Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва. Другой взгляд"

Разделы: История и обществознание


Цель: Развитие навыков самостоятельного сбора, изучения, анализа и представления материала; формирование патриотических и гуманистических ценностей.

Оборудование: Карта Сталинградской битвы, книги о Великой Отечественной войне, медиапроектор.

От рождения земля не видела
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля.
Все пылало над Волгой-рекой.
В. Лебедев-Кумач.

Учитель.

Нынешний, 2013-й год, чрезвычайно богат юбилейными датами в истории России. В этом году исполняется 400 лет дому Романовых, представители которого, сыграли судьбоносные роли в истории Российской империи и в становлении российской государственности. Также 400 лет назад отчаянным патриотическим подвигом вписал свое имя в русскую историю Иван Сусанин. В новейшей истории нашей страны большинство примеров героизма относится к периоду Великой Отечественной войны. В этом году отмечается 90 лет со дня рождения Зои Космодемьянской и 70 лет подвигу Александра Матросова. В череде событий воинской славы нашего народа особое место занимают Курская битва, прорыв блокады Ленинграда и окончание Сталинградской битвы, которые произошли 70 лет назад.

Наш урок посвящен одному из важнейших событий ХХ века – Сталинградской битве. Время не может стереть память о великих делах и великих людях, оно позволяет по– иному на них взглянуть и осмыслить.

У нас есть возможность узнать мнение молодого поколения, услышать интерпретацию известных исторических фактов, познакомиться с мнением авторитетных личностей, и, возможно, открыть для себя новое видение изучаемой темы.

Учащиеся, условно разделившись на историков, архивистов и литераторов работали с разными источниками, и сейчас продемонстрируют результаты своих исследований.

Я предоставляю слово группе историков.

1-й ученик.

Рассказывает о создании Сталинградского фронта с июля 1942 года, о начале контр – наступления Красной армии осенью 1942 года, о реализации плана “Уран ”. Показывает на карте размещение советских войск, точки нанесения ударов по группировкам противника, линию окружения врага, соединившимися войсками Сталинградского и Юго-западного фронтов.

2-й ученик.

Комментирует слайды на экране; таблицы с датами военных операций, численность войск и вооружения, данные о потерях убитыми, раненными и пленными; фотографии генерал– лейтенанта Н.Ф.Ватутина, генерал-полковника А.И.Еременко, генерал– лейтенанта К.К.Рокоссовского сопровождают короткие биографические справки.

3-й ученик.

Предлагает посмотреть видеофрагмент военной кинохроники. На кадрах ночные бомбардировки Сталинграда; разрушенный и пылающий город; немецкий генерал-фельдмаршал В. Паулюс с остатками 6-й армии Вермахта сдается в плен.

Вопрос для обсуждения.

Голос за кадром называет Сталинградскую битву “ коренным переломом” и “ поворотным пунктом войны”. На чем основано это утверждение?

Учитель.

Следующая группа – это архивисты. Они подготовили подборку официальных документов, высказываний известных людей и писем простых солдат.

1-й ученик.

Я выбрал цитаты из статей, опубликованных в зарубежных газетах.

Ф. Рузвельт, Президент США.
“Эта славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии ”.

У. Черчилль.
“Сталинград стал символом мужества и стойкости русского народа и вместе с тем, символом величайшего человеческого страдания ”.

Л. Смэтс, фельдмаршал.
“Действия русских великолепны и величественны по размаху и замыслу и осуществляются с великим мастерством ”.

М. Уэрнер, публицист.
“Под тяжелыми ударами поразительного контрнаступления Красной армии под Сталинградом рухнуло здание германской стратегии ”.

Г. Типпельскирх, генерал.
“Катастрофа под Сталинградом сильно потрясла немецкую армию, там произошло нечто непостижимое ”.

Вопрос для обсуждения.

Чем вызвана такая высокая оценка в других странах успеха Красной армии?

2-й ученик.

Из письма немецкого солдата отцу:

“Что в России случилось, вы, наверное, знаете. Мы в окружении. Теперь фюрер сам принял командование, и мы надеемся, что он выведет нас из окружения. Когда дорога в Германию будет для нас открыта, это будет самым лучшим подарком к рождеству. Надеюсь, что новорожденный Христос поможет нам…”.

Из письма советского солдата домой:

“Такого сплошного подвига, как защита Сталинграда история не знает. Привыкли думать, что подвиги совершаются на передовой линии огня. А вот кто представляет, что значит три месяца подряд снабжать фронтовые части через Волгу? Форсировать Волгу несколько раз в сутки под беленым огнем в течение трех месяцев …”.

Вопрос для обсуждения.

Что можно сказать о душевном состоянии немецкого и советского солдата?

3-й ученик.

Обратите внимание на экран. Это– текст приказа Народного Комиссара Обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года за подписью И.В.Сталина, прозванный в народе “ ни шагу назад ”.

