Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 11


30 октября в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам, в этот день скорбят о безвинно убиенных. Тема представленного урока связана с историей Севера и этим скорбным днем: “Репрессии на Севере (СЛОН)”.

В качестве эпиграфа к уроку послужили слова бывшего узник Соловков генерала И.М. Зайцева: “Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”.

Цели и задачи урока:

Цель урока:

  • создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР;

Задачи урока:

Образовательная:

  • закрепление представлений о масштабе репрессий в Советском Союзе;
  • актуализация знаний по истории СЛОНа.
  • анализ положения репрессированных в Соловецком лагере особого назначения;

Развивающая:

продолжить формирование умений учащихся:

  • прослеживать причинно-следственные связи,
  • пользоваться различными источниками информации,
  • анализировать источники, сопоставлять факты, делать выводы,
  • решать проблемные задания,
  • отстаивать свою точку зрения,
  • работать в группе.

Воспитательная:

способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, милосердие, уважение прав человека.

Тип урока (дидактическая цель): изучение нового материала.

Вид урока (метод организации): интегрированный урок-практикум.

Основные понятия: репрессии, ГУЛАГ, СЛОН.

Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал (нормативные документы, тексты по литературе), таблица с заданиями для работы в группах, классная доска, статистические, периодические, документальные материалы.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационная беседа (постановка целей урока).
  3. Актуализация ранее изученного материала (масштабы репрессий, история СЛОНа.)
  4. Положение политзаключенных в СЛОНе. (сравнительный анализ данных источников, работа в группах)
  5. Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию.
  6. Рефлексия.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Мотивационная беседа.

Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. О массовых репрессиях в нашей стране сказано немало. Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказание заключенные, находились на территории всей нашей страны, не стал исключением и наш северный край.

30 октября в нашей стране отмечается совсем не праздничная дата – День памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам, в этот день скорбят о безвинно убиенных. Поэтому тема нашего урока связана с историей нашего края и этим скорбным днем: “Репрессии на Севере (СЛОН)”.

Сегодня на уроке мы:

  • вспомним краткую историю политических репрессий в СССР;
  • рассмотрим масштаб репрессий в нашей стране;
  • обратимся к истории Соловецкого лагеря
  • используя различные источники, рассмотрим положение репрессированных в Соловецком лагере особого назначения;

В качестве эпиграфа к уроку послужат слова бывшего узник Соловков генерала И.М. Зайцева: “Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”.

Почему же И.М. Зайцев отмечает, что это “Великая русская трагедия”, и почему её нужно изучать “подробно, верно и беспристрастно”. Надеюсь, ответ на этот вопрос вы сможете аргументировать в конце урока.

3. Актуализация ранее изученного материала

Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение: “Репрессия-наказание, карательная мера, применяемая государственными органами”. Массовые репрессии начались в СССР еще в 1920-е годы и продолжались с разной степенью интенсивности до самой смерти Сталина в марте 1953 г. Существуют различные оценки масштабов репрессий. Количество репрессированных по некоторым источникам достигает 40 млн. человек. Возможно, историки никогда не придут к единому мнению по количеству репрессированных. Но на карте нашей страны огромное количество мест, где располагались лагеря, в 1930 году вошедшие в систему ГУЛАГа. Посмотрите на карту, черные точки на ней – это лагеря для репрессированных и заключенных.

Мы попытались выяснить, были ли в семьях учащихся школы репрессированные родственники, знакомые. Группе ребят было дано опережающее задание по сбору информации. Что получилось?

  1. Были ли среди ваших знакомых и родственников репрессированные?
  2. Причины репрессий
  3. Какова их судьба?

При подведении итогов у нас получились следующие результаты. Сообщение учащихся.

И жителей нашего края коснулись репрессии. На протяжении многих лет Соловецкие лагеря были самыми крупными в “стране Советов” и играли роль “полигона”, на котором отрабатывались методы каторжного содержания и способы использования принудительного труда больших масс заключенных.

