Цели урока:
- охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной войне;
- раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
- проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ.
Оборудование: фрагмент документального фильма “Сталинградская битва”; слайды, выполненные в программе “Power Point”; карта “Сталинградская битва”; книги о войне, художественные произведения о Сталинградской битве; музыкальный фон.
Предварительная подготовка заключается в совместном прочтении рекомендованной литературы учащимися и педагогами, отборе материала, создании презентации, подборе музыкального фона урока.
Ход урока
Звучит песня “Священная война”.
Учитель истории: Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем интегрированный урок истории и литературы. И в канун 9 Мая посвятим его Сталинградской битве.
Сталинград! Сталинградская битва! Эти слова осенью 1942 года не сходили с уст народов всей планеты. Их произносили во всех странах мира, на всех континентах. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве Второй мировой войны, решалась судьба не только Советского государства. Здесь решалась судьба всего человечества. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие? На этот вопрос должны были ответить сражения, развернувшиеся у Дона и Волги.
Учитель литературы: В битве на Волге принимали непосредственное участие те поэты и писатели-фронтовики, которые на протяжении всей послевоенной истории продолжали обращаться в своем творчестве к важнейшим событиям Великой Отечественной войны. “Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне?” – задавал себе вопрос В.П. Астафьев, и сам на него отвечал: “Правду! Всю жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумным”. Такую правду о Сталинградской битве показали в своих произведениях Виктор Некрасов, Юрий Бондарев и Василий Гроссман.
Учитель истории: Давайте рассмотрим обстановку на фронте летом 1942 года и начало Сталинградской битвы.
Ученик. К лету 1942 года основные усилия фашистское руководство сосредоточило на южном крыле советско-германского фронта, делая ставку на захват нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Нижнего Поволжья. Реализация этих планов позволила бы втянуть в войну против СССР Турцию и Японию.
В результате неудачных для наших войск сражений весны и начала лета 1942 г. в районе Харькова и в Крыму противник вновь овладел стратегической инициативой и развернул в конце июня общее наступление. Под ударами вермахта советские войска оставили восточные районы Донбасса и правый берег Дона. К середине июля немецкие войска вышли в большую излучину Дона, создав угрозу прорыва к Волге и на Кавказ.
17 июля 1942 г. началась Сталинградская битва – одна из самых величайших и ожесточенных битв Второй мировой войны. Первыми встретили врага Клетский, Суровикинский, Серафимовический, Чернышковский районы нашей области. Хорошо подготовленная гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград. Силам наступающего противника противостоял Сталинградский фронт, созданный по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г., в который вошли: 62, 63, 64, 21, 28, 38, 57 общевойсковые армии, а также 8-я воздушная армия.
Ученик. Сложность обстановки состояла также в том, что наши войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии, в ряде соединений не хватало боеприпасов.
Большинство дивизий, прибывших из Резерва Ставки, еще не имело боевого опыта, другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить удары по советским войскам и наносить большой урон в людях, вооружении и боевой технике.
Боям за главную полосу обороны предшествовали бои передовых отрядов. В них входили и курсантские полки. Только что покинувшие стены военных училищ, молодые офицеры шли в свою первую атаку как рядовые бойцы.
28 июля 1942 г. выходит приказ наркома обороны № 227 с требованием “Ни шагу назад!”. В нем говорилось о полной мобилизации сил на отпор врага.
В кровопролитных июльских и августовских боях советские воины проявляли стойкость, самоотверженность и воинское мастерство. Все они, участники этой битвы, были героями.
Упорное сопротивление советских войск вынудило немецко-фашистское командование повернуть с кавказского направления на сталинградское 4-ю танковую армию Гота, 3-ю, 4-ю румынские, 8-ю итальянскую и другие подразделения. После ожесточенных сражений с 17 по 20 августа фашистам удалось форсировать Дон, они рвались к Волге. 35-я гвардейская дивизия под командованием генерала В.А. Глазкова преградила им путь на подступах к городу в районе Котлубани.
Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 года.
Первые вражеские самолеты появились в Сталинграде около четырех часов дня.
Учитель литературы: Каким мы видим начало Сталинградской битвы в поэзии?
Ученик.
…Здесь битва небывалая идет.
На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще
И изрыгает бешенство огня.
И на ветру пронзительно скрежещет
Снарядом раздробленная броня.
Учитель истории: Чем начало Сталинградской битвы отличалось от уже изученных нами сражений?
Ученик. Эта битва существенно отличается от тех сражений, которые мы уже разбирали. По числу участвующих самолетов и весу бомб воздушный налет на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. В нем приняли участие 3 авиакорпуса 4-го воздушного корпуса Рихтгофена. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костер на пути отступающих войск.
Ученик. Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера.
С них бросались в воду гвардейцы 13-й стрелковой дивизии генерала Родимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России.
Учитель литературы: Прочитайте
стихотворения, которые могли бы
проиллюстрировать героизм солдат, защищавших
Сталинград.
Учитель истории: Давайте вспомним героев
Сталинградской битвы.
Ученик. История сохранила имена героев, чей подвиг породил современников и стал назиданием для потомков. Вот несколько имен.
Рассказ о подвигах Матвея Путилова, Михаила Паникахи, Василия Зайцева, Якова Павлова.
Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. Такой героизм был массовым.
Учитель литературы: Как отразились в поэзии мысли и чувства солдат, воевавших в Сталинграде?
Ученик. Чтение стихотворения Сергея Викулова “В городе на Волге”.
Учитель литературы: Ад глазами главного героя Юрия Керженцева в повести “В окопах Сталинграда” описал Виктор Некрасов.
