Интегрированный урок (история + литература) по теме "Овеянные славою флаг наш и герб"

Разделы: История и обществознание, Литература


Слайды 1–2.

Цели: Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся. Популяризация государственных символов РФ и РА. Изучение учащимися истории государственной символики России и РА. Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики. Расширение литературных знаний учащихся по произведениям литературы, в которых нашли отражение государственные символы.

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра презентации, иллюстрации с изображением герба РФ и РА, флага РФ и РА.

Эпиграф:

История не терпит суесловия
Трудна её народная стезя
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.

Ход урока

Слайд 3

Звучит Гимн России.

Учитель литературы: Здравствуйте ребята! Что за музыка сейчас звучала? (Гимн России). Совершенно верно. И сегодня мы с вами собрались на необычный урок. Посмотрите внимательно на экран. О чём мы с вами сегодня будем говорить? Слайд 4.

Ученик:

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россией.
Россия…Россия … раздолье. Равнины
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства.
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

Слайд 5.

Учитель истории: Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна большая. В Москве ещё вечер, а на дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начитается новый день и восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. квадратных километров. Расстояние с севера на юг – около 4 тысяч километров. Если мы захотим облететь страну с запада на восток – потратим в пути около 12 часов и пролетим над просторами России 10 тысяч километров. Откуда появилось такое название «Россия»? В стародавние времена её называли Русью. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца и добрых людей. Русских ещё называли россами, а страну, в которой они жили – Россией.

Учитель литературы:

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей …
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю.
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – «Русь».

Слайд 6. Учитель литературы: Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе? (Ответ – Все мы – россияне).

I. Беседа о символах России. Запись в тетрадь темы урока.

Учитель истории: Ребята, если сложить пополам лист бумаги, на нём останется линия сгиба? (Да). Значит, бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордится своей Родиной? Я думаю, что мы не хотим быть «Иванами, не помнящими родства». Поэтому именно сегодня мы обращаемся к святым символам нашего государства.

Учитель литературы: И не только обратимся к ним , но ещё и найдём в литературных произведениях образное обращение к ним.

Учитель истории: Как и любое государство в мире, Россия имеет свои государственные символы. Давайте с вами вспомним, какие же символы есть у нашей страны?

Слайд 7.

Учитель литературы: Гимн мы с вами прослушали в самом начале. А кто, ребята, скажет, что такое гимн? Когда мы можем его услышать.

Сообщение ученика: Гимн, в переводе с греческого – торжественная песнь. Гимны чрезвычайно разнообразны – государственные, военные, религиозные; звучат в честь какого – то события или героя. В музыкальной энциклопедии гимн трактуется как особое музыкальное произведение. Отличающееся образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, размеренным маршевым ритмом, величавостью музыка. Каждый новый день в нашей стране начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна – величественная, торжественная. Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времён существовали торжественные песнопения. В них славилась красота родной земли, её богатства, подвиги героев. Государственный гимн звучит в особых случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время спортивных состязаний в честь победителей. Присмотритесь к их лицам: они серьёзны и взволнованы. Они прославили родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны, воспитавшей таких спортсменов.

Ученик:

В древней Греции и Риме
Пели песни в честь богов
Распевает гимн и ныне
В школе хор учеников
Только гимн совсем иной –
Гимн страны моей родной!

Запись в тетради: Гимн – торжественная песня.

Слайд 8.

Учитель литературы: Мы с вами живём в Республике Адыгея. И наш субъект РФ тоже имеет свой гимн. 24 марта 1992 года было принято постановление Верховного Совета Республики Адыгея « О утверждении гимна РА». Автором слов является народный писатель Адыгеи, лауреат Государственной премии СССР и России Исхак Машбаш, а на музыку текст переложил народный артист, заслуженный деятель искусств Умар Тхабисимов.

Учитель истории: О каком символе нашего государства мы с вами продолжим разговор? Верно, это герб.

Слайд 9.

Учитель литературы: Слово «герб» переводится как «наследство». О красоте и богатстве родной земли, ратных подвигах, народных сказаниях и легендах рассказывают потомкам старинные гербы русских городов. Значение имеют не только изображённые на гербе фигуры, но и цвет фона. Голубой выражал красоту и величие, зелёный – изобилие, красный – мужество и храбрость. В словаре В.Даля слово «герб» трактуется как «род щита с изображением знаков, присвоенных государству». Вот и на гербе Москвы щит с изображением всадника в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает длинное копьё в золотое тело дракона с зелёными крыльями.

Слайд 10.

Учитель истории: А теперь давайте узнаем историю возникновения гербов.

Сообщение учащегося: Предшественниками гербов были эмблемы, которые помещали на своих доспехах рыцари ещё в XI – XIII веках. Первоначально содержание символов рыцари выбирали произвольно, но когда эмблемы стали постоянными и начали передаваться по наследству, то для употребления символических изображений установились особые правила, а сами изображения стали называться гербами. Так в Западной Европе появились гербы дворянских родов. В России первые дворянские гербы появились в конце XVI – начале XVII веков, но широкое распространение их началось со времён правления Петра I.