Историки неоднозначно оценивают этот документ, критикуют моральную сторону, отмечают чрезмерную жестокость. Так или иначе, Приказ №227 сыграл огромную роль и в защите Сталинграда и для советских войск в целом. Существует мнение, что это слишком высокая цена для военных побед.

Вопрос для обсуждения .

Сформулируйте главную идею приказа и свое отношение к нему.

Учитель.

Я приглашаю для выступления группу литераторов. Они собираются обсудить с нами произведения советских писателей, в которых отражены события Сталинградской битвы.

1-й ученик.

О Великой Отечественной войне написано множество хороших книг. Многие авторы сами прошли дорогами войны, поэтому их взгляды так убедительны, а переживания вызывают почти физические ощущения.

У меня в руках книга Ю. Бондарева “ Горячий снег ” и несколько вопросов к тем, кто ее читал.

Почему книга так названа?

Кто из героев вам ближе, Деев или Бессонов, и почему?

Какая связь между описанными событиями и темой нашего урока?

Исследователи творчества Ю.Бондарева находят аналогии в действиях Бессонова и М.И.Кутузова. В чем это выражается?

2-й ученик.

Я прочитаю отрывок из книги В.Зайцева “ За Волгой для нас земли не было” о страшной бомбардировке Сталинграда немецкими самолетами. А на экране вы увидите сообщение от советского информбюро об авиа налетах на город.

Давайте, прочитаем оба фрагмента и сравним свои впечатления.

3-й ученик.

На меня произвела неизгладимое впечатление книга К.Симонова “ Дни и ночи ”, и мне стало интересно, как отзываются о ней литературные критики. В одной статье говорилось, что эта книга выросла из военной публицистики К.Симонова и не может считаться полноценным художественным произведением. Возможно, в этом и состоит ее уникальность.

У Симонова Сабуров и Канюков – простые, но искренние и глубокие, может быть, именно такие люди становятся настоящими героями? А какие образы защитников Сталинграда создает у вас эта книга?

4-й ученик.

Повесть В. Некрасова “ В окопах Сталинграда ” считается одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне. Рассказ о том, что происходило с автором на фронте, показался мне настолько честным, что у меня сформировалось следующее убеждение: даже на фоне бесчеловечной войны Некрасов видит личность человека со всеми его переживаниями и вполне мирными потребностями, которые он пытается реализовать в условиях военного быта. Говорят, война меняет людей, делает их жестокими.

У Некрасова героям удается сохранить человеческие лица и лучшие человеческие качества. И все же, в повести присутствует нравственная проблема “справедливых” и “несправедливых”. Находят ли решение герои Некрасова, соглашаетесь ли вы с ними?

Учитель.

Спасибо. Ребята, вы получили большой объем информации, вам показали разные взгляды на одно событие: художественный, эмпирический, политизированный. Кто более правдив и объективен – нам не дано решать, мы не имеем морального права судить историческую эпоху. Субъективное толкование фактов в угоду ложных ценностей и коньюктурных амбиций приводит к перевиранию и к фальсификации истории стран и народов.

Самым ценным достижением нашего времени является то, что мы имеем возможность обсуждать и полемизировать, а главным результатом нашего урока я считаю наличие у каждого из вас собственного мнения и умение вести корректную дискуссию.

Благодарю авторов за интересные работы и аудиторию за внимание к ним.

Литература.

  1. Г. Жуков Воспоминания и размышления.
  2. В. Попов. Правда Сталинграда.
  3. Г. Куманев. Сталинградская битва.
  4. М. Алексеев. Мой Сталинград.
  5. Е. Андреева. Д.Белов. Битва за Сталинград.
  6. Ю. Бондарев. Горячий снег.
  7. В. Зайцев. За Волгой для нас земли не было.
  8. К. Симонов. Дни и ночи.
  9. В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
  10. А. Исаев. Мифы и правда о Сталинграде.
  11. А. Самсонов. Сталинградская битва.
  12. В. Чуйков. Сталинград. Уроки истории.
  13. М. Барятинский. Битва за Сталинград.
  14. Б. Усик. Сталинградский котел. 2003 г.
  15. И. Кружко. Сталинград. Воспоминания участника. 2003г.
  16. Е. Капитонов. Мемуары рядового Красной Армии. 2003 г.
  17. А. Борозняк. Письма солдат вермахта из сталинградского окружения. 2002 г.
  18. Г. Вельц. Записки офицера вермахта. 1999 г.
  19. Э. Бивор. Судьбоносный город. 1999 г.
  20. К. Типпельскирх. Гибель 6-й армии. 1994 г.
  21. В. Герленц. Сталинградская эпопея: воспоминания Паулюса. 2012 г.
  22. Х. Шретер. Великая битва глазами военного корреспондента. 2010 г.