысоко, недалёко, чтобы милого видать2. Я надену кофточку, кофточку-матросочку,
А ты, миленький, надень рубашечку в полосочку.3. Ох и звонки планочки у моей тальяночки,
Ты играй, играй звончей, чтобы стало веселей.4. Не пошла бы я плясать, да надо выходку казать.
Вот и пляска, вот и я, а вот и выходка моя.5. На гулянку собиралась – маменька ругалася,
Папенька сидел, как пень – ему ругаться было лень.6. Раньше были русы косы у моей у милочки,
А теперь по новой моде стрижены затылочки.7. У мово милёночка треугольна голова,
Каку шапку ни наденет, то велика, то мала.8. Отходила в большой дом, отсчитала лесенки,
Отыграл милок в гармонь, а я отпела песенки.9. Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.
Учитель: Ох, и весело же у нас!
Дети наперебой начинают тревожно говорить:
- Ой, Василиса, мы заблудились!
- Правда, ребята. Баба-яга, костяная нога, в моей корзинке перепутала все пословицы и поговорки. Если мы сейчас правильно соберём их по парам, то тогда мы выйдем из чащи. А если не найдём пару, то навсегда останемся в посёлке Пословицыно-Поговоркино.
Учитель раздаёт всем детям открытки-листочки, на которых написаны части пословиц и поговорок. Ученики должны сложить открытки, чтобы получились целые пословицы и поговорки (по принципу игры «Найди пару»).
Например:
1. Любишь кататься…? |
|
2. Люби и саночки возить. |
Учитель: Как хорошо, что мы выбрались из леса. Нас здесь повсюду ждут чудеса. Смотрите, это моя младшая сестра Василиса Прекрасная.
Девочка в роли Василисы Прекрасной: Здравствуйте, ребята. Проходите, проходите в мой Музей волшебных сказочных вещей.
Девочка как экскурсовод рассказывает и показывает сказочные вещи:
Вот топор Тяп-Ляп.
Топор Тяп-Ляп смог смастерить телегу, шкап,
Тяп-Ляп ладью летучую построить мог по случаю.
Так было раньше, но вчера
Сварили суп из топора.
Вот скатерть-самобранка.
Сама кормит, сама поит
И сама посуду моет,
И сама бранит, ругается на тех,
Кто ею вытирается.
А вот йогурт. Знаете, кто его придумал?
Йогурт придумала Баба-яга.
Там, где молочной реки берега.
Высыплет ягод корзину: клюкву, бруснику, малину.
И йогурт выходит отличный:
Клюквенный и земляничный.
А вот шапка-невидимка.
Взять такую шапку нетрудно, если есть
В сундуке у бабки невидимая шерсть.
Для шапки-невидимки достать необходимо
Три шёлковых шерстинки
Барана-невидима.
Дети благодарят Василису Прекрасную за интересную экскурсию.
Учитель: А теперь, ребята, давайте узнаем, кто лучший сказитель?
Мальчик и девочка по очереди заходят в макет избушки и сказывают сказки.
Девочка сказывает сказку «Вазуза и Волга», а мальчик – «Откуда ветер дует?»
Остальные ученики решают, кто же лучше сказывает сказку, и выявляют победителя. Но мальчик и девочка артистично сказывали сказки. Поэтому победила дружба.
Ребята коллективно инсценируют сказку «Рукавичка». Инсценировка была костюмированная.
Учитель рассказывает детям докучалки.
Учитель: Жил-был царь, у царя был двор, на дворе стоял кол, на колу – мочало, не начать ли нам сказку сначала?
Дети: Нет!
Учитель: Ну, ладно. Расскажу другую сказку:
- Жили-были журавль да овца, решили они съесть стожок сенца. Не начать ли нам сказку с конца?
Дети: Нет!
Учитель: Ну, раз вы устали, тогда давайте отдыхать. Приглашайте всех на пир.
1 Ведущий: И, как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.
2 Ведущий: Вам - сказка, а нам - бубликов связка
Вместе: Вам - сказки, а нам - пироги да сласти!
Подведение итогов. Выставление оценок. И домашнее задание: нарисовать иллюстрации к сказкам и написать творческую работу на тему «По следам путешествия в село Фольклорное» или «Наш сказочный урок».
Все садятся за столы, и начинается чаепитие с русскими пирогами.