История и обществознание
-
Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс 2016
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову.
-
Интегрированный урок (история + литература) на тему "Умей дорожить Отечеством, или Несколько страниц эпохи декабризма" 2013
Представленный урок для старших классов является обобщающим по итогам изучения декабристского восстания, биографии А.С. Пушкина. Он дает понять особенность первого антикрепостнического этапа революционного движения в России и определить значение декабристского движения, а также углубить знания о русской литературе XIX века, обобщить представления о личности поэта – декабриста К.Рылеева.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "XIX век, он как будто за тонкой стеной" 2009
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XI–XIV веках. Отражение важнейших событий в древнерусской литературе" 2010
Интегрированный урок по литературе и истории России в 11-м классе с использованием компьютерных технологий (презентация в системе PowerPoint). Обязательна предварительная подготовка, на уроке предусмотрена групповая форма работы (с целью развития коммуникативных навыков): каждая группа перечитывает определенный текст произведения, анализирует его и сопоставляет с историческим событием данного периода.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Восстание декабристов. Судьба его участников". 8-й класс 2014
На уроке создается картина восстания декабристов в 1825 г. Рассматриваются причины, ход восстания, итоги, прослеживаются судьбы участников после его поражения. Учащиеся размышляют над тем, что побудило жен декабристов отправиться в Сибирь вслед за мужьями; работают со схемой восстания, изучают текст «Манифеста к русскому народу», обращаются к поэме Н.Некрасова «Русские женщины».
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Декабристы на Кубани. М.Ю. Лермонтов на Кубани" 2010
Цель урока: создать у школьников яркий впечатляющий образ страниц истории "малой родины"; способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к истории родного края.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького) 2007
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны" 2011
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Комедия «Ревизор» в контексте эпохи" 2011
Цели урока: ввести учеников в мир эпохи, показав единство явлений и событий, единство творцов эпохи и их влияние на развитие общества, его нравственное состояние; расширение и систематизация опорных знаний из истории и литературы; изучение источника – общая платформа сближения предметных знаний; творчество учащихся и активная познавательная деятельность.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Овеянные славою флаг наш и герб" 2012
Урок призван расширить исторические и литературные знания у учащихся о государственных символах Российской Федерации и Республики Адыгея. Возраст учащихся для проведения урока – 6–11-й класс. Для более успешного проведения урока необходимо оборудование для использования презентации и прослушивания музыкальных файлов. Разработку можно использовать и как внеклассное мероприятие с привлечением помощи учителей истории и литературы.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе" 2011
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Отечественная война 1812 года и ее отображение в истории и литературе XIX века" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2014
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, например, история Отечественной войны 1812 года и изучение произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "По страницам Серебряного века русской культуры" (11-й класс) 2009
В уроке объединены блоки знаний по истории и литературе к. XIX - н. ХХ века. Интеграция предметов приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картинки мира. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук, явлений.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс 2012
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва. Другой взгляд" 2013
Интегрированный урок для 11-го класса посвящен 70-летнему юбилею Сталинградской битвы. Перед учащимися стояла задача поиска, сравнения и анализа литературных, журналистских и исторических текстов, отражающих разные взгляды на одно событие. В ходе обсуждения учащимся предстоит дифференцировать фактический, художественный, оценочный характер суждений, попытаться объяснить объективный и субъективный подход к изложению материала, и, самое главное, сформулировать собственное мнение.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение" 2010
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс 2013
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме «Пушкин – историк и создатель повести "Капитанская дочка"» 2014
Интегрированный урок истории и литературы расширяет представления учащихся о личности А.С. Пушкина как историка, характеризует историческую обстановку в 60–70-е годы XVIII века, раскрывает сложность образа Емельяна Пугачева.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме: "Проявление русского национального характера в Великой Отечественной войне" 2007
Цель урока – определить, как проявился русский характер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского характера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
-
Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) 2008
Урок уместен в рамках повторения в 10-м классе. Помимо обобщения изученного материала он включает в себя защиту ученических проектов по ряду проблем: "Слово" как отражение сознания древнерусского человека, исторический аспект и взаимоотношения с половцами по "Слову". Такая подача материала позволяет учащимся увидеть прошлое страны и литературы на новом уровне, определить отношение к историческому прошлому, осознать проблемы настоящего, выявить общечеловеческое значение "Слова".