Слайд 11.

Сообщение учащегося: Если вернуться в ещё более ранние времена, то до начала XVI века Россия была раздробленным государством, состоящим из нескольких независимых княжеств, поэтому о едином государственном гербе не могло быть и речи. Герб появился при Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображён всадник, протыкающий копьём змия, а на оборотной – двуглавый орёл. Ещё до появления этой печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного Святого Георгия Победоносца. Почитание Георгия как святого началось в V веке и получило распространение во всём христианском мире. С принятием христианства почитание святого Георгия пришло и на Русь.

Слайд 12.

Учитель литературы: В давние времена бабушки и дедушки рассказывали внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку… «В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства - государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было очень прожорливым и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. Проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его». Под образом змея в русских сказках и былинах наши предки подразумевали орды врагов-кочевников, которые своими набегами разоряли русскую землю. Откуда же в Государственном гербе появился орёл?

Слайд 13.

Учитель истории: Историки XVIII века полагали, что двуглавый орёл пришёл на Русь из Византии в результате женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Однако современные исследователи подвергают сомнению это утверждение. Возможно, изображение орла появилось на русских монетах под влиянием южнославянских стран, где двуглавый орёл использовался как герб. В Византии орёл был знаком принадлежности к императорскому двору. Есть даже предположение, что двуглавый орёл мог быть заимствован у Золотой Орды – в XIV веке орёл был на монетах хана Джанибека. В мифах многих народов орёл – символ солнечной силы, огня и бессмертия. За пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно менялось. Каждый новый правитель вносил в герб что-то новое.

Слайд 14

Сообщение ученика: Есть такая наука – геральдика – она изучает историю возникновения и символику гербов. Появилась она в 1722 году, когда Пётр I учредил Герольдмейстерскую контору, для создания городских и губернских гербов. До конца XVIII века были утверждены гербы более 500 городов. В 1856 году появились три варианта государственного герба: Большой, Средний и Малый. Последний окончательный вариант Российского государственного герба был утверждён в 1892 году императором Александром III. В таком виде герб просуществовал до февраля 1917 года. В 1918 году гербом Советской России становится серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен. Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями союзных республик. В 1993 году первый президент России Б.Н.Ельцин подписал указ о государственном гербе, в котором двуглавый орёл опять утверждён как государственный символ нашей Родины.

Слайд 15

Учитель литературы:

Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы.
Их найдём мы на монетах.
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге!

Запись в тетрадь: Герб РФ – двуглавый орёл.

Слайд 16.

Учитель истории: У РА тоже есть свой герб. Его автором является член Союза художников Давлет Мухаджериевич Меретуков. Он представляет собой круг, сверху обрамлённый ленточкой с надписью «Республика Адыгея» на русском и адыгейском языках. В середине ленты – большая звезда, с боковых сторон – листья дуда, клёна, золотые колосья пшеницы, початки кукурузы. Круг замыкается аббревиатурой слов «Российская Федерация» буквами РФ, над которыми изображён национальный стол – анэ с хлебом и солью. В середине круга – главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне. В символике герба нашёл отражение тот факт, что РА является частью РФ, богатство и щедрость нашей земли, доброта и гостеприимство живущих здесь людей.

Следующий не менее важный символ нашего государства – это флаг. Ребята, а как выглядит российский флаг? (ответы учащихся).

Слайд 17.

Учитель истории: Государственный флаг РФ – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитете государства. Описание государственного флага и порядок его использования определяются Федеральным конституционным законом. Государственный флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг РФ вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников. Государственный флаг является бортовым отличительным знаком для воздушных и морских судов России.

Сообщение учащегося: На государственном флаге России – нашей родины – мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру. Вверху – белая полоса. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам. Синяя полоса – она в середине – говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли. Красная полоса – нижняя – означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Запись в тетрадь: Флаг – прикреплённое к дереву или шнуру полотнище, определённого цвета или нескольких цветов, часть с эмблемой.

Слайд 18.

Учитель истории: Первое упоминание о Государственном флаге России относится к царствованию Алексея Михайловича Романова, когда был построен первый русский корабль и для флага, предназначенного для корабля с названием «Орёл» были выбраны белый, синий и красный цвета. Долгое время в России флаги использовались на флоте. При Петре I существует сразу три флага: белый с синим поперечным крестом (Андреевский) – для военного флота, бело-сине-красный – для торгового флота, черно-жёлто-белый – государственный флаг Российской империи.

Слайд 19.

В 1858 году Александр II официально утверждает чёрно-жёлто-белый флаг в качестве государственного. А на море господствует бело-сине-красный, под ним ходят российские торговые корабли. 1917 году флаг вновь меняется на красное полотнище с серпом и молотом. Следующие изменения ждали флаг в 2000 году. Спустя годы бело-сине-красные цвета вернулись на российский флаг. Решение о принятии этого флага было принято первым Президентом России Б.Н.Ельциным. Знаменем вооружённых сил России стало красное знамя. Именно с таким флагом связаны славные страницы истории Родины.

