Интегрированный урок (история + литература) по теме "Комедия «Ревизор» в контексте эпохи"

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (586 кБ)


Актуальность проблемы интеграции обучения продиктована новыми социальными запросами. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Корни интеграции можно найти в далеком прошлом педагогики. Ян Коменский подчеркивал: “ Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи ”.[3 c/287]

Интеграция в образовании – не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. “Рост научных знаний, – отмечал В.В.Вернадский, – быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам”.

Интеграция – (лат) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer – целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Наше время, перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет   особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить   отбирать необходимую  информацию. [1 c.67] 

Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика,  в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и  новые подходы  в  изучении дисциплин через интегрированные образовательные  системы. Создаются новые концепции образования,  которые основаны на деятельностном подходе.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате  проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. [6 c.107]

Методика интегрированного обучения  имеет цели помочь учащимся:

– научиться  познавать;
– научиться  делать;
– научиться жить вместе;
– научиться жить в ладу с самим собой.

Интегрированное обучение не подразумевает   только взаимосвязь знаний по разным предметам на  одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.[2 c.48]

Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня  при использовании большого количества приемов. Возможно  проведение серии уроков в рамках целой темы. Могут вести уроки 2-3 педагога. 60-80%   урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: мультимедийное   сопровождение, видеохудожественный, музыкальный ряд, декламация, чтение, показ   исторических документов, материалов школьного краеведческого музея..

Интеграция не отрицает предметной системы, а является путем ее совершенствования. Она не должна заменить обучение классическим предметам, но соединить получаемые знания в единую систему. Определение интегрированного урока не зависит от присутствия на уроке нескольких учителей, или от механического объединения материала учебных дисциплин. [4 c. 24]

На уроке “Комедия “Ревизор” в контексте эпохи” в 8-м классе мы постарались решать конкретные задачи, возможные только благодаря интегрированию: задачи сравнительно-обобщающего изучения материала на основе уже полученных знаний, умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты, выводить учащихся на уровень самостоятельных выводов и суждений, установление связей и закономерностей

История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений. Источники исторических знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные произведения.

Художественная литература, как вид искусства, возникает на почве устно-поэтического народного творчества путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов, социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать “очевидцем всех времён истории”.

Наука – древо, ранее бывшее единым. История выросла из литературы или литература из истории. Что есть “Илиада” Гомера или древнерусские летописи – исторический источник или литературное произведение? А мемуары? Мемуары А.Ф.Тютчевой “ При дворе двух императоров” – это и история глазами очевидца и великолепный литературно-художественный язык и нравственно-философское откровение!!!

На уроке пересекаются две образовательные линии: историческая и литературная. Точкой соприкосновения является изучение источника. Сопоставляя литературное произведение и исторический источник, мы пытаемся выяснить, как эпоха отражается в них, с какой степенью достоверности и почему. Сравнивая текст бессмертной комедии с документами эпохи Николая I, определяем основные задачи и назначение литературного произведения.

Цели урока:

  • Расширение и систематизация опорных знаний по истории и литературе: изучение источника – общая платформа сближения знаний.
  • Погружение учеников в эпоху, определение связи явлений и событий с деятелями эпохи и их влиянием на развитие общества, его нравственное состояние.
  • Творчество учащихся и активная познавательная деятельность.

Задачи урока:

  • формировать у учащихся представление о связи темы и формы художественного произведения с характером эпохи;
  • развивать навыки анализа исторического источника и литературного произведения;
  • отрабатывать различные виды деятельности учащихся на уроке;
  • способствовать формированию гражданского мировоззрения нравственных идеалов, чувства долга перед Отечеством.

План урока:

  1. Николаевская эпоха и ее деятели.
  2. Изучение исторических источников и сравнение с текстом комедии.
  3. Литературное произведение и его основная задача.

Урок целесообразно проводить, используя два учебных часа. Включение в урок фрагментов из спектакля и инсценировка отдельных сцен комедии учащимися настраивает на творческое отношение к уроку. Использование мультимедийной презентации позволяет оптимизировать учебный процесс, более наглядно увидеть схемы, иллюстрации, портреты, задания.

Завязка урока – демонстрация премьерной афиши комедии “Ревизор”. Реакция публики, отзывы прессы, слова императора и самого Гоголя дают возможность начать беседу с ребятами, в которой актуализируются знания по эпохе Николая I.

Несколько учащихся готовили задания опережающего характера – материал о биографии Николая I, после которого делается вывод о том, какие события повлияли на определение курса императора, о жизни Н.В.Гоголя, после чего выполняют задание составить линию времени жизни императора и писателя. Сопоставив две линии времени, ребята делают вывод: “Сатирическое произведение Гоголя – попытка показать все темные стороны России, с которыми он сам столкнулся в жизни”.

Основная часть урока – работа с историческими источниками. Ребята работают в группах. У каждой группы свой документ. Они пытаются провести внутреннюю критику источников, определить, какие стороны российской жизни описаны в этих документах, выписывают опорные слова, характеризующие эпоху, и подбирают соответствующие отрывки из комедии.

Следующий этап – погружение в историю. На экране – “Табель о рангах” Петра I, ребята знакомятся с подлинным текстом, вспоминают, какие цели ставил Петр, вводя регламентацию чиновников, и что изменилось в эпоху Николая.

Заключительная часть – театральная. Учащиеся представляют сцены из комедии, они.пытаются определить, что главное в жизни этих людей, их нравственный облик и внутренний мир. Высказываются различные точки зрения, в том числе прямо противо-положные. Разворачивается интересная дискуссия. Мнения очень неоднозначны, когда учитель ставит вопрос: “ Кто же главный герой комедии?” А видел ли Гоголь героя в своем произведении? А были ли в России того времени настоящие граждане, каковы их судьбы? В том числе и самого Гоголя. После этого им просто ответить на вопрос : “ В чем же главное назначение литературного произведения ?” В таких дискуссиях очень интересно раскрывается внутренний мир сегодняшних подростков, им нравится обсуждать, противоречить и даже эпатировать. Учителю нужно только немного направлять, и вот уже формулируется основной вывод обсуждения – в обществе, где среди власть имущих царит ложь, процветает невежество, взяточничество, где народ бессловесен, забит и унижен – нет будущего.

На таких уроках повышается интерес и активность учащихся, они становятся соучастниками процесса обучения, можно сказать, творцами, создателями урока. Ребята побуждаются к актуализации ранее полученных знаний, учатся использовать разные источники, самостоятельно получать информацию. Им нравится реализовывать свои творческие способности. А самым главным результатом для учителя является то, что выходя из аудитории после проведенного урока, дети, как правило, спрашивают : “ А когда у нас еще будет такой урок?”.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
  2. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926
  3. Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. – М. Учпедиздат, 1955. – 287 с.
  4. Образование: Традиция и инновации в условиях современных перемен: сборник.– М.,1997.
  5. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.– М.,1986
  6. Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования. Журнал Народное образование № 8 – 2003г., с. 107.