Ученик. Суровой, горькой оказалась судьба Виктора Некрасова. В ее повороте сыграли роль те роковые силы, которым ныне уже вынесен наш народный приговор. Совестливый и талантливый писатель, он успел сказать своему народу те единственные необходимые слова, которые определили “некрасовский” демократичный стиль общения художника с читателем: суровый, без каких-либо приукрашиваний реализм, задушевность интонации, лаконизм фразы, умение в бытовом, приземленном отыскать зерно подлинной человечности и красоты.
Его повесть – первое произведение “не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а участника, находившегося на переднем крае”. Капитан Некрасов воспроизвел по памяти “кромешный ад окопного Сталинграда” – от Сарепты до Тракторного, когда единственным спасением было знать: “десятый день немцы бомбят город. Бомбят – значит, там еще наши. Значит, идут бои. Значит, есть фронт”. В повести нет ни генерала, ни политработника – только солдаты и офицеры.
Для героев данного произведения задачей было отстоять “главную высоту” – Мамаев курган.
Учитель истории: Когда и как был разработан план контрнаступления советских войск в районе Сталинграда?
Ученик. Оборонительный период Сталинградского сражения продолжался почти три месяца. Он стоил многих жертв советским войскам, но защитники, стоявшие насмерть в руинах города и обессмертившие его имя, выиграли время. Пока они отстаивали развалины каждого дома, бились за комнаты, лестничные площадки, воронки и подвалы Ставка Верховного Главного Командования приступила к разработке плана разгрома врага и создания сил и средств для его осуществления.
В район боевых действий на Волге были направлены представители Ставки: генерал армии Г.К. Жуков, генерал –полковник А.М. Василевский, генерал – полковник артиллерии Н.Н. Воронов для изучения на месте вопросов, связанных с предстоящим контрнаступлением.
План предстоящего наступления получил кодовое название “Уран”. Он предусматривал окружение группировки врага, сражающейся в Сталинграде, силами трех фронтов: с севера предстояло наступать войскам Донского и вновь созданного Юго-Западного фронтов. Глубина их операции намечалась в 120 км, с юга удар наносил Сталинградский фронт, соединения которого до встречи с войсками, идущими с севера, должны были пройти до 100 км. На всю операцию по окружению отводилось трое-четверо суток.
Решающее значение при подготовке операции имело скрытое сосредоточение войск, которым необходимо было перебросить на исходные позиции массу боевой техники так, чтобы противник не догадался о намерениях советского командования. Эта сложнейшая задача была выполнена с блеском – немецкая разведка не смогла предупредить свои войска о предстоящем наступлении Красной Армии.
Учитель литературы: Расскажите нам кратко о фронтовой судьбе известного писателя Ю.Бондарева и о том, как он исторически достоверно передал в своем романе “Горячий снег” события ноября 1942 года.
Ученик. Произведение описывает небольшой промежуток времени, это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова, вынужденной в приволжской степи выдержать удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено двумя днями и двумя нескончаемыми декабрьскими ночами, в течение которых герои Ю.Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
Учитель литературы: Какой вывод мы можем сделать по роману Ю.Бондарева “Горячий снег”?
Ученик. Роман “Горячий снег” можно назвать литературным памятником тем, кто не дожил до Великой Победы, хотя и сделал все, чтобы приблизить ее.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва,
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Учитель истории: Расскажите нам об операции “Малый Сатурн”.
Ученик. В связи с неполной реализацией “ Урана”,операция “Сатурн” (нанесение удара по 8-й итальянской армии к северу от Сталинграда со вспомогательным ударом на юго-запад, прикрывая северный фланг Юго-Западного фронта) была заменена на “Малый Сатурн”.
Рывок к Ростову (из-за нехватки семи армий, скованных 6-й армией под Сталинградом) уже не планировался, Воронежский фронт вместе с Юго-Западным и частью сил Сталинградского фронта имели целью отбросить противника на 100-150 км на запад от окруженной 6-й армии и разгромить 8-ю итальянскую армию.16 декабря фронт немцев был прорван силами Юго-Западного и левого крыла Воронежского фронтов в районе Среднего Дона, советские танковые корпуса устремились в оперативную глубину. В середине 20 –х чисел декабря к группе армий “Дон” стали подходить четыре немецких танковых дивизии, хорошо укомплектованные.
Учитель литературы: Какой Сталинградскую битву вы увидели на страницах романа “Жизнь и судьба”? Какие страницы вас поразили?
Ученик. У романа “Жизнь и судьба” Василия Гроссмана, по словам критиков – “страдный путь”. Писатель всю войну провел на фронте военным корреспондентом газеты “Красная Звезда”. Сталинград был пережит им, его страшную тяжесть, невыносимое напряжение он испытал на себе, вобрал в себя.
Основное внимание в книге отведено обороне Сталинграда.Ключевым моментом обороны становятся бои за дом “шесть дробь один”. Руководит маленьким гарнизоном и обороной дома, отстаивая этот клочок родной земли, капитан Греков. Это сильный и самостоятельный человек, ему важно сохранить личный состав “своего отряда”. Он дорожит каждым бойцом, не хочет отправлять людей на бессмысленную гибель. Капитану Грекову чужда коммунистическая демагогия, поэтому он не угоден комиссару. В сводках занижается роль его бойцов, их самоотверженного подвига. Гибель Грекова воспринимается как “счастливое избавление” от неугодного подчиненного, а не потеря смелого и знающего командира. Прообразом дома “шесть дробь один” стал легендарный Дом Павлова. Гроссман – единственный фронтовой корреспондент, видевший своими глазами окруженный фашистами дом.