Слайд 20.

Учитель литературы: Действительно, знамя, флаг, стяг неоднократно являлись символом мужества, храбрости наших воинов. Много таких страниц можно найти в художественной литературе. Листаю страницы «Войны и мира» Л.Н. Толстого: «…бегство под Аустерлицем – страшное и чудовищное. Даже Кутузов, понимавший обречённость русских в этом сражении, потрясён. Но вот Андрей Болконский подхватывает священное древко: «Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжёлое знамя, и побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. И действительно, он пробежал один только несколько шагов». Подвиг князя Андрея не мог изменить хода битвы. И князь ещё накануне думал, что этот день сражения принесет ему гибель. Но он не мог поступить иначе. «Со знаменем в руках, впереди полка» он был «героем, достойным своего отца и своего Отечества». Знал, что может погибнуть, но бросился вперёд. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством. Вдумаемся в смысл написанного более 100 лет тому назад письма, впервые опубликованного в Москве в 1893 году в сборнике «Отеческий завет», и станут более понятны причины былого величия нашей российской державы и победоносности её войска. «Прежде всего, Великому государю служи верой и правдой, в бою будь твёрд, бесстрашен, стой мужественно против врагов, сам отнюдь в руки не давайся: бейся храбро, пока на ногах стоишь… больше всего бойся измены, чтоб не быть тебе под проклятием и не погибнуть навеки; лучше умереть, чем изменить…». Вот эти заветы и помнил князь Андрей и не мог отступить в бою, не мог бросить знамя.

Учитель истории: Боевые знамёна всегда обладали огромной энергией. Они наполняют сердца воинов силой, мужеством, вызывают у них желание достойно выполнить свой долг по защите Родины. У российских боевых знамён долгая и славная история. После Крещения Руси на боевых стягах изображались лики святых, Богородицы и Спасителя. Вера в святость знамён на Руси была непоколебимой. Знамёна всегда воодушевляли русских воинов в битвах.

Слайд 21.

Учитель литературы: В «Слове о полку Игореве» говорится:

В поле Русь, с багряными щитами,
Длинным строем изрядилась к бою,
Алча чести, а для князя славы…,
Всё дружине храбрый отдал Игорь,
Красный стяг себе один оставил,
Красный стяг один, серебряное древко…

В романе К. Симонова «Живые и мёртвые» рассказывается о многих эпизодах Великой Отечественной войны. В одном из них говорится о судьбе полка, в первые дни войны, выходившего из окружения. Почти все солдаты и офицеры погибли, но полк сохранил своё знамя. Его на собственной груди вынес с поля боя один из героев. Сохраним знамя, сохраним полк. Его не расформировали, а пополнили новыми бойцами. Ещё Пётр I ввёл в первый воинский устав слова: «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен». Была установлена особая ответственность за сохранность знамени. Знамённый взвод, не уберёгший знамя, подлежал расстрелу, а полк – расформированию. Отсюда и поговорки - «Сбережешь знамя – сбережёшь честь», «Сам погибай, а знамя спасай», «Огню важно пламя, а войне – знамя», «Держи знамя высоко – пойдёшь далеко».

Слайд 22.

Учитель истории: У нашей республики тоже есть свой флаг. Он был утверждён 24 марта 1992 года. Как выглядит этот флаг? Это прямоугольное полотнище зелёного цвета, на котором изображено 12 золотых звёзд и три золотых перекрещенных стрелы, направленные наконечниками вверх. Зелёный цвет флага – это символ жизни, вечности. 12 золотых звёзд – 12 основных племён адыгского народа, а три перекрещенные стрелы – единство, союз этих племён. Впервые о флаге упоминается в книге английского журналиста Э.Спенсера «Путешествие в Черкессию, Крым – Татарию…», вышедшей в Лондоне в 1838 году. Английский журналист – очевидец тех событий – описывает, как встретили адыги этот флаг. « … мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное знамя…При виде долгожданного национального флага тысячи мечей взлетели в воздух, и один всеобщий продолжительный вопль радости вырвался из необъятной толпы. Никогда, до сей поры, не было большего проявления энтузиазма, ни решимости защищать своё Отечество…»

Учитель истории: Дорогие друзья! Вот и заканчивается наш урок. Я думаю, он прошёл не зря, вы многое вспомнили, узнали что-то для себя новое. Символы современной России – государственный герб – двуглавый орёл, Государственный флаг – бело-сине-красное полотнище и Государственный гимн – «Россия – священная наша держава» были приняты накануне XXI века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества. Государственные символы, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции народа и нашего Отечества. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти символы величия и могущества России достались вам в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.

II. Рефлексия.

Подводя итог нашего урока, ответьте на вопросы, которые изображены на экране:

Слайд 23.

  1. Что вы узнали важного и интересного для себя?
  2. Какие знания, полученные на уроке, могут вам пригодиться в жизни?
  3. Какая информация показалась вам самой важной и нужной?
  4. Какие выводы вы можете сделать из сегодняшнего урока?

Ученики отвечают по желанию на один или несколько вопросов.