Цели урока:
Образовательная
- познакомиться с деятельностью великих арабских ученых средневековья, сделать вывод о том, какой вклад в развитие научных знаний, прежде всего науки математики, они внесли,
- повторить алгоритм составления уравнений к задачам, их решение.
Развивающая
- продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с исторической картой, с текстом ученика, составлением текстовых таблиц, развитие внимания, образного и логического мышления, вычислительных навыков.
Воспитательная
- продолжить формирование у учащихся культуры ученического труда, толерантного отношения к мнению своих одноклассников, уважение к историческим знаниям, которые способствуют всестороннему развитию современного школьника.
Оборудование урока:
- учебник Е.В. Вигасин, Г.М. Донской "История средних веков" 6 класс, Москва "Просвещение" 2006г.,
- историческая карта "Завоевания арабов VII-IX вв.",
- Учебник И.Л. Виленкин "Математика 6 класс" 2007г. задания на электронном носителе.
План урока.
- Исторические даты в математической интерпретации.
- Развитие научных знаний в Арабском халифате.
- Аль Бируни
- Ибн Сина (Авиценна)
- Мухаммед аль-Хорезми
1. Вступительное слово учитель истории.
С тех самых пор, как мир возник большой,
Стремились люди к знаньям всей душой.
На разных языках из века в век
Дорогу к знаньям ищет человек.
Ребята, сегодня мы будем вести разговор о развитии научных знаний. "Важное украшение человека - знание", - утверждали арабские ученые, именно о них мы и будем говорить на уроке.
Запишите в тетради по истории число и тему урока.
В Арабском халифате успешно развивались разные науки: астрономия, география, математика, история. Сегодня мы более подробно будем говорить о науке математике, о которой немецкий математик Карл Гаусс сказал такие слова - "Математика - царица наук:"
Учитель математики. Сегодня наш урок необычный, вы не просто познакомитесь с жизнью восточных ученых, но и будете решать математические задачи, которые дошли до наших дней и носят имена этих великих ученых. Применим современные методы решения к этим задачам. Сегодня вы и знающие историки, и мудрые математики.
(Далее сообщаются цели урока.)
Начнем наш урок с небольшой математической разминки, которая называется "Исторические даты в математической интерпретации" ("мозговой штурм" приложение №1.)
Учитель истории. В результате математических вычислений у вас получились числа, которые можно перевести в исторические даты. Что же они обозначают в истории развития Арабского халифата? Переведите эти даты в века.
Ответ учащихся. 630г. - образование Арабского государства, VII в. 750г. - приход к власти в халифате династии Аббасидов, VIII в. 1055г. - турки - сельджуки захватили г. Багдад, XI в.
2. Учитель математики. Мы уже говорили, что математические знания зародились в древности. У их истоков стояли математики древнего Египта, Вавилона, Греции.
Но с V века в течение 1200 лет о математике у европейских народов нет почти никаких сведений. На Востоке совсем другая картина. В VIII-XI вв. происходит расцвет научных знаний. В Багдаде был основан "Дом Мудрости", где хранились рукописи, переводились и переписывались книги. Позже и в других городах появились "дома мудрости". В них ученые получали книги, жилье, денежные средства.
Учитель истории. Во многом успешному развитию науки здесь способствовало то, что в результате активных завоеваний арабы покоряют многие страны, в том числе и страны, стоящие на более высокой ступени культурного развития.
Ребята, давайте попутешествуем по исторической карте и вспомним некоторые события, которые нам известны из истории арабского народа.
Вопросы по карте: Покажите, район первоначального проживания арабских племен.
Ответ учащихся. Жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Покажите, территорию Арабского государства, образовавшегося около 630г. Какие страны были ими покорены в результате их завоеваний в VII-IX вв.?
Ответ учащихся. Иранское царство, Афганистан, Северо-Западная Индия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова:
Таким образом, в течение относительно небольшого временного отрезка образовалось огромное государство. Как оно называлось? Назовите его столицу и покажите по карте.