-
Интегрированный урок (история + математика) "Московский Кремль от Ю.Долгорукого до Ивана III. Решение задач с уравнением". 7-й класс 2011
Кремлю столько же лет, сколько и Москве. Каждый век оставляет свой след на этом самом видном и высоком месте столицы. На уроке мы рассмотрим, как рос и расцветал Кремль, с чего он начинался. Вспомним историю Кремля со времен Юрия Долгорукого до Ивана III, восстановим картину строительства его стен и башен. Помощниками нам в этом будут задачи и уравнения, которые мы будем решать на уроке. Ведь точно такие же или похожие задачи приходилось решать древним мастерам и "градодельщикам", которые в свое время возводили стены и башни Кремля.
-
Интегрированный урок (история + математика) "Стояние на Угре". 6-й класс 2015
Урок даёт представление об историческом значении освобождения Руси от ига Золотой Орды, о событиях, с которыми связано освобождение Руси. Одновременно, используя математические знания, ученики получают возможность окунуться в прошлое, чтобы реальнее представить его картины, стать как бы участниками былых событий.
-
Интегрированный урок (история + математика) в 6-м классе по теме "Наша древняя столица" (действия с десятичными дробями) 2008
Межпредметные связи усиливают активность учащихся, возникает новый ход мыслей путем включения элементов содержания из одних учебных дисциплин в содержание других. Эти связи способствуют образованию всесторонних цельных представлений, формированию научных понятий. Урок посвящен истории Московского Кремля. Урок поставлен в соответствии с действующей программой по математике для школ, работающих по базисному плану. Урок содержит материал для изучения темы «Десятичные дроби» 5–6-е классы. Отличительной особенностью урока является то, что задачи связаны с историей Московского Кремля, с его архитектурными и культурными памятниками. При составлении задач использовались сведения из трудов историков, реставраторов, археологов.
-
Интегрированный урок (история + математика) по теме "История Древнего Египта в математических вычислениях" 2012
В современной школе одной из эффективных форм обучения является интегрированный урок. Здесь у учителя появляется возможность реализовать творческие планы, а у учеников - проявить себя, размышляя, принимая ответственные решения, делая выводы. Интегрированный урок способствует формированию у учащихся системных знаний, в которых все предметы, изучаемые в школе, объединены в единый комплекс. В результате ученик бережет здоровье и время, получает прочные знания, а в будущем - престижную профессию.
-
Интегрированный урок (история + математика) по теме "Оттепель" в науке и культуре" 2014
Цель: ориентирование студента на актуализацию имеющихся знаний и приобретение новых. Задания на метапредметном уровне можно составлять: сопоставление исторических периодов и научных достижений; выражение своих впечатлений, ощущений от полученной исторической, литературной, музыкальной информации с помощью научных понятий, терминов; понимание закономерностей историко-научного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.
-
Интегрированный урок (история + математика) по теме "Развитие научных знаний в странах Арабского халифата". 6-й класс 2009
Данный интегрированный урок способствует установлению межпредметных связей, рассмотрению темы урока с точки зрения истории и математики. Урок построен на паритетных началах, на равном долевом участие обоих педагогов.
-
Интегрированный урок (история + музыка) "Симфония войны" 2011
Цель урока – воссоздание образа блокадного Ленинграда через образ "Ленинградской" симфонии Шостаковича.
-
Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых" 2008
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых.
-
Интегрированный урок (история + музыка) по теме "О первопрестольной замолвим слово…" 2009
Данный урок разработан в цикле занятий "История в музыке" и приурочен к 860-летней годовщине нашей столицы. Учащимся предлагается разноплановый экскурс по Москве. Достигается это через творчество выдающегося композитора П.И. Чайковского, его преемника В.Я. Шебалина и через знакомство с историческим прошлым столицы. Для закрепления пройденного материала предлагается интегрированная викторина "Москве - 860 лет".
-
Интегрированный урок (история + музыка) по теме: "Золотой век русской культуры" 2007
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.