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), первое в СССР “исправительно-трудовое” учреждение, был образован в 1923 году. Концлагерь губернского подчинения был учрежден ещё в 1920 г. по решению Архангельского губисполкома. Большинство заключенных составляли осужденные за уголовные преступления и “контрреволюцию”, свыше трети узников – бывшие белые солдаты, офицеры и военные чиновники. В мае 1921 г. заключенные были вывезены в Холмогорский лагерь принудительных работ. Уже в мае 1923 г. Лубянка выступила с инициативой организовать собственный “Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения”. В июне 1923 г. ВЦИК принял решение о создании Северных лагерей ГПУ специально для содержания под стражей “политических и уголовных преступников, отбывающих наказание по внесудебным приговорам ГПУ”. В “Положении о Соловецких лагерях принудительных работ” указывалось, что эти лагеря предназначены “для изоляции особо вредных государственных преступников, как уголовных, так и политических, кои принесли или могут принести существенный ущерб спокойствию и целости СССР”. “Заселение” Соловецких лагерей началось уже летом 1923 г. В последующие годы количество заключенных СЛОНа неуклонно росло.

По диаграмме в презентации определите, когда в СЛОНе прибывало наибольшее количество заключенных?

Постепенно отдельные лагеря, отделения, “командировки” и другие объекты СЛОНа заняли все острова Соловецкого архипелага. В мае 1930 г. Политбюро приняло решение о сооружении силами заключенных концлагерей Беломоро-Балтийского канала (ББК). С началом его строительства и формированием на материке Белбалтлага туда стали перебрасывать всех трудоспособных узников Соловков. Число узников Соловецких лагерей быстро сократилось. С ноября 1933 г. на Соловецких островах разместилось штрафное отделение Белбалткомбината. В декабре 1933 г. СЛАГ был окончательно расформирован. Большинство узников направлялось в СЛОН во внесудебном, т.е. административном порядке. Сроки их заключения составляли от 3 до максимальных в 1920-е гг. 10 лет. Все заключенные, независимо от пола, возраста, национальности и вероисповедания, фактически подразделялись на три группы.

“Политики”

“Каэры”

“Шпана”

Политические заключенные: анархисты, члены социалистических партий. “Политики” пользовались льготным режимом, получали особый (“усиленный”) паек, имели выборных старост и к принудительным “общим” работам не привлекались. Ежегодные амнистии на них не распространялись. Контрреволюционеры: царские военные и гражданские чиновники, духовенство, люди интеллигентных профессий, бывшие студенты, дворяне и буржуазия, общественные деятели и члены несоциалистических партий, рабочие и крестьяне, участвовавшие в массовых антибольшевистских движениях, иностранные подданные. С началом коллективизации – “раскулаченные” крестьяне, которые рассматривались как “деревенская контрреволюция”.

Жили “каэры” вместе с уголовниками, широко использовались на тяжелых работах. Ежегодные амнистии на них не распространялись. Попытка побега каралась расстрелом.

Уголовники и “бытовики”, которые направлялись в концлагерь по решению суда. К этой же категории относились профессиональные нищие, проститутки, беспризорники и преступники – “малолетки”. Ежегодно амнистировались, пополняли низшую лагерную администрацию.

4. Положение политзаключенных в СЛОНе. (Приложение 1)

Работа с документом:

  • Из докладов заместителя начальника Спецотдела при ГПУ А. Гусева и за начальника Управления Северными лагерями Балышева заместителю Председателя ГПУ Г.Г. Ягоде о состоянии Северного концлагеря на Соловецких островах на 1 сентября 1923 г.
  • Из доклада комиссии А.М. Шанина Коллегии ОГПУ о положении заключенных в Соловках. Начало мая 1930 г. Сов. Секретно (Приложение 3)
  • Александр Исаевич Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ”

Глава IV. С ОСТРОВА НА ОСТРОВ (Приложение 2)

Задание: на основании предложенных документов заполните таблицу; отвечая на вопросы, сравните “идеальное” положение заключенных с реальным.

5. Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию.

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока: “Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”.

Почему, ребята, это “Великая русская трагедия” и надо ли так подробно описывать и изучать подобные исторические факты.

(Обсуждение, коррекция ответов учащихся).

В качестве итога нашего урока мне бы хотелось привести фразу М. Сервантеса: “История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Домашнее задание: написать эссе по предложенному высказыванию В. Белинского

“У всякого человека есть своя история, а в истории – свои критические моменты: и о человеке можно безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким он являлся в эти моменты, когда на весах судьбы лежали бы его и жизнь, и честь, и счастье.”

6. Рефлексия.

У вас на партах лежат стикеры разного цвета, выберите цвет своего настроения на уроке (смотри презентацию) и прикрепите на доску.