Ответ учащихся. Арабский халифат. Дамаск.
Учитель математики. Именно здесь на востоке начался расцвет математической мысли. Именно здесь была создана алгебра (от слова "алджебр" - счет). Многие математические труды греческих учёных мы знаем теперь только по арабским переводам. Арабы стали пользоваться индийскими цифрами, которые потом у них заимствовали европейцы. До сих пор эти цифры в Европе называют арабскими. Можно назвать много имён великих восточных ученых.
Мы с вами сегодня на уроке поведем речь о трех из них:
- Аль Бируни
- Мухаммед аль-Хорезми
- Ибн Сина (Авиценна)
Учитель истории. Вам предлагается работа по составлению текстовой таблицы, которую вы будете заполнять, основываясь на сообщениях учащихся, а также используя текст учебника стр.80-82.
Имя учённого |
Годы жизни |
Его вклад в развитие научных знаний. |
1. Аль Бируни | ||
2. Мухаммед аль-Хорезми | ||
3. Ибн Сина |
Сообщение учащегося. Аль Бируни (приложение №2 "Исторические сведения об ученых", слайд №1.)
Учитель истории. Дополните сведения об этом ученым, используя текст учебника, В развитие каких наук, он внес существенный вклад?
Ответ учащихся. Астрономия, история, география:
Учитель математики. Интересно, что до наших дней дошла задача Аль - Хорезми. С течением времени её содержание несколько изменялось, вот как звучит эта задача на уроке у современного школьника из России, (приложение №3 "Математические задачи", слайд №1,2)
Решение задачи.
Физкультминутка. Приложение №4.
Сообщение учащегося. Мухаммед аль-Хорезми, (приложение №2 "Исторические сведения об ученых", слайд № 2 )
Сценка. Стук в дверь. В класс входит почтальон (учащийся 10 класса)
- Это я в 6 "Б" попал?
- В Багдаде найдено письмо,
- Письмо великого султана (очень важного уж тона),
- В руки нам оно дано.
- Не все сумеют прочитать,
- И совет решил - ученый
- В 6 "Б" его отдать.
Отдает письмо учителю математики. Уходит.
Учитель математики зачитывает письмо (приложение №3 "Математические задачи" слайд №3,4)
Решение задачи.
Сообщение учащегося. Ибн Сина (приложение №2 "Исторические сведения об ученых", слайд № 3)
Учитель математики. Ибн Сина в своей книге "Канон врачебной науки" уделял большое внимание режиму дня, правильной диете, а так же занятиям физическими упражнениями.
Есть такая восточная мудрость: "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай". Вам предлагается решить задачу о бегущем человеке.
(приложение №3 "Математические задачи", слайд № 5,6).
Решение задачи.
Учитель истории. Дополните сведения об этом ученым, используя текст учебника. В развитии, каких наук он внес существенный вклад?
Ответ учащихся. Философия, медицина, астрономия, математика и другие.
Учитель истории. На Востоке любили разные фокусы. Хотите ли вы увить один из них? Я беру абсолютно чистый лист бумаги, окунаю его в раствор марганца и вот чудо - на бумаге появляется цифра. Какая?
(заранее на бумаге свечой была написана цифра пять)
Учащиеся. Пять!
Учитель истории. Вот именно так вы сегодня работали на уроке. Молодцы!
Учитель математики. Ребята что же вы узнали сегодня на уроке?
Давайте сделаем вывод. В развитие, каких наук внесли свой вклад арабские ученые?
Ответ учащихся. Математика, география, история, астрономия, медицина:
Учитель математики.
На Восток направлен взгляд,
Дан энергии заряд,
Чтобы точная наука
Прогнала надолго скуку.
Тонкий нужен к ней подход:
Непростой живет народ,
Мыслей будет здесь полет.
Дело тонкое Восток!
Учитель истории.
История как без неё нам жить?
Мы не должны о прошлом позабыть.
С историей проникнешь в глубь веков,
Познать все тайны здесь готов!
Подведение итогов урока. Оценки.